Личность как социальный тип

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества, как целого, движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе, проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковывались политология, правоведение, политическая экономия, этика, а затем и религиоведение, культурология и ряд других наук.

Содержание

Введение………………………………………………………………...………2
1. Понятие личности в социологии, ее структура………………………..4
2. Формирование личности………………………………………………..9
3. Типы личности……………………………………………...………….11
4. Социализация личности………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………...….19

Работа содержит 1 файл

Реферат Личность как социальный тип.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………...………2

  1. Понятие личности в социологии, ее структура………………………..4
  2. Формирование личности………………………………………………..9
  3. Типы личности……………………………………………...………….11
  4. Социализация личности………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………...….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социология – это  наука об обществе. Можно с полной уверенностью определить социологию, как науку о коллективных формах жизни людей, о поведении людей  в группах, общностях и организациях, образующих общество.

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала  как часть тех или иных философских  учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества, как целого, движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе, проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковывались политология, правоведение, политическая экономия, этика, а затем и религиоведение, культурология и ряд других наук.

Во второй половине XIX – начале ХХ в. предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. Уже в то время появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих решения указанных проблем. И в дальнейшем многие поколения ученых приумножали принципы нового знания, что, собственно, и позволяет определить предмет современной социологии как концептуальную, понятийную схему социальной реальности.

  Одной из фундаментальных  междисциплинарных проблем является  проблема человека, личности. С древних  времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, эта проблема и сегодня остается одной из самых сложных, самых непознанных. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Понятие личности в социологии, ее структура

 

Любая проблема, изучаемая  социологией, оказывается органично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в терминах: человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Это понятие охватывает именно всех: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отличия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.

Понятием «индивид»  обозначается отдельный представитель  человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.

Когда употребляется  понятие «личность», то имеются в  виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.

Сказанное позволяет  дать определение рассматриваемому феномену. Личность — это относительно устойчивая и целостная система  социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В концепции Фрейда выделяются три структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) - бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все природные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию. Это четыре основных влечения — питания, сексуальности, избежания опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей совокупности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбуждениями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не подчиняется логическим законам мышления.

Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами:

1) рациональности (разумности);

2) реальности.

Высшей инстанцией в  социально-психологической структуре  личности, согласно 3. Фрейду, оказывается  Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.

Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к услугами психиатров, психоаналитиков.

В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения своей индивидуальности, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами:

1) связанностью с другими;

2) свободой от ограничений.

Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.

Социальные качества личности — это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности.

Наиболее значимые социальные качества личности таковы:

1) Самосознание - выделение  индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как "Я", противостоящего "другим" и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

2) Самооценка — оценка  личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки — регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков.

3) Активность — способность  личности производить самостоятельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве.

4) Интересы — постоянный  побудительный механизм познания  и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.

5) Направленность - совокупность  устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.

6) Убеждения - личностные  социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением.

7) Установка - социальная  характеристика личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной жизненно важной для ее сфере социальной действительности - в экономической, политической, научной и т.п.

8) Ценностная ориентация - совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.

9) Идентичность - социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации - процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. общностью (Я - белорус, Я - студент, Я - минчанин, Я -православный и т.п.).

Социальные качества представляет в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.

Система личности обладает определенными особенностями. Они  таковы:

1) Целостность - интегрированность,  взаимообусловленность, соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей совокупности ее сложную внутреннюю структуру, ее своеобразие в сопоставлении с другими людьми, составляющими ее социальное окружение.

2) Открытая социальная  система, находящаяся в постоянном  взаимодействии с окружающей социальной средой.

3)Динамически изменяющаяся  система, находящаяся в процессе изменений и развития.

4) Самопознающая система,  т.е. постоянно познающая сама  себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.

5) Саморегулирующаяся  система, которая сама себя  организует, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собственный жизненный проект, т.е. развивает свои способности, знания, навыки, умения, повышает свой профессионализм, компетентность и т.п.

6) Саморазвивающаяся система —  не только приспосабливающаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, уточняет оценки; развивается физически, интеллектуально, нравственно.

 

 

 

 

  1.  Формирование личности

 

Теоретическая обоснованность и практика показывают, что на процесс  формирования личности влияют как  биологические, социальные, так и физические факторы.

Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает  ограничения и предпосылки для  социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение  также  имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В. Плеханова, историка Л.Г. Гумилева и др. – групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.

Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума. 

Информация о работе Личность как социальный тип