Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

Билет 1. Философия, ее предмет. Структура и  функции философии.

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма  духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении  знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали  увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще  в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время  предмет философии многими учеными  отождествлялся с предметом науки  вообще, а знания, содержащиеся в  рамках отдельных наук, рассматривались  как компоненты философии. Такая  ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани  предмета философии, которые были для  них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители  ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися  им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и  представления о нем формируется  с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в  ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии  для первых древнегреческих философов  выступал природный мир, позднее  для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как  возникает, развивается и преобразуется  сама философия, как она взаимодействует  с разными формами общественного  сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся  совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и  мира, ответ на которые дает возможность  человеку оптимизировать реализацию своих  потребностей и интересов.

Цель. Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность. Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм внефилософского, дофилософского и предфилософского миропонимания, подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о нем формирует обобщенный его образ применительно к потребностям обеспечения жизни людей. Для этого философии необходимо разрабатывать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, помогающего выразить философское отношение человека к миру. Однако формирование философского языка, приемов и методов философского познания выступает лишь компонентом цели философии. Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

Такое понимание цели философии  и ее назначения сложилось не сразу. С развитием философии оно  изменялось в зависимости от представлений  о том, что она собой представляет. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Цель философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно целью философии для них было обеспечение достижения счастья. Для Фомы Аквинского философия — это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия — не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек. Согласно Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. В понимании цели философии они были близки и видели ее в выполнении этой дисциплиной роли средства организации познания мира и руководства практикой. Для И. Канта философия является наукой о последних целях человеческого разума. Соответственно цель этой науки видится И. Кантом в их выявлении.  
Г. В. Ф. Гегель считал философию мыслящим рассмотрением предметов, проникновением в разумное, постижением наличного и действительного. Иными словами, такое проникновение и постижение и есть цель философии. По мнению М. Хайдеггера, философия — это размышление, направленное на целое и предельнейшее. Следовательно, целью философии выступает прояснение сути целого и предельнейшего.

В отечественной философии наших дней отражены разные представления о ее целях, что находит выражение в разнообразии определений понятия “философия”. Одни представители этой науки определяют ее как высший вид миросозерцания. Другими она отождествляется с мировоззренческой рефлексией или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих данная дисциплина обозначает науку о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Четвертые определяют ее как учение, особую систему взглядов, знаний о мире в целом и принципах отношения к нему человека. В имеющихся в учебной литературе определениях философии обращается внимание на такие существенные возможности философии, как возможность быть основой миропонимания, мировоззрения, выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении, с одной стороны, и быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей, с другой стороны. Множественность представленных в трудах философов смыслов понятия философии свидетельствует о многогранности ее содержания и сложности цели ее предназначения. Концентрированное содержание этой цели заключается в выработке основополагающих принципов практики жизнеобеспечения социальной общности.

Обобщение изложенного выше опыта  определений философии предоставляет  право определить ее следующим образом: философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о  мире в целом, о наиболее общих  законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие  человека в его практике.

Структура. Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

В состав философии  входят:

  • теоретическая философия (систематическая философия);
  • социальная философия;
  • этика;
  • эстетика;
  • логика;
  • история философии.

Основными частями  теоретической философии выступают:

  • онтология — учение о бытии;
  • гносеология — учение о познании;
  • диалектика — учение о развитии
  • аксиология (теория ценностей);
  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в  общетеоретическую (систематическую  философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Функции.

Вопрос о функциях философии  – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как  и для чего используется ими философское  значение. Рассмотрим основные функции.

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Понятие мировоззрения неоднозначно, однако можно выделить его основные характеристики:

1) оно включает в себя  некоторую совокупность общих  взглядов человека на мир и  свое место в мире;

2) эти взгляды – не  просто знания о действительности, а знания, ставшие убеждениями;

3) эти убеждения определяют  направленность личности, ее жизненные  позиции, цель и смысл ее  жизни, проявляясь в поведении  личности.

Любой человек обладает тем  или иным мировоззрением, имеющим  для него силу убеждения и служащим ориентиром для определения поведения, оценки событий его жизни. Существуют различные виды мировоззрений:

1. Мифологическое мировоззрение древнейшего периода истории объясняет сложные и непонятные явления природы и общественной жизни вмешательством загадочных, мистических явлений, во многом подобных самому человеку.

2. Религиозное мировоззрение, распространенное до сих пор, развивается наряду с противоположным ему атеистическим.

3. Стремление решать проблемы  рационально приводит к формированиюнаучного мировоззрения в различных исторических вариантах (естественнонаучном, механическом, информационном и пр.).

Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных  обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных  впечатлений. На нем сказываются  условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры. Средствами разработки мировоззрения  является философские размышления. В создаваемых философами системах обобщаются, аргументируются разнообразные  варианты имеющихся у людей мировоззренческих  взглядов и убеждений. Поэтому идеи философов получают признание и  распространение в обществе.

Таким образом, философия  – средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, теоретическая  основа решения мировоззренческих  вопросов.

Мировоззрение человека, не знающего философии и не способного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный  характер. Оно страдает неустойчивостью  или догматичностью, ему свойственны  несогласованность и внутренняя противоречивость. Можно прожить  и со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над  его содержанием, но очень часто  узость, поверхностность, противоречивость такого "философски необработанного" мировоззрения ведут к неумению ориентироваться в сложностях современной  общественной жизни и культуры, к  потере жизненных ориентиров и, как  следствие, – к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей  судьбой. Можно пытаться собственными силами решать все мировоззренческие  проблемы, однако вряд ли разумно заново "изобретать велосипед", пренебрегая  многовековой мудростью и опытом решения мировоззренческих вопросов, накопленными в философии. Поэтому  прислушаемся к древнегреческому мудрецу  Эпикуру (341-270 гг. до н.э.): "Пусть никто  в молодости не откладывает занятия  философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто  не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души".

2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Некоторые мыслители надеются установить некие абсолютные, вечные принципы философии, считая, что для их поиска надо отвлечься от событий быстротекущей  жизни, ибо вечные истины вне мирской  суеты. Поэтому философию они  представляют как высшее занятие  ума, погружение в царство чистой мысли. На самом же деле философские  проблемы – не абстрактные выдумки  кабинетных умов, эти проблемы ставит сама жизнь, а в философских дискуссиях идет поиск таких решений, которые  соответствуют потребностям различных  людей, групп, народов и человеческого  общества в целом на разных этапах истории. Социальная функция философии  в том, что с ее помощью в  каждую историческую эпоху осмысливаются  главные проблемы общественной жизни  и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства  и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.

Социальная функция философии  многообразна по своему содержанию и  складывается из взаимосвязанных между  собой подфункций:

1. Культурная функция. В философии обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи, она выступает как ядро культуры, как ее душа, мозговой центр, влияющий на все развитие культуры. Можно согласиться с Б. Расселом (1872-1970): "Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами".

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии