Философия, её предмет и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций

Описание работы

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.

Работа содержит 1 файл

Т. А. Сулейменов Курс лекции по философии Шымкент-2010 г. 1-лекц.doc

— 788.00 Кб (Скачать)

Материальная субстанция отождествлялась с природой (телесной).

Главными атрибутами являлись: духовной субстанции — мышление, материальной — протяженность. У Декарта способностью мышления обладает только духовная субстанция.

Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени и, в частности, Декарта — размышляющий субъект. Если в философии средних веков был главный принцип абсолютной личности, то в философии Нового времени выдвигается на первый план концепция человека разумеющего.

Спиноза Бенедикт (Барух) — нидерландский философ-материалист, критиковал декартовский дуализм и разработал монистическое

учение о мире как единой субстанции. Центральная идея философии Спинозы — тождество Бога и природы, т. е. он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивал, что это иной Бог, чем в теологии, он не есть личность, наделенная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Спиноза отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей (модусов). Модусы — видоизменения субстанции.

По мысли Спинозы, Бог, или материальная субстанция природы, является самостоятельной, активной силой — «natura naturans». Субстанция едина, модусов — бесчисленное множество. Спиноза доказы-I вал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность И источник. Основными сочинениями Спинозы были «Богословско-иолитический трактат», «Этика».

В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимости. Учение о природе стало опорой для логического доказательства нозможности человеческой свободы в рамках необходимости. Согласно Спинозе, человек — существо, в котором модусу протяженности — телу — соответствует модус мышления — душа. И по тому и по другому модусу человек — часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят Друг от друга, они «параллельны». Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход миро-Вого процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, таким образом, «свобода есть осознанная необходимость».

Вместе с передовыми умами XVII в. — Ф. Бэконом и Р. Декартом — Б. Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой II совершенствование человека. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал умственную интуицию.

Лейбниц Готфрид  Вильгельм — немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, выдвинул учение о множественности субстанций. В философии Г. Лейбница обнаруживается сочетание рациона-I л измай эмпиризма. Основа философской системы Г. Лейбница — учение о монадах. В своем произведении «Монадология» он объявил Материальные явления проявлением неделимых, простых духовных (.шпиц — монад. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Хотя ни одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее движение и развитие каждой из них находятся в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной божественной волей. Монада называется душой, когда в ней есть чувство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады различаются по уровню сознательности. Лейбниц различал три вида монад.

1.  Монады «нижней  ступени» с пассивной способностью  восприятия образуют «неясные представления». Тела, состоящие из монад первого вида, относятся к неживой природе. Это минералы.

2.  Монады «средней ступени» способны иметь ощущения и отчасти относительно ясные представления. Тела, состоящие из монад второго вида, относятся к живой природе. Это растения и животные.

3.  Высшие монады, монады-духи, наделены полноценным сознанием. Носителем монад, наделенных сознанием, является человек. Бог — абсолютно сознательная монада.

В каждой монаде заключена  возможность ее дальнейшего развития, совершенствования и «возвышения». Критерием для определения степени развитости монады, по Лейбницу, является степень сознательности или разумности. В связи с этим на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду — Бога. Такое представление сегодня вряд ли вызовет удивление, поскольку вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами. Следует отметить, что монадология Лейбница своим возникновением в немалой степени обязана именно открытию микроскопа А. Левенгуком, который изучал микроскопическое строение тел. Таким образом, монада — это микрокосм, бесконечно малый мир.

В истории познания Лейбниц  не принимает полностью учение о  врожденных идеях. Он полагает, что  человеческому разуму присущи не идеи, а своего рода предрасположения, которые под влиянием опыта как бы делятся на два вида: «истины разума» и «истины факта». В своем сочинении «Монадология» он пишет: «Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно. Основание для необходимой истины можно найти путем анализа, разлагая ее на идеи и истины более простые, пока не дойдем до первичных»1.

 

11-лекция

Западноевропейская  философия в культуре XIX в.

 

Эпохальные  события культуры второй половины XIX в. Рационализм  и оптимизм, вера в безграничный прогресс. Индустриальное общество и его основные доминанты. Технический прогресс как главная ценность индустриального общества. XIX в. - "Золотой век" науки.

