Содержание
Введение
Любая
социологическая теория всегда предлагает
свой вариант ответа на вопрос о том,
как строятся отношения между личностью
и обществом, каковы закономерности поведения
личности и чем они определяются. Поэтому
каждая школа в социологии либо создаёт
свою объяснительную модель личности,
либо явно или неявно пользуется уже существующими
моделями. Отсутствие единства в понимании
того, что есть личность – характерная
черта современной социологии. Понятие
личность вводится для выделения, подчёркивания
неприродной сущности человека и индивида,
то есть акцент делается на социальном
начале. В своём первоначальном значении
личность – это маска, роль, исполнявшаяся
актёром в греческом театре. Многомерная,
сложноорганизованная природа человека,
широта и многообразие его социальных
связей и отношений определяют множество
теоретических подходов и позиций в понимании
этого феномена, множество различных моделей,
образов человека в современной социологии.
Понятие
личности
Понятие
личности относится к числу сложнейших
в человекознании. В русском языке
издавна употребляется термин "лик"
для характеристики изображения лица
на иконе. В европейских языках слово "личность"
восходит к латинскому понятию "персона",
что означало маску актера в театре, социальную
роль человека как некое целостное существо,
особенно в юридическом смысле. Раб не
рассматривался как персона. Выражение
"потерять лицо", которое есть во
многих языках, означает утрату своего
места и статуса в определенной иерархии.
Начинать
изучение проблемы личности надо с
индивида - неделимой дальше частицы
какого-либо целого. Но этот своеобразный
социальный атом, отдельный человек, рассматривается
не только как единичный представитель
рода человеческого, но и как член какой-то
социальной группы. Это самая простая
и абстрактная характеристика человека,
говорящая лишь о том, что он отделен (прежде
всего, телесно) от других индивидов. Гораздо
содержательней другой термин "индивидуальность",
обозначающий уникальность и неповторимость
человека во всем богатстве его личностных
качеств и свойств. Схематически это выглядит
так: человек выступает сначала как особь,
"случайный индивид", затем как социальный
индивид, персонифицированная социальная
группа (сословный индивид) и, наконец,
как личность, вбирающая в себя все многообразие
социальных связей и отношений. Сущность
"особой личности", по словам К. Маркса,
составляет не ее борода, не ее кровь, не
ее абстрактная физическая природа, а
ее социальные качества. Но свойства личности
никак не сводятся к ее индивидуальным
особенностям. Личность тем значительнее,
чем больше в ее индивидуальном преломлении
представлено всеобщих, общечеловеческих
характеристик. Индивидуальные свойства
личности - это не то же, что личностные
свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие
его как личность.
Становление
личности и ее формы
Чтобы
разобраться в этих вопросах, необходимо
обратиться к проблеме генезиса, происхождения
личностных особенностей человека. Прежде
всего, возникает вопрос - когда рождается
личность, что этому способствует или
препятствует? Очевидно, что к новорожденному
ребенку термин "личность" неприменим,
хотя все люди появляются на свет как индивиды
(за исключением, так называемых сиамских
близнецов) и как индивидуальности, т.е.
в каждом новорожденном ребенке неповторимым
образом запечатлена как в генотипе, так
и в фенотипе вся его предыстория. Это
относится и к врожденным особенностям
биохимических реакций, физиологических
параметров, готовности мозга к восприятию
внешнего мира и т.д. При рождении все дети
не только разные, но и все уникальны, ибо
даже однояйцовые близнецы различаются
по ряду существенных признаков. Получение
генетической копии - двойника человека
- в принципе, возможно, но потребует еще
усилий специалистов в области генной
инженерии и биотехнологии и вызовет массу
сложнейших этических проблем.
После
появления на свет 23 февраля 1997г. первого
искусственно созданного млекопитающего
овцы Долли, проблема клонирования человека
стала предметом острейших дискуссий.
Итак,
новорожденный уже индивидуальность
и каждый день жизни увеличивает
его потребность в многообразных
реакциях на окружающий мир. Пока плач
и крик единственно доступные для него
способы дать знать о своих неудовлетворенных
потребностях, способы самовыражения.
Но уже с первых дней жизни, с первых кормлений,
пеленаний и т.д. формируется свой, особый
стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый
матерью и близкими. Индивидуальность
ребенка нарастает к 2-3-летнему возрасту.
