Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
Одним из выдающимся философом арабов был Аль -Кинди (800-860 г.г). Метафизика или «Первая философия» Аль -Кинди начинается с рассмотрения Первой Причины всех вещей. Первое истинно единое, как считает Аль- Кинди является и причиной возникновения единичной сущности и причиной сознания- начала движения. Единство, по мнению Аль –Кинди представляет основу существования Вселенной, в противном случае все вещи исчезли бы и пропали. В философии Аль –Кинди встречается понятие «истечение», которое будет в дальнейшем неоднократно упомянуто в трудах Аль-Фараби. Аль- Фараби идет дальше Аль – Кинди, разрабатывая все новые и новые аспекты рассмотрение первого Сущего. Первый Сущий у Аль-Фараби является первичным бытием и источником всех иных видов бытия. Бог представляет собой закон и принцип необходимости, в отличие от всего другого, не обладающего необходимостью, но лишь возможностью существования. Все бытия, следующие за богом, принадлежат к категории возможного. Бытие возникает из Первого Сущего, истекает из него (эманация). В своей книге «Взгляды жителей добродетельного города» Аль-Фараби пишет, что из Первой Причины исходит бытие Второго, из бытия Второго – бытие Третьего, из которого исходит бытие Первого Неба, бытие сферы неподвижных звезд. Третье и Второе бытие умопостигают первопричину и свою сущность. Аль- Фараби указывает на 6 больших ступеней тех начал, которые обуславливают бытие тел и акциденций: на первой ступени находится первопричина, на второй – вторая причина, на третьей – деятельный разум, на четвертой – душа, на пятой – форма, на шестой – материя. Первые три причины не являются телами и не заключены в телах. Три следующие причины находятся в телах, но телами не являются.
Эволюция человеческого разума прослеживается Аль-Фараби в связи со способностями и частями человеческой души, которые участвуют в процессе познания. Процесс познания носит двойственный характер: он предполагает реализацию как потенциального разума, так и потенциально умопостигаемых вещей. Счастье, по мнению Аль-Фараби, это предел человеческого совершенства.
Творчество Абу Насра Аль-Фараби в целом, обращенное к рассмотрению как общефилософских, так и более узких вопросов отдельных наук, обобщает опыт исламской цивилизации, выставляет ее единство в выдающихся достижениях науки и культуры в эпоху классического ислама.
Суфизм. Существуют две версии происхождения слова суфизм: 1) Слово суфизм происходит от арабского «суф» - шерсть. 2) От греческого слова «софист» - мудрец. Суфизм возникает в 8-9 веках, основатель Аль-Газали, продолжили это учение Суфи Алаяр и Ахмет Яссави (12 в.). Особенности суфизма: в центре внимания суфизма стояла проблема отношения человека и бога. Суфизм считает, что бог постигается не с помощью разума, а при помощи особого состояния, к которому ведет путь, состоящий из трех ступеней: 1)Шариат. Сущность его состоит в выполнении 5 мусульманских обязанностей: иман, пятикратный намаз, ораза, хадж в Мекку, зекет.
2) Тарикат. Путь нравственного совершенствование человека. а). Покорность. Б). Аскетизм.
Суфизм заложил основы
Литература:
8-лекция
Философия в культуре Ренессанса и Реформации
Социокультурные трансформации средневековой культуры и мышления. Антропоцентризм ренессансного мировоззрения. Новое понимание природы и человека. Возрождение античных и эзотерических учений (неоплатонизма, герметизма, каббалы, мистицизма) и их влияние по философию Возрождения. Философия Возрождения и формирование нового ренессансного мышления. Мировоззренческие вопросы и философские поиски мыслителей эпохи Возрождения. Основные темы и проблемы философских размышлений. Ренессансный гуманизм. Ренессансный неоплатонизм и аристотелизм. Ренессансный скептицизм и эпикуреизм.
Ренессанс и секуляризация знания. Философия Ренессанса и ее значение для становления экспериментального естествознания. Особенности ренессансного мышления и мироотношения.
Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера. Волюнтаристский характер лютеровской теологии. Пессимистическая антропология Лютера.
Политическая философия Н.Макиавелли и ее значение для становления модели "сильного государства". Философия и социальная утопия. Роль Разума в формировании модели идеального государства.
Влияние ренессансной философии, религиозно-философских и политических учений Реформации на трансформацию мировоззренческая ориентиров и системы ценностей, на формирование социально активной стратегии и жизненных позиций западного человека. Формирование новых форм культурной деятельности западного человека под влиянием мировоззренческих открытий философии Ренессанса и Реформации.