Эпистемологический  спор о человеке. Формирование социально-политической философии. Учение К. Маркса о предметной деятельности. Социальная концепция человека. Учение об отчуждении и его преодолении. Прибавочная стоимость и эксплуатация. Причины эксплуатации. Понятие превращенной формы. Влияние идей Маркса на социально-политические концепции западного общества. Влияние идей марксовой теории на формирование социально-политического активизма западного человека, на утверждение стратегии социальной справедливости и социального равенства.

Развитие общественных наук. Повышение интереса к социогуманитарному знанию. Зарождение позитивизма. О.Конт как отец позитивной социологии. Философия и сциентизм. Эмпириокритицизм и махизм как продолжатели позитивизма. Интерес к методологии научного исследования. Неокантианство и его разработка проблемы метода научного исследования. Новое измерение человека: "человек как символическое животное".

Метафизика  половой любви А.Шопенгауэра. Философия "жизни". Философия Ф.Ницше. Европейский  нигилизм. Критика христианства и  метафизики. Влияние западноевропейской философии на формирование эпистемологической уверенности западного человека в развитии активных изменений в научно-технической деятельности. Определение потенциальных возможностей и причин препятствующих активизации научной рациональности западного человека.

 

Наиболее влиятельным  из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) в начале 1840-х гг. примыкали к левому, радикальному крылу младогегельянцев. К середине 1840-х гг. они перешли на материалистические позиции. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления — диалектического материализма. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторического материализма.

В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма  исходили из того, что человек познает  мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах.

В основу диалектического  материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет, поскольку он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

К. Марксом и Ф. Энгельсом  впервые в истории философии  диалек-тико-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства.

Материалистическое понимание  истории стало философским новаторством Маркса и Энгельса. Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю. Суть своих воззрений Маркс изложил в предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859). На каждом этапе об-

щественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в не зависящие от их воли производственные отношения. Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, базис для институтов государства и общества, общественных отношений. Государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по отношению к экономическому базису. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. В зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феодализм и т. д.). Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и к смене общественно-экономической формации и общественно-политического строя.

Общество проходит в  своем развитии через ряд ступеней или общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т. е. уровнем развития производительных сил, объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности), а также юридической и политической надстройкой и духовной культурой. Эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой. Переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т. е. означает революцию, скачок в развитии общества.

Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и ход истории. Человеческая история — естественноисторический процесс; ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной революции.

На основе материалистического  понимания истории марксизмом была разработана научная теория коммунизма, первой стадией развития которого в XX в. стал рассматриваться социализм. Марксистская философия рассматривала общество, основанное на принципах коллективного труда, т. е. социализм как общество, в котором науке, когда она превращается в непосредственную производительную силу, отводится важная роль одного из движителей общественного прогресса.

К. Маркс и Ф. Энгельс блестяще применяли диалектико-материа-листическую методологию при исследовании конкретных явлений эпохи, в которой они жили, таких как революция и гражданская война

 

во Франции 1848-1851 гг., Парижская  коммуна т. д. Философская основа марксизма содержится в совместных работах Маркса и Энгельса «Святое семейство», «Немецкая идеология», трудах Энгельса «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др. Основным произведением Маркса и марксизма вообще является трехтомный труд «Капитал». Характерные черты марксизма:

♦  диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

♦  исторический процесс  истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

♦  объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования переносятся  на область материально-практической деятельности человека;

♦  диалектико-материалистические взгляды связываются с интересами пролетариата, совпадающими с потребностями общественного развития.

Сам Маркс говорил, что  марксизму принадлежат два общественно-научных  открытия: материалистическое понимание  истории и теория прибавочной  стоимости.

В 1848 г. Маркс и Энгельс написали программный документ коммунистического движения «Манифест коммунистической партии». Философию Маркс и Энгельс рассматривали как «руководство к действию», имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксизм стал не только философским течением, но и идеологией, он носит ярко выраженный классовый характер. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма.

Информация о работе Философия, её предмет и функции