Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:44, доклад
1ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ИХ ПРОБЛЕМАТИКА
1ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ИХ ПРОБЛЕМАТИКА.
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.
Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.
Философия включает в себя:
— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
— теорию познания;
— проблемы теории познания и творчества;
— этику;
— эстетику;
— теорию культуры;
— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.
Функции философии:
— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
— социальная
функция (опираясь на нее, философия
призвана выполнять двуединую задачу
— объяснять социальное бытие и способствовать
его материальному и духовному изменению).
2. Основные разделы философии
В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:
- онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;
- гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;
- аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;
- праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;
- антропология – философское учение о человеке;
- социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Эти разделы несводимы
друг к другу, но тесно связаны
между собой.
Заключение
Философия - средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своем предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье.
В философии находит логическое завершение умственное развитие личности, выражается суверенитет человеческого интеллекта, который именно благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.
Без философии невозможно
стать высокообразованным и обладающим
тонкой интеллектуальностью человеком.
Философия формирует у личности
универсальную широту кругозора, уверенность
в своих духовных силах, склонность
к критическому анализу и постоянному
творческому поиску. Философия нужна
каждому для самореализации в
качестве разумного существа и единственного
в материальном мире носителя и субъекта
духовности. Философия является интеллектуально-духовным
ядром культуры. Философия обеспечивает
полноту интеллектуального
2ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ФИЛОСОФИЯ В ОТНОШЕНИИ С МИФОЛОГИЕЙ, РЕЛИГИЕЙ, ИСКУСТВОМ, НАУКОЙ.
СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.
Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
— как возник мир;
— как он развивается;
— что такое жизнь;
— что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Близко к мифологическому религ
Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.
По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
— через воспитание в условиях религиозной семьи;
— обучение в школе;
— опыт жизни;
— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
Свобода
религиозных убеждений — одно из
неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно
с терпимостью относиться к представителям
других религий, атеистам, которые пребывают
в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже
вера, но с отрицательным знаком. Религия
ближе к философии, чем мифология. Им присущи:
взгляд в вечность, поиск высших целей,
ценностное восприятие жизни. Но религия
— сознание массовое, а философия — сознание
теоретическое, религия не требует доказательства,
а философия — всегда работа мысли.
29. КРИТЕРИИ СОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.Сознание и бессознательное
Эмпирической
базой психоаналитической философии
является психоанализ. Психоанализ
возник в рамках психиатрии как своеобразный
подход к лечению неврозов методом самоочищения.
Постепенно из медицинской методики он
вырос до уровня философского течения.
Основоположник психоанализа - австрийский врач-психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939 г.). Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания у здоровых людей. Фрейд, изучая причины неврозов, натолкнулся на новую область человеческой психики – бессознательное. По нему бессознательны многие наши желания и побуждения. Согласно Фрейду психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное – суть человеческой психики, сознательное – лишь особая интуиция, надстраивающаяся над первым. Созданная Фрейдом модель человеческой психики есть комбинация 3-х элементов:
Так как в удовлетворении своих потребностей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде “Оно”, в нем выделяется “Я”, стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально-одобренного поведения, обращается за помощью к “Сверх-Я”. Последователем, а затем и критиком Фрейда был Карл Юнг (1875-1966 г.). Он по другому трактовал бессознательное, считая, что человеческие инстинкты не биологичны, а символичны. Бессознательное вырабатывает нормы, составляющие основу всех представлений человека, вырабатывающихся на сознательном уровне. Этот формальный элемент, присущий всему человеческому роду, Юнг называет “архетипами”. |
31ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И СМЫСЛЕ СМЕРТИ.
3. Проблема смыла жизни в работах различных авторов
Э. Фромм, несомненно, имеет свой взгляд на вопрос о смысле существования и нераздельно связывает его с современностью.