Именно в это время проявляются первые
черты личностного поведения, во многом
обусловленные тем, что ребенок попадает
в ситуации свободного выбора. В этом возрасте
все дети необычайно талантливы и любознательны
и, если окружающие способствуют развитию
этих качеств, становление личности идет
нормально. Дальнейшее развитие личности
связано с прохождением других возрастных
периодов и с особенностями развития девочек
и мальчиков, девушек и юношей. Возраст,
пол, профессия, круг общения, эпоха - все
это формирует личность. На жизненном
пути неизбежны и взлеты (как правило,
в юности и в возрасте 30-40 лет) и застои
(25-30 лет, 40-50 лет). Рубежами в жизни человека
становятся отрыв от родительской семьи,
создание собственной семьи, рождение
детей и т.д.
Становление
личности происходит в процессе социализации,
т.е. усвоения ею опыта и ценностных
ориентации данного общества. Человек
учится выполнять социальные роли (вести
себя в соответствии с ролью ребенка,
студента, служащего, супруга, родителя
и т.д.). Все эти социальные роли имеют выраженный
культурный контекст и, в частности, сильно
зависят от стереотипа мышления. Если
сравнить европейский канон личности,
скажем, с японским, то очевидны существенные
различия. Европейцами личность понимается
как определенная целостность, которая
сходным образом действует в разных ситуациях,
сохраняя свой ведущий "стержень".
Для японцев более характерно восприятие
личности и ее поступков как совокупности
нескольких "кругов обязанностей"
- по отношению к императору, родителям,
друзьям, самому себе и т.д. Для каждой
сферы есть свой "кодекс" поведения.
Личность здесь не автономна и не самоценна,
а реализуется лишь в связи с какой-то
общностью. Европеец предстает как "твердая
личность", напоминающая яйцо в скорлупе,
в то время как японец более озабочен установлением
и поддержанием связей с окружающими.
В
европейской традиции становление
личности прошло этапы осознания
чувств страха и стыда (античное общество),
любви к Богу, греховности человека
и корпоративной морали (феодальный мир),
утверждение самоценности человеческой
индивидуальности и появление феномена
отчуждения (Новое время).
Остановимся
на структуре и составных элементах
личности. Мы уже говорили о том,
что личностями не рождаются, а становятся
в итоге длительного процесса созревания,
который имеет свои критические периоды.
Более того, на определенном этапе жизненного
пути человек может частично или полностью
утратить личностные черты. Это бывает
у хронических алкоголиков, наркоманов,
при тяжелой патологии головного мозга
и т.д. Личность характеризуется уникальным
сочетанием природных свойств индивида
(возрастно-половые, нейродинамические,
биохимические и пр.) и социальных качеств,
формируемых в том или ином обществе. В
этом смысле личность представляет собой
синтез чувственного и сверхчувственного,
т.е. того, что не фиксируется органами
чувств, но очень реально влияет на поведение
человека.
Прежде
всего, выделяют физическую личность,
или "физическое Я". Это тело, или
телесная организация человека, самый
устойчивый компонент личности, основанный
на телесных свойствах и самоощущениях.
К физической личности могут быть отнесены
также одежда и "домашний очаг". Известно,
как многое о человеке можно сказать по
этим компонентам его мира. Это же относится
и к произведениям ручного или интеллектуального
труда человека - украшениям его быта,
коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита
себя, своего тела, своей идентичности,
своего ближайшего окружения относится
к числу древнейших личностных качеств
человека, как в истории общества, так
и в истории индивида.
Социальная
личность складывается в общении
людей, начиная с первичных форм
общения матери с ребенком. По сути
дела, она вырастает из системы
социальных ролей человека в разных
группах, мнением которых он дорожит. Все
формы самоутверждения в профессии, общественной
деятельности, дружбе, любви, соперничестве
и т.д. формируют социальную структуру
личности.
Духовная
личность - ядро нашего "Я". Это
внутренние душевные состояния, отражающие
устремленность к определенным духовным
ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться
во всей полноте, но так или иначе забота
о "душе" является квинтэссенцией
личностного развития" Рано или поздно
каждый человек начинает задумываться
над смыслом своего существования и духовного
развития. Духовность человека не является
чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем
образования или подражания. Зачастую
она не только "держит" личность,
подобно стержню, но и является высшим
благом, верховной ценностью, во имя которой
даже жертвуют жизнью. Потребность в духовном
развитии личности в полном смысле слова
ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических
и социальных потребностях. История дает
массу примеров того, как интенсивная
духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей
литературы и искусства, религиозных подвижников)
была залогом не только физического выживания,
но и активного долголетия. Люди, сохранявшие
свой духовный мир, как правило, выживали
и в условиях каторг и концлагерей, что
еще раз подтвердил горький опыт XX в.
