Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
Еще одним значительным мыслителем эпохи Возрождения является Эразм Роттердамский ( 1469-1536 г.г ). Он был сторонником философского знания того типа, к которому стремился Сократ. Это мудрое понимание жизни, т. е. практическое благоразумие христианской жизни. Итины христианства можно подчеркнуть из Евангелий и Посланий святого Павла. Поэтому необходимо вернуться к источникам христианства. Умная жизнь, указанная Христом основано на искренней вере, милосердии без лицемерия и бесконечной надежде.
Христианский гуманизм Эразма оказал влияние на социальные идеи мыслителей этой эпохи: Томаса Мора – основателя утопического социализма; основателей теории естественного права Ш.Бодена, И.Альтрузия. Г.Гроция. Теоретики теории естественного права возрождают представления Аристотеля и стоиков о естественном праве, вытекающем из человеческой природы и постигаемом. Выступающим в многообразных исторический обусловленных формах. Государство может требовать от своих поданных лишь признания общих религиозных идей.
Философия эпохи
Возрождения характеризуется
Во-первых, философия
эпохи Возрождения
Во-вторых, философия Возрождения гуманистична, так как признает человека личностью, имеющей права на творчество, свободу и счастье. Это можно достичь, прежде всего, за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному знанию.
В-третьих, в эпоху Возрождения эстетическое понимание действительности доминирует над моральными и научными представлениями, так как считал, что человек должен творить по законам красоты, быть художником.
В-четвертых,
для философии эпохи
В-пятых, это период борьбы между старыми и новыми идеями, хотя и сохраняется общая религиозная ориентация. Хотя философия эпохи Возрождения уступает античности и средневековью в плане систематизации философских воззрений, в целом она прогрессивна, потому что провозглашает ценность человека и разума и тесно связана с наукой. Философия освободилась от жестких рамок следования религиозно-мировоззренческим предпосылкам, утратила статус «служанки богословия», стала автономной, опирающейся на опыт и разум.
Отличие философии эпохи Возрождения от философии предыдущих эпох состоит в следующем.
С одной стороны, происходит формирование нового сознания, отличного от античного: для греков – предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, для философов Возрождения – возможность богаче действительности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия.
С другой стороны,
философия Возрождения явилась
стадией отрицания
· в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений;
· в этике имеет место переход от теоцентризма к антропоценризму;
· в натурфилософии
геоцентрическая концепция
Подводя итог,
можно сказать, что значение эпохи
Возрождения заключается не столько
в решении новых
9-10-лекция
Западноевропейская философия в культуре Нового Времени
Социокультурная
ситуация начала Нового
Времени. Основные духовные
ориентиры в культуре
Нового Времени. Возникновение
экспериментального естествознания.
Формирование философской
традиции эмпиризма и
Своеобразие немецкой культуры второй половины 18 века и первой половины 19 века. "Коперниканский переворот" в философии. Неизбежность метафизических вопросов. Кантовская трансцендентальная философия как теория познания. Кантовское учение о рассудке и разуме. Кант о диалектике. Кантовская этика моральной воли как этика долга. Категорический императив как идеальный стандарт для принятия решений и как основание гражданского общества. Кантовская философия права как концепция справедливого урегулирования конфликтов. Философская рефлексия над проблемой о правах человека.
Влияние идей Просвещения и Романтизма на формирование философского учения Гегеля. У истоков формирования концепции диалектического мышления. Категориальный, характер диалектически мышления. Учение Гегеля о диалектике. Основные категории диалектики. Принципы диалектики. Понятие развития. Законы диалектического развития. Диалектика как метод познания. Диалектика раба и господина как форма понимания исторического процесса саморазвития. Философия права Гегеля. Гегелевская философия политики.
Антропологическое учение Л.Фейербаха. Феномен религиозного отчуждения. Критика христианской религии Л.Фейербахом. Концепция любви Л.Фейербаха.
Влияние немецкой философии на формирование активной деятельности западного человека. Философское обоснование потенциала реализации человеческих возможностей в создании мира культуры. Мир Культуры как реальность, конструируемая человеческим Разумом Влияние философии немецкого идеализма на формирование стратегии национальной безопасности и национальной сплоченности немецкого народа, на создание мощного централизованного государства, на формирование национального самосознания.
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах — XVI-XVH вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания — проблемы методологии познания.
Начиная с XVI в. начинает бурно развиваться естествознание: потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно
меняет и сознание людей. Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалось на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку.
С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины: экономика, социология, политология.
Для онтологии (общей теории бытия) этого периода характерны такие черты, как механицизм —- абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (от лат. deus — бог) — признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии деизм стал формой дистанцирования от религии в эту эпоху. Деизм — это учение, которое признает существование Бога в качестве безличной причины мира. Характерной особенностью деизма было сведение к минимуму функции Бога.
Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (1571-1630), а также открытые Исааком Ньютоном (1643-1727) законы классической механики.
В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон (1561-1626) — Англия, Р. Декарт (1596-1650), Б. Паскаль (1623-1662) - Франция; Б. Спиноза (1632-1677) — Голландия; Г. Лейбниц (1646-1716) — Германия.
Не без основания XVII в. называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет философской и научной мысли. Продолжается еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт (подробнее см.: . Философское учение о познании).
Рационализм (от лат. ratio — разум) основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, то рационализм — на математические.
Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона. Главным трактатом Бэкона является «Новый Органон» (в честь «Органона» Аристотеля). Бэкона считают основоположником эмпирического метода познания, поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности Бэкон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знание — сила». Бэкон считал, что цель научного знания в принесении пользы человеческому роду, в практической значимости знания. Бэкон резко критикует созерцательный идеал знания. Знание — сила, а эта сила выражается прежде всего в стимулировании человека к действию. Бэкон стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека.
В своей теории эмпирических исследовании Бэкон выделил такие методы опытного познания, как анализ (разделение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию - движение от единичного к общему... В трудах Бэкона подверглась глубоко содержательной критике схоластика. Он заявлял, что новый метод познания требует прежде всего освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, которые он называет «идолами».
Становление рационализма связано с именем французского математика и философа Рене Декарта, или Картезия. Основные сочинения Декарта — «Рассуждение о методе» и «Начала философии». Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания. В философии Декарта главенствующая роль в процессе познания отведена дедукции, которая опирается на достоверные аксиомы. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно, существую» — гласит основополагающий тезис Декарта. Декарт полагал, что исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, — это не путь отрицания познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных сфер.
Философия Декарта находится в зависимости от его математических и физических исследований. В своей работе «Рассуждение о методе» Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Создание единого научного метода, который у Декарта носит название «универсальная математика», даст возможности построить систему науки, способной обеспечить человеку господство над природой. При разработке своего метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. Его единый научный метод должен превратить познание в органи: зованную деятельность, освободив ее от случайности.
Им были выведены основные
правила рационалистического
Центральное понятие картезианской метафизики — субстанция. Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (лат. substuntia — сущность) — это объективная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Например, идея Бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское понимание знания как воспоминания того, что знала душа, когда она еще была в мире идей.