Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:23, контрольная работа
Социальные типы личности и их взаимлдействия
Введение ...…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие личности в социологии …………………………………….. 6
2. Социальные типы личности …………………………………………... 10
Заключение …………………………………………………………….. 21
Список используемой литературы ……………………………………. 22
Содержание
Введение ...……………………………………………………………………… |
3 | |
1. | Понятие личности в социологии …………………………………….. | 6 |
2. | Социальные типы личности …………………………………………... | 10 |
Заключение …………………………………………………………….. | 21 | |
Список используемой литературы ……………………………………. | 22 |
Введение
Общество
- исторически развивающаяся
Общество является совокупностью людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.
С одной стороны, общество - часть природы. Но с другой - это качественно отличная, сугубо специфическая, социальная часть действительности, которая не может быть растворена в остальной ее части или отождествлена с ней. Общество - это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; это продукт взаимодействия людей. Общество неоднородно и имеет свою внутреннюю структуру. Составными элементами общества являются люди, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности и др. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другим, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе как социальной системе.
Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность во всем ее многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т.е. как продукт общества.
Личность – это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, благодаря которым он включается в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения. В социологии она соотносится с такими понятиями, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Термин «человек» выступает как самое общее, родовое понятие, характеризующее человека как представителя особого биологического вида с характерным набором признаков, позволяющих отличить его от других живых существ. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода.
Личность
- устойчивая система социально значимых
черт, которые характеризуют
Формирование личности
Понятие
личности в социологии
Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.
Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.
Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Посмотрим на героев сказок, песен, народных былин и сказаний. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.
Следует иметь в виду, что в любом обществе существует два педагогических идеала личности. Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром, высшим образом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Назовем его "реальным идеалом". Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям. Это и является на сегодняшней день актуальным вопросом существования личности.
Важнейшая особенность личности - умение избегать отождествления себя как определённой целостности с конкретными формами своего социального поведения, умение "быть" и "казаться". Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на меняющиеся социальные требования - есть важный элемент регулирования социальных взаимодействий. С точки зрения ролевой концепции личности, исследующей возможности человеческой способности "казаться" (Парсонс Т., Вебер М. в социологии, Мид Дж., Кун М., Кули Ч. в социальной психологии), не существует "человека вообще". Существуют лишь явления, "роли" личности в социуме. Человек всегда проявляет свои потребности, актуализирует жизненные смыслы в конкретных социальных взаимодействиях - выступая как "специалист", как "студент", как "учёный", как "отец", как "зритель" и т.п. Другими словами, человек всегда есть "кто-то" - носитель определённых норм, идеалов, традиций, он не бывает "никем". Социальная роль не означает сознательно принятого на себя актёрства, одевания "маски". В рамках теории ролей личность в каждой конкретной роли проявляет себя как индивид, как носитель групповых норм.
В ситуации выхода за рамки роли актуализируются другие качества личности - потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие способности, самопроективность личности. Личность в данном случае проявляет себя не как носитель общих норм, ценностей; не как индивид, но как индивидуальность. В психологической теории самоактуализации (Маслоу А., Олпорт Г., Роджерс К.) сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление человека к самовыражению. Личность нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации.
Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т.е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии “социальный тип личности”. Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами, прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность — это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, “субъект проступания”. Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кант. “Самодисциплина”, “самообладание”, “способность быть господином себе самому” (вспомните пушкинское: “умейте властвовать собой...”) — таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности, — это автономия. Слово “автономия” имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), автономия — это “самозаконность”. Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как “не лги”, “не воруй”, “не чини насилия”. Их-то человек и должен, прежде всего, возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение “властвовать собой”, строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное “проступание”. Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.
Глава 2 Социальные
типы личности
На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.
Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности людей - и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.
К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся:
1)
свойства социально-исторических типов
личности, обусловленные
природой данной формации;
2)
черты личности, обусловленные социальной
принадлежностью и
образующие социально-классовую типологию;
3)
социально-типологические особенности
национального характера
как продукт историко-географического
развития данного народа;
4) профессиональная типология личности.
В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный.
К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.
Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.
Типы
личности - модели (исследовательские
схемы) личности, используемые в социологии
и психологии в качестве образов, образцов,
основ для группировки при описании, классификации,
упорядочении, изучении различных множеств
индивидов (личностей). Различают
конкретно-исторические типы личности,
идеальные типы, отвечающие некоторым
теоретическим концепциям, эмпирические
группировки обследованных лиц. В марксистской
социологии выделение и существование
различных социальных типов личности
связывается с особенностями и характеристиками
общественно-экономических формаций (классовые,
социально-групповые типы личности).
Категория "социально-