Выделение
физической, социальной и духовной
личности (как и соответствующих
потребностей) носит достаточно условный
характер. В человеке все эти стороны
личности образуют систему, каждый из
элементов которой может на разных
этапах жизни приобретать доминирующее
значение. Известны, скажем, периоды усиленной
заботы о своем теле и его функциях, этапы
расширения и обогащения социальных связей,
пики духовной активности. Бывает, что
какая-то черта принимает системообразующий
характер и во многом определяет сущность
личности на данном этапе ее развития.
Возраст, тяжелые испытания, болезни и
т.п. могут во многом изменить структуру
личности, привести к своеобразному ее
расщеплению или деградации.
Социальный
тип личности
Каждое
общество заинтересовано в определённом,
наилучшим образом соответствующем
ему типе личности и потому предъявляет
свои требования к формированию
социального характера. Это находит
своё воплощение в системе образования
и воспитания, в средствах массовой
информации и т.д. Процесс формирования
личности труден и многократно
опосредован. На основе одинакового
объективного положения, но вследствие
разного субъективно-оценочного отношения
к нему могут складываться различные
типы личности. Социальное поведение
можно оценивать количественно - по
уровню социальной активности людей -
и качественно - по характеру и направленности
этой активности, которая может быть
созидательной и разрушительной, сознательной
и стихийной и пр. И то и другое зависит,
во-первых, от социальной структуры общества,
во-вторых, от его нормативной культуры
и ценностных ориентаций, включая нормативный
канон человека, представления о том,
каким он должен или не должен быть, в-третьих,
от установок, стиля мышления и самосознания
отдельных индивидов.
Социальный тип личности –
продукт сложного переплетения
историко-культурных и социально-экономических
условий жизнедеятельности людей.
В
социологии предлагаются различные
варианты социальной типологии личности.
Так, М.Вебер за основу типизации берёт
специфику социального действия, более
конкретно – степень его рациональности,
К.Маркс – формационную и классовую принадлежность.
Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности
как господствующий тип характера – это
форма связи индивида и социума, «ядро
структуры характера, которое присуще
большинству членов одной и той же культуры,
в отличие от индивидуального характера,
который различен у людей той же самой
культуры». Значение социального характера,
считает Э. Фромм, состоит в том, что он
позволяет наиболее эффективно приспособиться
к требованиям общества и приобрести чувство
безопасности и защищённости. Анализируя
историю человечества, Э. Фромм выделяет
несколько типов социального характера:
рецептивный (пассивный), эксплуататорский,
накопительный и рыночный.
Типы личности:
Традиционалисты
ориентированы в основном на ценности
долга, порядка, дисциплины, законопослушания,
а выраженность таких качеств, как креативность,
стремление к самореализации, самостоятельность,
у этого типа личности весьма низкая. У
идеалистов, наоборот, сильно выражены
критическое отношение к традиционным
нормам, независимость и пренебрежение
авторитетам, установки на саморазвитие
во что бы то ни стало. Для фрустированного
типа личности характерны низкая самооценка,
угнетение, подавленное самочувствие,
ощущение себя как бы выброшенным из потока
жизни. Реалисты сочетают в себе стремление
к самореализации с развитым чувством
долга и ответственности, здоровый скептицизм
с самодисциплиной и самоконтролем.
Гедонистические материалы ориентированы
в первую очередь на получение удовольствий
«здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями
жизни» приобретает, прежде всего, форму
удовлетворения потребительских желаний.
В
социологии принято выделять также модальный,
идеальный и базисный типы личности. Модальный
тип личности – тот, который реально преобладает
в данном обществе. Идеальный тип личности
не привязан к конкретным условиям. Это
тип личности как пожелание на будущее,
например, всесторонне и гармонично развитая
личность у К.Маркса или новый Человек
Э.Фромма.
Базисный
тип личности – тот, который наилучшим
образом отвечает потребностям современного
этапа общественного развития. Иными словами,
социальный тип личности – это отражение
того, как общественная система влияет
на ценностные ориентации человека и через
них – на его реальное поведение.
Социализация
личности
Социология
личности оперирует категориями, которые
нередко рассматриваются как синонимы,
— формирование, развитие, воспитание,
социализация. Их неодинаковое использование
затрудняет возможности социологического
анализа. Когда употребляется понятие
“формирование личности”, то имеется
в виду единство объективных и субъективных
условий, определяющих процесс становления
и развития человека. Конечно, только при
учете влияния всей совокупности
общественных отношений в сочетании с
субъективной деятельностью классов,
общественных организаций и самого
человека можно говорить о многостороннем
воздействии на личность и соответственно
формировать ее развитие.
Понятие
«развитие личности» характеризуется
последовательность и поступательность
изменений, происходящих в сознании
и поведении личности. Воспитание
связано с субъективной