Эпоха Возрождения охватывает период со второй половины XIV Века по XVI век. Это время коренного переворота в экономике, политике и идеологии. Экономической сфере эпоха Возрождения знаменует переход от мануфактурного производства к промышленному капитализму. В политике - это период образования монархических государств. В идеологической сфере в эпоху Возрождения намечается переход от средневекового мировоззрения к новому пониманию мира и человека. Философское мировоззрение этого периода соответствует этим изменениям. В XVв. преобладает интерес к человеку, а мысль XVIв. распространяется также и на природу. Это время крупных экономических изменений – закладывание основ для для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре. На этом базисе складываются национальные монархии. Духовная сфера жизни общества характеризуются развертыванием процессов секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов) в экономике, политике, философии, науке, искусстве. Ренессанс – это возрождение античной культуры, образа жизни, способа мышления и чувствования, но не тождественность античности. К античности относились как к идеалу, - восхищаясь эстетически но не теряя дистанции между ними и реальностью. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, своеобразия и творческой активности. Возникла потребность в новых воззрениях. Конечно, эти воззрения возникли не на пустом месте, они сохранили тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Особенно большое влияние на эпоху Возрождения оказала античность. Было возрождено культурное античное наследие, что дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или Ренессанса на французском языке. Для этой эпохи характерен мировоззренческий сдвиг от геоцентризма к антропоцентризму, т.е. в центр мироздания был поставлен человек. Но этот сдвиг не означает полного отрицания предшествующей культуры. Философским основанием эпохи Возрождения оставался неоплатонизм с антропоцентрическим уклоном. Но нужно отметить, что Ренессанс уступает и античности и средневековью в плане систематизации философских построений. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От античности они переняли эстетическое внимание к природному, телесному, а от средневековья понимание человека от одухотворенной личности.
В эпоху Возрождения существовали два периода:
Эпоха гуманизма характерна в основном для Италии. Гуманистические воззрения развивали такие мыслители как Данте, Петарка, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи и другие.
Гуманизм означает учение, которое признает само ценность человека, его права, достоинства, создание нормальных условий для человеческого существования, философия Возрождения по-прежнему в центр мироздания ставила Бога, но основное внимание уделяла человеку, его уникальности, автономности. Если индивид эпохи средневековья представлял ту или иную корпорацию, то в эпоху Возрождения он представляет самого себя – вырастают новое самосознание человека и его общественная позиция; гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. Свои заслуги человек склонен приписывать себе, а не традиции. Он становится творцом самого себя. Ослабевает представление о греховности человека и испорченности человеческой природы, в результате чего он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения.
Эпоха Возрождения в целом ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника –творца. Художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом – в своей душе, теле, телесности (культ красоты – Боттичелли, Леонардо, Рафаэль). Разносторонность развития и дарования особенно почитались в эту эпоху. Например, Леон Батиста Альберти был гуманистом с широким кругом интересов, о чем свидетельствуют даже названия его произведений: «Об архитектуре», «О живописи», «О семье», «Об ведении домашнего хозяйства».
Философия эпохи
гуманизма имела ряд
В-четвертых , многие гуманисты были сторонниками умеренного утилитаризма – учения о том , что целью жизни и добродетели является польза. При этом, гуманисты старались не впасть в крайности утилитаризма. Поэтому они считали, что человек должен согласовывать свои личные интересы с интересами других людей, строить взаимоотношения с людьми на основе любви дружбы, свободомыслия. Государство должно быть устроено по принципу справедливости. Но так как старейших перспектив для осуществлении своих целей гуманности не видим, они стали обращаться к утопиям.(Т.Жар, Т.Кампанелла ).
Одним из выдающихся мыслителей гуманистической философии был Николай Кузанский (1401-1464г.г.).
В своих воззрениях Н.Кузанский использует метод, аналогичной математическому, который соответствует состоянию ученого незнания. Ученье незнания есть осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и к которой он стремится. Согласно Н.Кузанскому Бог – это все: и бытие, и возможность становления бытия. Это абсолютный интеграл, абсолютный максимум, который может появиться лишь в едином, человек вступает как Богочеловек, его главная способность – познание, наглядно представленный в геометрических построениях.
Во второй половине XV в. гуманизм стал испытывать кризис. Возникла потребность в познании и освоении природы. В связи с этим, гуманизм сменился натурфилософским периодом, основной задачей которого было познание природы. Натурфилософия опиралась на ряд эпохальных открытий в естествознании. (Н.Коперник, И.Беплер, Г.Галилео и другие.).
Вершиной
натурфилософского периода
Как и Н.Кузанский Дж.Бруно считает, противоположности совпадают (конечный человеческий разум и бесконечный божественный – единство противоположностей). Абсолютным тождеством является Бог, который есть везде и нигде. Он тождественен с мировым целым. Вне материи Бога нет. Это точка зрения называется пантеизм (греч.сл. «пан» - все, «теос» - Бог).
Если Бог – это мировое целое, то источник движения мира находится в самом мире. Материя- это самодвижущееся бытие, способная творить. В мировом целом совпадает мировая душа и мировой разум. Пространство бесконечно, а отсюда и бесконечное число миров.
Познание, согласно Дж.Бруно, также бесконечно, имеет два источника: чувства и разум. Разум первичен, потому что позволяет проникать в сущность явлений, познать закономерности мира. Человек же понимается как разумеющая и максимально деятельность личность. Это уже знаменует переход к философии Нового времени.