Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.
Таким образом, для
интровертов с выбором
Диаграмма 6
Ι |
Ценности профессиональной самореализации |
Жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, развитие. |
ΙΙ |
Ценности личной жизни |
Здоровье, любовь, развлечения, счастливая семейная жизнь. |
ΙΙΙ |
Духовные ценности |
Красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, счастье других, творчество, продуктивная жизнь. |
ΙV |
Индивидуальные ценности |
Уверенность в себе, свобода, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь. |
Данная диаграмма показывает значимость каждой группы для такого типа личности как интроверта у учащихся старших классов. Результаты представлены в баллах. Наименьший результат показывает часто выбираемую ценность.
Анализируя диаграмму можно сделать вывод о том, что испытуемым с типом личности экстраверта и выбором терминальных ценностей характерны в первую очередь ценности профессиональной самореализации, так как экстраверты общительны, хорошая приспособляемость к среде, жизнерадостен, стремится к лидерству, имеет много друзей и индивидуальные ценности, так как уверен в себе.
Таким
образом, для экстравертов с
выбором терминальных
Диаграмма 7
Ι |
Этические ценности |
Аккуратность, воспитанность, самоконтроль, терпимость, честность. |
ΙΙ |
Ценности самореализации |
Образованность, рационализм, твердая воля, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других. |
ΙΙΙ |
Ценности дела |
Независимость, эффективность в делах, исполнительность, ответственность. |
ΙV |
Ценности общения |
Жизнерадостность, широта взглядов, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. |
Из данной диаграммы видно:
Анализируя диаграмму можно сделать вывод о том, что испытуемым с типом личности экстраверта и выбором инструментальных ценностей характерны в первую очередь ценности общения, так как экстраверты общительны, открыты в чувствах, отзывчивы. [28, с. 124].
Таким образом, для
экстравертов с выбором
В довершение к вышеизложенному, представим результаты корреляционного исследования (см. табл. 5).
Таблица 5
Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией
у старших школьников, Rs
Тип личности |
Терминальные ценности Rs |
Инструментальные ценности Rs | ||||||
1 гр. |
2 гр. |
3 гр. |
4 гр. |
1 гр. |
2 гр. |
3 гр. |
4 гр. | |
Экст- раверт |
0,63 |
0,55 |
0,58 |
0,62 |
0,52 |
0,60 |
0,53 |
0,65 |
Инт-роверт |
0,68 |
0,76 |
0,71 |
0,65 |
0,73 |
0,61 |
0,63 |
0,75 |
Согласно общей схеме корреляционных связей нами было выявлено достоверной значимой взаимосвязи между типом личности и ценностной ориентацией старших подростков. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Используя общую систему корреляционной связей обозначим силу связи
по Ивантер Э.В., Коросову А.В. (см. таблицу 6).
Таблица 6
Связи
тип |
Сильная или тесная r>0,70 |
Средняя 0,50<r<0,69 |
Умеренная 0,30<r<0,49 |
Слабая 0,20<r<0,29 |
Очень слабая r<0,19 |
экстраверт |
______ |
0,63 0,52 0,55 0,60 0,58 0,53 0,62 0,65 |
_______ |
________ |
_______ |
интроверт |
0,76 0,71 0,73 0,75 |
0,68 0,65 0,61 0,62 |
________ |
_______ |
_______ |
Согласно результатам таблицы 6 видно, что у интровертов выражена сильная или тесная корреляционная связь 2 группы: ценности личной жизни и 3 группы: духовные ценности терминальных ценностей и 1 группы: этические ценности и 4 группы: ценности дела инструментальных ценностей. Средняя корреляционная связь оказалась у экстравертов со всеми терминальными и инструментальными ценностями, а так же у интровертов 1 группы: ценности профессиональной самореализации и индивидуальных ценностей терминальных ценностей и этические ценности и инструментальные ценности – ценности общения.
Анализируя
таблицу можно сделать вывод,
что у интровертов корреляционн
На основании полученных результатов по таблицам 1, 2, 3, 4, 5, 6, и диаграммам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 можно сделать выводы, что:
2.3. Психолого-педагогические
рекомендации по коррекции ценн
Hа основании выполненного исследования мы представляем данные, которые могут быть использованы как рекомендации специалистам образовательных учреждений. Исходя из того, что тип личности активно взаимодействует с ценностными ориентациями старшеклассников мы предлагаем обратить внимание специалистов образовательных учреждений на их характеристики:
В соответствии
с вышеуказанными характеристиками
типов личности предлагаются
ряд упражнений по
Предлагаемые упражнения К. Островска направленны на развитие в подростке или уже взрослом человеке системы базовых ценностей.
Упражнения
разнородны по применяемым
Упражнения связаны
в систему. Возможно
Данная книга предлагает упражнения, цель которых – помощь учащимся:
Заключение
В процессе исследование была изучена проблема взаимосвязи между типом личности и ценностной ориентацией старших подростков. Работа имеет практическую значимость, т.к. изучение теории личности и ценностной ориентации старшеклассников дает возможность положить основу, прежде всего, представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для старших подростков, нарисовать, так сказать «ценностно-ориентационный портрет школьника-старшеклассника».
Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков