Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.

Работа содержит 1 файл

План.doc 2.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

     Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [39]. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

         Анализ подходов к пониманию ценностной ориентации позволил сделать следующие выводы:

  1. Ценности являются важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.  Ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

2. В зависимости от  задач и целей, которым служит  та или иная ценность, они делятся  на две основные группы (М. Рокич): ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.

 

1.3. Психологические особенности личности  старших подростков

    

     Подростковый  возраст - остро протекающий переход  от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции.

    Старший подросток  (15 – 16 лет) – период завершения  физического созревания; на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в подростковом возрасте. К концу этой стадии основные биологические процессы созревания в большинстве случаев завершены. Общее эмоциональное самочувствие юношей и девушек становится более ровным [74].

      Социальную ситуацию  развития в этом возрасте определяет  переход юношей и девушек к  самостоятельной взрослой жизни.  Основной сферой жизнедеятельности  старших подростков продолжает оставаться школа. Однако в целом жизнедеятельность в подростковом возрасте усложняется: происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и их качественное изменение (появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности). При этом наряду с элементами взрослого статуса, юноши и девушки еще сохраняют черты зависимости, сближающие его с положением ребенка. Им, с одной стороны напоминают, что они – взрослые, старшие, а с другой – требуют послушания. Неопределенность положения (в одних отношениях признают взрослым, в других – нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии [75].

    Отношение  старших подростков к школе  в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Круг интересов и общения старшеклассников все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность [75].

      Учебная  деятельность в подростковом  возрасте становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные личностные  устремления юношей и девушек. Поэтому здесь снимается острота проблемы мотивации учения и связанной с ней дисциплины на уроках. Мотивы, связанные с дальнейшим образованием и самообразованием приобретают личностный смысл и становятся действенными [73].

     Важнейшим  моментом личностного развития  в подростковом возрасте является появление способности к самоопределению и саморазвитию. В жизни юношей и девушек ведущее место начинают занимать мотивы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни, поиск ответов на вопросы «Кем быть?», «Каким быть?», размышления о жизненных перспективах и смысле жизни. Актуальной становится потребность в проектировании своего будущего. Социальное, личностное, профессиональное и духовно-практическое самоопределение становятся основной задачей данного возрастного этапа развития [74].

    Этому способствуют  новообразования, свойственные в  подростковом возрасте: саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Старший подросток  стремится занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и предназначения в жизни [74].

    Самоопределение старших  подростков и поиск себя неразрывно  связаны с формированием мировоззрения:  появляется потребность свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире, найти  смысл своего бытия и всего человечества. Эта тяга к системному пониманию различных сторон мира и социальной жизни нередко приводит юношей и девушек к недостаточно продуманным, но претендующим на высокую степень обобщения идеям о мироустройстве [75].

   Психологическое содержание в подростковом возрасте связано с новым уровнем развития самосознания, открытием юными людьми своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Изменившееся отношение к себе, осознание своей «особенности» сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности, формирование личной идентичности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить [75].

   Самооценка, как  элемент самосознания, в подростковом  возрасте  часто служит средством  психологической защиты. Желание  иметь положительный образ Я нередко побуждает юношей и девушек преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки [75].

  Для старших подростков  характерно появление и рост  самоуважения, становление личностного способа бытия, когда юный человек учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения, и в сложных различных ситуациях может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!» [75].

    Однако в  этом возрасте юноши и девушки  нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания, переоценивать свои способности, положение, занимаемое в коллективе. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых и сверстников, вызывает многочисленные конфликты и разочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок юный человек постигает меру своих реальных возможностей (чаще за пределами школы) [75].

    Также недостаточно реалистичными бывают в старшем подростковом возрасте притязания в сфере образования, социального продвижения, материального благополучия. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих юношей и девушек желание больше иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду [75].

    Профессиональные  планы юношей и девушек недостаточно конкретны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни [74].

      Ведущая  деятельность в старшем подростковом  возрасте тесно связана с основными  возрастными задачами и, прежде  всего, с задачами профессионального самоопределения. Психологическую базу для профессионального самоопределения составляет потребность старшеклассников занять позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире [74].

      Другими важными факторами профессионального самоопределения, обеспечивающими готовность старшеклассника к вступлению в новую жизнь, являются:

  • потребность в общении и владение способами его построения,
  • теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания (научном, этическом, художественном, правовом),
  • развитая рефлексия, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе,
  • потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах,
  • активность личности, ее потребность в самореализации, осознание и необходимость преобразования  своего внутреннего мира, и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде [70].

          Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. [70]. Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности; умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционными; суждениями в отношении окружающих;
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью;
  • болезненная застенчивость с развязностью;
  • желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью;
  • борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием [70].

Характерна для подростков полярность психики:

- целеустремленность, настойчивость  и импульсивность, неустойчивость);

- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

- потребность в общении плюс  желание уединиться;

- Развязность в поведении плюс  застенчивость;

- романтизм плюс цинизм, расчетливость;

- нежность, ласковость  плюс жестокость [70].

      Анализ  подходов к пониманию психологической  личности подростка позволил сделать следующие выводы:

  1. Личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрослого человека: повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения.
  2. Психологические особенности подросткового возраста - определенные подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды: реакции увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, сексуального влечения.

 

  1.  В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков: происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики, развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей, потребность в общении и потребность в обособлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа личности и ценностных ориентацией старших подростков

 

2.1. Обоснование и описание программы  и  методов эмпирического исследования

 

Цель проводимого  исследования - выявить взаимосвязь  между типом личности и ценностных ориентаций старших подростков. 

В соответствии с поставленной целью  были определены  следующие  задачи эмпирического исследования:

  1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
  2. Определить тип личности старших подростков.
  3. Выявить  ценностные ориентации старших подростков.
  4. Определить возможность взаимосвязи типа личности и ценностных ориентацией старших подростков.
  5. Разработать психолого-педагогических рекомендаций по развитию ценностных ориентаций  старших подростков.

В проводимой нами работе определись следующие этапы:

Первый этап - комплектование репрезентативной выборки испытуемых с учетом критериев отбора: соотносимость испытуемых по половому различию; соотносимость испытуемых по типам личности – экстраверт, интроверт.

На втором этапе подбирался диагностический инструментарий, адекватный цели исследования.

Третий этап работы –  обработка, интерпретация и обобщение  полученных результатов,  выработка рекомендаций.

Всего  в исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте от 15-16 лет, из них 12 мальчиков и 13 девочек учащиеся 10 «А» класса муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы  (МОУ СОШ) № 2 г. Салехарда.

С учетом специфики поставленных в дипломной работе задач по исследованию типа личности и ценностной ориентацией в подростковом возрасте было необходимо определить наиболее надежные способы изучения этой проблемы.  В связи с этим для сбора и анализа эмпирического материала важно было применять разные методики, комплексное использование которых и обеспечивало бы надежность, достоверность получаемых данных. Поэтому выбор конкретных методик для проведения комплексного психологического изучения личности подростка производился нами с расчетом на получение с помощью  этих  средств  личностно-психологических  характеристик, позволяющих проверить выдвинутую гипотезу.

При выборе методик учитывалось: положительная оценка применения и  надежность методики по данным ряда отечественных  и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента детей; пригодность данной методики для групповых обследований; возможность математической обработки полученных результатов и пр. 

Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков