Предмет и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Содержание

Введение…………………………………………………….3
Философия и мировозрение……………………………….4
Предмет и функции философии…………………………...7
Философия и наука……………………………………..….13
Мифология и религия – истоки философии……………...16
Литература…………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

фил катя.docx

— 34.97 Кб (Скачать)

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………….3
  2. Философия и мировозрение……………………………….4
  3. Предмет и функции философии…………………………...7
  4. Философия и наука……………………………………..….13
  5. Мифология и религия – истоки философии……………...16
  6. Литература…………………………………………………..19

 

    1.Введение

     Философия является одной из основных и древних  форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

       Однако  данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности  человека понять сущность мира, в котором  он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни  и составляет понимание мудрости.

       Термин  «философия» впервые встречается  у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл  философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому  понятию новое значение: наука, которая  изучает мир в целом и место  человека в этом мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.Философия  и мировоззрение.

       Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в условиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно – исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения.

       Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта и органично вплетаются в его учения и нормы мышления. Субъектами мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоззрение выступает в качестве своеобразной интегративной  целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

       В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:

  • Миропонимание
  • Мироощущение
  • Мироотношение

       Таким образом, мировоззрение интегрирует  познавательную, ценностную и побудительно – действенную установки человеческой жизнедеятельности.

       Разновидностями миропонимания являются жизненно –  повседневное и теоретическое мировоззрение.

       Жизненно  – повседневное мировоззрение включает опыт, известные навыки, традиции, «память веков». Оно имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизненные позиции, определяющие деятельность человека.

       Мировоззрение – одна из общественных форм отражения  действительности человеком. Его специфика заключается в том, что оно отражает действительность целостно; то есть не только природно – общественный мир жизни и деятельности человека; но и его общественные отношения и жизненные интересы. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Его спецификой является то, что оно, во-первых – форма общественного самосознания человека, во-вторых – способ духовно – практического овладения действительности.

       Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие  мировоззрения от философии состоит в том,  что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

       Другими словами мировоззрение отличается от философии не предметным содержанием, а обусловленным им формой и статусом. Оно не только возникает на уровне теоретического знания, но и обязательно  порождается всей общественно –  исторической жизнью людей, их способом существования и поэтому представляет собой духовно – практическую форму освоения мира и самопознания общественного человека. В связи с этим мировоззрение не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует в виде знания, хоть и включает его. Оно выполняет функцию самопознания, то есть является духовным инструментом субъекта в его практическом самовыражении в общественной и природной действительности. Поэтому в истории общества возникают систематизированные, но не философские типы мировоззрение, такие как мифология и религия.

 

        3. Предмет и функции философии

     Первой  исторической формой философского мышления была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия при-

роды. Она  представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с деревом, корень которого метафизика, а ветви – все остальные науки. Такой широкий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.

       В античном мире философия была «наукой  наук», в ходе исторического развития от нее отделились специальные области  научных знаний – астрономия, физика, математика, химия, история, социология, логика и т.д. Отделение философии от специальных наук способствовало формированию специфического философского исследования: Что составляет сущность природы, Вселенной? В каком соотношении находятся сознание и внешний мир? Что такое человек и каково его место в мире? Способна ли она познать и преобразовать мир, если да, то каким образом?

       Зарождение  философии исторически протекало  с развитием научных знаний, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Вначале философия отвечала на вопросы, которые уже были поставлены религиозно – мифологическим мировоззрением. Однако смысл разрешения этих проблем уже был другим, он базировался на теоретическом анализе этих вопросов, который включал логику и практику. Первые мыслители античного мира главным образом стремились уяснить происхождение разнообразных природных явлений.

       С развитием философии возникают  различные философские теории и  дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она  изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы:

  • Онтология – учение о бытии или о сущности всего существующего;
  • Гносеология – теория познания;
  • Логика – наука о формах последовательного мышления.

       Кроме того, постепенно формируются специфические  отрасли философского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности  истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно – исторического процесса. Философия науки рассматривает проблемы развития науки, которая  создает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности. Объектом изучения этики является мораль как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.

       Человек, человечество, человечность – вот  основной спектр тех проблем, которые  всегда волновали мыслителей. Немецкий философ Иммануил Кант воспринимал философию как отражение познавательного, практического и ценностного отношения к миру. Его триада звучит так: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

       Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд вопросов, как  общего, так и  специфического характера. Например, общим вопросом, раскрывающим характер философского мышления, является вопрос о том, что первично: дух (духовное, идеальное) или материя (материальное). В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

      Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Материализм понимает материю как первичную основу, как источник всего, идеализм объясняет возникновение материи из духа. Материализм и идеализм неоднородны в своих проявлениях. С точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его формы:

  • материализм древнего Востока и Древней Греции – это форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.)
  • метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы. Все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.)
  • диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

      Специфической формой материализма является деизм (от лат. deus – бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, М.В. Ломоносов и др.)

      Подобно материализму, идеализм так же неоднороден. Прежде всего, следует различать  две главные его разновидности: объективный и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость  идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека  (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель). Второй характеризуется  тем, что утверждает зависимость  внешнего мира, его свойств и отношений  от сознания человека (Дж. Беркли, Д. Юм). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный, и ipse – сам). Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.

      В рамках названных форм идеализма  существуют различные его разновидности: рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его  направлений является пантеизм. Точка  зрения иррационализма (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического в познании действительности.  Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение, а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер).

      С вопросом о первоначалах бытия связан вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

      К вопросу о первоначалах всего  сущего примыкает вопрос о познаваемости  мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, более  того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция которую они представляют – агностицизм. Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

      Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени  полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Основными функциями являются мировоззренческие (гуманистическая, социально – аксиологическая,  культурно – воспитательная), методологические (эвристическая, координирующая, интегрирующая, логико – гносеологическая).

      Специфика мировоззренческих функций состоит  в том, что они вооружают людей  знанием всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как  единой сложной системы. Философия  является основой социальной ориентации, деятельности людей, их подхода к  оценке явлений современности.

      Методологические  функции связаны с выработкой системы способов и приемов объяснении, изучения мира. Общие методы деятельности, вырабатываемые философией в равной степени, относятся и к научной  деятельности. Поэтому философия  является общей методологией для  всех наук.

      

      4. Философия и наука.

     Выявление специфики философского знания предполагает исследование различных форм овладения  человеком действительности. Кроме   практического отношения к действительности существуют другие нормообразующие способы объяснения, которые зафиксированы в виде соответствующих форм общественного сознания. Каждая из этих форм имеет собственный набор категорий: в науке – это, прежде всего, истина, в религии – вера, в политической идеологии – власть, в праве – справедливость, в философии – мудрость.

Информация о работе Предмет и функции философии