Философия, её предмет и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций

Описание работы

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.

Работа содержит 1 файл

Т. А. Сулейменов Курс лекции по философии Шымкент-2010 г. 1-лекц.doc

— 788.00 Кб (Скачать)

   При обосновании  своих взглядов Сократ пользовался  методом искусного наведения  вопросов, этот метод в дальнейшем  получил название сократического. Сам Сократ называл свой метод рождения истины «майевтикой», т. е. повивальным искусством. Проблемы познания и особенно самопознания занимали видное место в рассуждениях философа. Изречение «Познай самого себя», начертанное на колонне Дельфийского храма, стало его кредо.

В учении Сократа тесно  связанными с гносеологическими  вопрос ми были проблемы этики. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто  уже не заставит поступать иначе, чем велит знание», — передавал  слова Сократа Платон. Основными  добродетелями Сократ считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость. Сократ был приговорен к смерти за «непочтение к богам и развращение юношества». Философ мог оправдаться, но не стал этого делать и выпил смертельный яд. Сократ говорил о том, что он не станет поступать иначе, даже если ему предстоит умирать множество раз.

Учение и жизнь Сократа  оказали сильнейшее влияние на духовно! становление одного из самых великих  философов мира — Платон! (427-347 гг. до н. э.). Его настоящее имя было Аристокл; Платоном т. е. «широкоплечим», его прозвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон оставил свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил философии. После смерти Сократа Плато: много странствовал, а в возрасте сорока лет, вернувшись в Афины, oсновал собственную школу, названную Академией.

Большинство сочинений  Платона, написанных в основном в  жанре диалогов и писем, сохранилось  в рукописи. Наиболее известными и  них являются диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство». Методом философствования Платона был сократовский метод, диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Сократ: тому же являлся главным действующим лицом диалогов Платона. Платон является автором философского учения о триаде — все существующее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души».

Философия Платона состоит  из 3 частей.

1. Диалектика — учение  о бытии.

2.  Физика — учение  о природе.

3.  Этика — учение  о нравственности.

   Главным в философии  Платона является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии.

  Дело в том, что  предшественники Платона: Гераклит, Зенон, Протагор и др. — доказывали относительность всего существующего, «все течет, все изменяется». Относительны и ценности человеческого бытия, в частности нормы морали. Если и есть какие-то «вечные» истины и добродетель, то они не могут быть познаны вследствие слабости и противоречивости ума. В связи с этим общечеловеческие ценности: добро, справедливость, красота — не могут быть абсолютными или они непознаваемы для разума.

Платон утверждал, что  есть вечные ценности бытия и принципы

морали, постижимые умом. Доказывая это, он полагал, что мир, в котором мы живем, есть мир «становления», который не вечен, в нем все изменяется. Но есть и другой мир, мир «бытия» или «мир идей». Этот мир вечный, несотворимый; по-настоящему не реален не материальный, мир чувственных вещей, а мир сознания, мир идей. По Платону, идеи «эйдосы» (от греч. idea — вид, образец, мысль) — прообразы всех вещей существуют независимо от человека и от самих этих вещей. Они первичны. Материальные предметы вторичны, они являются лишь подобием своих идеальных образов. Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства. Материальные предметы меняются; вечно, неизменно существуют лишь идеи вещей.

Познавать мир идей невозможно , не через ощущения, которые не дают не достоверного знания, а через  понятия и систему понятий, которые проверяются логикой Умопостигаемый «мир идей», по Платону, выделяет наш   изменчивый относительный «мир становления».В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в мире бывания они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека Вот это: «красоту саму по себе», «справедливость саму по себе мы познаем умом при помощи диалектики, т. е. индуктивно-дедуктивным   построения системы понятий (по законам логики) Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали, государ-ственного устройства не через интуицию, а посредством ума. В рамках своей идеалистической теории Платон разработал учение

О добродетели, а также  создал теорию идеального государства. Платон яется основателем объективно-идеалистической  теории, которая явилась основой всего дальнейшего развития европейской философской мысли.

Наивысший расцвет античная философия достигает в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Философ  родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона. После смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве воспитателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратил в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель вынужден был покинуть Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло антимакедонское восстание. Умер Аристотель на о. Эвбея в Халкиде.

До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими  них являются «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика», «О поэтике», «Никомахова этика» и др. Некоторые  его п изведения не всеми исследователями признаются подлинными.

Аристотель продолжил  философскую традицию афинской школ: Он не только развил основные положения  теории Платона, но и подверг критике  многие из сторон его учения. «Платон  мне друг, но истина  дороже» — гласит приписываемое Аристотелю изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в сам вещах, а не в другом «мире идей». Следуя Платону, мы как бы умножаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще — «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо поскольку логически противоречиво.

Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных  сущ ностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которому все  сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи: Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?!

Главные положения философии Аристотеля.

  1. Наука об умопостигаемом (т. е. то, что находится за пределам! нашего опыта. По Аристотелю, «первая философия» — метафи зика, букв, «то, что после физики»). По Аристотелю, предмет науки общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает , деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познает ся через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого    мира.
  2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых — «сущность», отождествляемая  с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность»,  которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть  категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные.  Наука о законах мышления — логика (где дал понятие дедуктивного метода познания). Формальная логика Аристотеля — силлогистика — тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия.

     4.Учение  о материи и форме, где материя  — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее.

5. Учение о душе. По  Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, т. е. человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл деятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец, по Аристотелю, — Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление».

В отличие от абсолютного  идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристотель указывал в самих вещах, хотя и считал, что  форма — идеальное начало вещей, главенствующее над их материальным содержанием. Материальное бытие Аристотель признает реальным существованием однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего»

Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к IV в. до н. э. Из-под его пера вышло первое систематизированное изложение начал философии, им была разработана основная структура философского знания, введены в оборот и субординированы многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Вместе с учением  Платона учение Аристотеля послужило  идейной основой философии христианства.

Эллинистический период (IV в. до н. э. — III в. н. э.)

После классической эпохи  в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений ранне-эллинистического периода (IV-I вв. до н. э.) — киников, эпикурейцев, стоиков,скептиков.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341—270 гг. до н. э.). Представителями направления были Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Гораций. Школа располагалась в предместье Афин, в деревенской глуши, постройка находилась в саду. Отсюда название — «философы Сада».

Основные положения  эпикурейской философии:

1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

2) в реальности есть  место для счастья;

3) счастье — это  вытеснение страдания и беспокойства;

4) для достижения счастья  и покоя человек не нуждается  ни в чем, кроме самого себя;

5) для этого также  излишни государство, богатство  и даже боги.

Представители эпикуреизма  исходят из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать «ощутимость» как некое перво-свойство. Этим первосвойством являются атомы, которые были мыслительными конструкциями, воплощающими ощутимость бытия. Источник движения атомов находился в них самих. Такой же ощутимостью были и боги, по мнению эпикурейцев. Они ни от чего не могли зависеть, и ничего не зависело от них. Отсюда вытекает знаменитый принцип свободы эпикурейства, который на самом деде выступает как выражение самого устройства мира. Соответственно и принцип наслаждения выступал естественной характеристикой человеческой природы. Это определялось не субъективной волей человека, но объективным положением дел. Таким образом, главным принципом эпикурейства выступает следующий: то, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Теория познания служит основанием гедонистической (от греч. hegone — удо-нольствие) этики Эпикура. Философия же предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти.

Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, гак и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непреклонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов. Атомизм принципиально не мог объяснить нравственную и интеллектуальную сущность человека. Не принимали стоики также и эпикурейской этики наслаждения ради наслаждения.

Информация о работе Философия, её предмет и функции