Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
Т.А.Сулейменов
Курс лекции по философии
Шымкент-2010 г.
1-лекция
ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Философия, её предмет и функции
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в XIX в. русский историк и философ К. Д. Кавелин в одной из статей вопрошал: «...нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точные науки — другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остает¬ся истиной и теперь... А философия?» Ответ Кавелин дает если не ис¬черпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопро¬вождала умственную жизнь и была ее показателем...»'
Проблема сущности и роли философии сопровождала ее с момента зарождения. (Собственно, и сама философия возникла с поиска отве¬та на вопрос: «Что есть все?») Выдающийся французский мыслитель Декарт в XVII в., рассуждая о роли философии, говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем фило¬софствуют»2.
В этом суждении удачно подмечено,
что люди архаического перио¬да в
философии не нуждались. Их образу жизни
соответствовало ми¬
Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo — люб¬лю и sophia — мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стрем¬ление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впер¬вые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «фи¬лософия» приписывают Платону.
Появление определенного
названия той или иной науки обычно
связано с периодом ее выделения
в самостоятельную отрасль
Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история фи¬лософии и др. То есть, выстраивается своего рода, структура философ¬ского знания.
Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сей¬час?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. В частности, изменить мир, как полагает английский философ Б. Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования.
Наука не занимается вопросами
о добре и зле, она не может
объяс¬нить целей, к которым мы стремимся,
или оправдать этические прин¬
Таким образом, мы можем дать предварительное определение фи¬лософии.
«Границы» философского знания
Прежде чем определить «границы» философского знания и усом¬ниться или утверждать правомерность такой постановки проблемы, следует ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, ког¬да они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиоло¬ги изучают строение и функционирование человеческого организма и т. д. А философы?»
Попытаемся ответить на поставленный вопрос, опираясь на книгу Б. Рассела «Мудрость Запада». Все науки граничат с неизвестным, но, по мнению Рассела, «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, он полагает, умозрительная деятельность человека и есть философия1.
Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного жи¬тейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение наиболее об¬щих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия — с умозрением.
Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерно¬сти, открытые другими науками.
ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФИИ являются всеобщие закономерности при¬роды, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.
Теперь определим «границы» между философским и научным зна¬нием.
Соотношение философии и науки.
1. Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объектив¬ного мира?»
В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?»
2. Ученый осуществляет функцию получения точного знания. За¬дача ученого — дать объективную картину мира.
Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача фило¬софа — понять современное сознание и его истоки.
3. Для науки главное — сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.
Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занима¬ет в этом мире человек.
4. Наука вырабатывает понятия (математические, физические, хи¬мические...).
Философия пытается выработать всеобщие понятия — категории.
5. Предметом науки является изучение необходимого для получе¬ния знаний о мире.
Философия предполагает свободный выбор предмета исследо¬вания.
Тем не менее существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конк¬ретно научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту вза¬имосвязь глубоко осознавали выдающиеся представители всех обла¬стей научного знания. Они обращались к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний конкрет¬ных наук. Многие из них являются одновременно выдающимися уче¬ными и философами своего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристо¬тель — в античности; Р. Декарт, И. Кант, Д. Дидро, М. В. Ломоносов — в период Нового времени; в XX в. это А. Эйнштейн, Б. Рассел, В. И. Вер¬надский, К. Э. Циолковский и др.
На определенном этапе становления
в философии преобладают
♦ Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?
♦ Что лежит в основе всего существующего: материальное или ду¬ховное начало?
♦ Может ли человек познать окружающий мир?
♦ В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свобо¬де и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия.
Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего суще¬ствующего, для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени — «как возможно познание», для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на пер¬вый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т. д. Для маркси¬стско-ленинской философии XX в. существовал основной вопрос фи¬лософии, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» Другими словами, это отношение мышления к бытию, духа к природе, человека к миру.
Остановимся более подробно
на проблеме гносеологического про¬
Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Суще¬ствуют дуалистические философские системы, рассматривающие ма¬териальную и духовную субстанции равноправными началами (под¬робнее см.: 5-2. Философское учение о бытии).
МАТЕРИАЛИСТЫ признают первичным элементом материю, существу¬ющую вне и независимо от сознания, а сознание — вторичным, произ¬водным от материи. ИДЕАЛИСТЫ считают, что сознание предшествует материи и творит ее.
Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождестве¬нен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалисти¬ческая философия обосновывает свои положения рациональными средствами.
Следует отметить, что противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало, материальное или духовное, выступает субстанцией всего существующего, не означает их принципиаль¬ной несовместимости в решении других вопросов. Тем не менее выде¬ление этих традиций, безусловно являющееся определенной схемати¬зацией, позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. Философские уче¬ния, которые, как правило, представляют собой ту или иную систему существенно различаются, и далеко не во всех вопрос о субстанции мира является основным.
Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и под¬робности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи.
С момента возникновения научного знания возникает и способ вы¬ражения этого знания — понятия, без которых наука существовать не может.
ПОНЯТИЯ —это язык науки, который представляет собой информационную систему для передачи мысли.
Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опираю¬щуюся на всеобщие законы и принципы. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как разви¬вающейся системы. Философия опирается на принципы универсаль¬ной связи, единства и развития. На основании сказанного определе¬ние философии может быть следующим.
ФИЛОСОФИЯ — это знание об универсальных принципах и законах раз¬вития мира.
Чтобы ближе познакомиться с философией, нужно читать и раз¬мышлять над первоисточниками. Следует отметить, что многие фило¬софы оставили после себя произведения, которые восхищают людей не только глубиной философской мысли, но и блестящей литератур¬ной формой, например: Сенека «Письма к Луциллию», Платон «Диа¬логи», П. Абеляр «История моих бедствий», Ш. Монтень «Опыты», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», А. Шопенгауэр «Афоризмы», А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», О. Шпенглер «Закат Европы», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», А. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас», «Исповедь», Э. Фромм «Иметь или быть» и др. Рекомендуем вам с ними познакомиться.