Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 02:34, контрольная работа
Возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни.
Введение…………………………………………………………………….3
Предмет философии……………………………………………………….5
Функции философии……………………………………………………....8
Заключение………………………………………………………………...12
Список использованной литературы………………..…………………13
Содержание
Введение…………………………………………………………
Предмет философии………………………………………………………
Функции философии…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………..…………………13
Введение
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Она возникает почти одновременно в трех культурных ареалах Древнего мира — Греции, Индии и Китае. Это VII—VI вв. до н. э. Древние мудрецы размышляли и вели нескончаемые споры по самым разнообразным вопросам: о том, как устроен космос, каково место человека в этом мире, в чем смысл жизни и предназначение человека, откуда мы, люди и т. п.
По некоторым историческим источникам,
впервые термин "философ" стал употреблять древнегреческий
Возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни.
Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.
Предмет философии
Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что ее предметом является целостное отношение человека к миру.
Следует учесть, что долгое время предмет
философии многими учеными
В предмет философии включается и рассмотрение
вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется
сама философия, как она взаимодействует
с разными формами
Иными словами, в качестве предмета философии
рассматривается вся
В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:
- онтология –
учение о бытии, о первоначалах всего сущего,
о критериях существования,
-гносеология-
раздел философии, в котором изучаются проблемы
природы познания и его
- аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их
- праксеология –
учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;
- антропология –
философское учение о человеке;
- социальная философия - раздел
философии, описывающий
Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.
Функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи данной науки.
Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, информационно-коммуникативная, ценностно-ориентирующая, критическая, интегрирующая, идеологическая, воспитательная, прогностическая, проектировочная.
Мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция способствует
формированию целостности картины
мира, представлений об его устройстве,
месте человека в нем, принципов
взаимодействия с окружающим миром.
Философское знание позволяет понимать
глубинные основы бытия, проникать
в сущность предметов и явлений,
ориентироваться в потоке сложных
и противоречивых событий. Философия
выступает как духовное рационально
- теоретическое освоение действительности.
Несмотря на свою относительную абстрактность,
философия изначально практична
и гуманна, ее предназначение - научить
человека самостоятельно и творчески
мыслить, понимать смысл жизни, правильно
оценивать свои возможности и
роль в мире, определить направление
деятельности не только в отношении
ближайшей цели, но и свою причастность
к тому, что происходит во Вселенной.
Философия формирует
Методологическая функция
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности.
Мыслительно-теоретическая функция
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая функция
Гносеологическая функция или теоретико-
Критическая функция
В рамках философии осуществляется оценка
происходящего в мире на основе содержащихся
в философии общих
Аксиологическая функция философии
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция
Социальная функция заключается в том, чтобы объяснить обществу, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательная функция
Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.
Прогностическая функция
Прогностическая функция заключается
в том, чтобы на основании имеющихся
философских знаний об окружающем мире
и человеке, достижениях познания
спрогнозировать тенденции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия - средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своем предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье.
Без философии невозможно стать высокообразованным
и обладающим тонкой интеллектуальностью
человеком. Философия формирует у личности
универсальную широту кругозора, уверенность в своих
духовных силах, склонность к критическому
анализу и постоянному