Предмет,содержание и функции философии.основные разделы философского знания и их проблематика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:44, доклад

Описание работы

1ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ИХ ПРОБЛЕМАТИКА

Работа содержит 1 файл

вопрросы для подготовки по философии.docx

— 32.90 Кб (Скачать)

1ПРЕДМЕТ,  СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ  ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ  РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО  ЗНАНИЯ И ИХ  ПРОБЛЕМАТИКА.

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

   Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

   Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

   Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

   Цель  философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

   Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

   Философия включает в себя:

   — учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

   — о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

   — учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

   — теорию познания;

   — проблемы теории познания и творчества;

   — этику;

   — эстетику;

   — теорию культуры;

   — свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

   Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

   Основные  усилия осознавшей себя философской  мысли направляются к тому, чтобы  найти высшее начало и смысл бытия.

   Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

   Функции философии:

   — мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

   — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

   — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

   — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

   — аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

   — социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению). 

2. Основные разделы  философии

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его  дифференциация, в результате которой  выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология – философское учение о человеке;

социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы  друг к другу, но тесно связаны  между собой.  

Заключение  

Философия - средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической  эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и  на этой основе сформулировать свои представления  о смысле жизни, о своем предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье.

В философии находит  логическое завершение умственное развитие личности, выражается суверенитет человеческого  интеллекта, который именно благодаря  философии приобретает права  законодателя человеческой жизни.

Без философии невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой интеллектуальностью человеком. Философия формирует у личности универсальную широту кругозора, уверенность  в своих духовных силах, склонность к критическому анализу и постоянному  творческому поиску. Философия нужна  каждому для самореализации в  качестве разумного существа и единственного  в материальном мире носителя и субъекта духовности. Философия является интеллектуально-духовным ядром культуры. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности.

2ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО  ЗНАНИЯ. ФИЛОСОФИЯ В ОТНОШЕНИИ  С МИФОЛОГИЕЙ, РЕЛИГИЕЙ, ИСКУСТВОМ,  НАУКОЙ. 

СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые  в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

— как возник мир;

— как он развивается;

— что такое жизнь;

— что такое смерть и др.

Мифология являла собой  попытку объяснения явлений природы  и жизни людей, взаимоотношение  земного и космического начал.

Мифология — начальная  форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных  и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое  мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом  человеку:

— через воспитание в условиях религиозной семьи;

— обучение в школе;

— опыт жизни;

— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли. 

29. КРИТЕРИИ СОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.Сознание и бессознательное

Эмпирической  базой психоаналитической философии  является психоанализ. Психоанализ возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения.

Основоположник психоанализа - австрийский врач-психопатолог и  психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939 г.). Классическая психология до Фрейда изучала явления  сознания у здоровых людей. Фрейд, изучая причины неврозов, натолкнулся на новую область человеческой психики  – бессознательное. По нему бессознательны многие наши желания и побуждения. Согласно Фрейду психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное – суть человеческой психики, сознательное – лишь особая интуиция, надстраивающаяся над первым. Созданная Фрейдом модель человеческой психики есть комбинация 3-х элементов:

  1. “Оно” - глубинный слой бессознательного влечения – основа деятельности индивидов;
  2. “Я” - сфера сознательного – посредник между “Оно” и внешним миром;
  3. Сверх-Я – (супер-эго) – внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между “Оно” и “Я”, сглаживая конфликты между ними. “Сверх-Я” - высшее существо в человеке.

Так как в удовлетворении своих потребностей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая  противостоит в виде “Оно”, в нем  выделяется “Я”, стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить  их в русло социально-одобренного  поведения, обращается за помощью к  “Сверх-Я”.

Последователем, а  затем и критиком Фрейда был Карл Юнг (1875-1966 г.). Он по другому трактовал бессознательное, считая, что человеческие инстинкты не биологичны, а символичны. Бессознательное вырабатывает нормы, составляющие основу всех представлений человека, вырабатывающихся на сознательном уровне. Этот формальный элемент, присущий всему человеческому роду, Юнг называет “архетипами”.

31ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ  ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И  СМЫСЛЕ СМЕРТИ.

3. Проблема смыла  жизни в работах  различных авторов

Э. Фромм, несомненно, имеет свой взгляд на вопрос о смысле существования и нераздельно связывает его с современностью.

Информация о работе Предмет,содержание и функции философии.основные разделы философского знания и их проблематика