Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.

Работа содержит 1 файл

План.doc 2.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

Личностный  опросник Г.Ю. Айзенка

     Для исследования типа личности мы использовали опросник  Г.Ю. Айзенка.

      Личностные  опросники – совокупность методических  средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Методика представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с  содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т.д.

     Личностные  опросники позволяют получить  информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных установок. Такие опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графика. Основным недостатком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей степени, понимая показательную ценность ответов, могут отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т.е. вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведения. Поэтому все опросники обследовались индивидуально.

     Разработанный Г. Ю Aйзенком опросник  является  типологическим подходом к изучению личности. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, ответы которых фиксируется на бланке (см. приложение № 1). 

Показатель экстраверсии («Э») равен величине совпадений ответов учащихся с ответами по следующим вопросам:

     Ответ «да»  на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

     Ответ «нет»  на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Анализ результатов: Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны. Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии «Э» 0-12 означают отсутствии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.

0  6 12                        18                           24


Интроверсия       Экстраверсия    

Уровень экстраверсии и  интроверсии устанавливается с  помощью таблицы.

 

 Индекс  экстраверсии «Э»

         Уровень  экстраверсии -интроверсии

0-6

7-12

13-18

19-24

Высокая интроверсия

Средняя интроверсия

Средняя экстраверсия

Высокая экстраверсия


 

 

     Так, экстраверт, по сравнению с интровертом,  быстрее вырабатывает условные рефлексы,  обладает больше терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

     Интроверта  можно узнать по ряду особенностей  поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязательно.

 

 

 

 

Методика  «Ценностные ориентации» М.Рокича

 

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает  два класса ценностей:

·       терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

·       инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует  традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

     Учащимся предъявлены  два списка ценностей (по 18 в  каждом), на листах бумаги в  алфавитном порядке (см. приложение  № 3). В списках учащиеся присваивают  каждой ценности ранговый номер.  Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. При анализе полученных ранжировок ценностей, обращаем внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д.     Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. В данной работе терминальные ценности были разбиты на группы:

  • 1 группа ценностей: ценности профессиональной самореализации (жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, развитие);
  • 2 группа ценностей: ценности личной жизни (здоровье, любовь, развлечения, счастливая семейная жизнь);
  • 3 группа ценностей: духовные ценности (красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, счастье других,  творчество, продуктивная жизнь);
  • 4 группа ценностей: индивидуальные ценности (уверенность в себе, свобода, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь);

Инструментальные ценности разбиты  на следующие группы:

  • 1 группа ценностей: этические ценности (аккуратность, воспитанность, самоконтроль,  терпимость, честность);
  • 2 группа ценностей: ценности самоутверждения (образованность, рационализм, твердая воля, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других);
  • 3 группа ценностей:  ценности дела (независимость, эффективность в делах, исполнительность, ответственность);
  • 4 группа ценностей: ценности общения (жизнерадостность, широта взглядов, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов).

     Сначала по каждому  учащемуся ценности были распределены  по группам. Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы. Затем подсчитывали количество баллов по каждой группе и каждому испытуемому.

Для выявления корреляции между типом личности и ценностной ориентацией подростков, мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена, предназначенный для установления зависимости между двумя изучаемыми явлениями по формуле:

Rs =    1 - 6 · Σ ( d² )

         N · ( N² - 1)


 

2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ и интерпретация

         Как было указано выше, нами были рассмотрены такие типы личности как экстраверт и интроверт: экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир.

      Результаты данных опросника Г.Ю. Айзенка представлены в диаграмме 1

Диаграмма 1

Типы личности старших подростков

 

     Из данной диаграммы видно,  что из существующих двух типов личности наиболее выражен тип личности экстраверта - 60%, т.е. 15 учащихся старших подростков из числа испытуемых.   На диаграмме тип личности - экстраверт обозначен  красным цветом. Такой тип личности   как интроверт выражен в 40 % учащихся т.е. соответствует 10 учащимся старших подростков из числа испытуемых.  На диаграмме тип личности – интроверт показан синим цветом.

     Анализируя результаты  диаграммы можно сказать  о  том, что старшим подросткам  характерно экстравертивное поведение: общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах.

 

 

Диаграмма  2

     Данная диаграмма  показывает тип личности у  девушек. Из общего числа испытуемых  девушек (15)  8 девушек с типом  личности экстраверта, что соответствует 61% на диаграмме 2 и обозначен  синим цветом. Тип личности интроверт выражен в 39%, т.е. 5 девушек с этим типом. На диаграмме показан лиловым цветом.

 

 

 

 

 

 

Диаграмм 3

Тип личности у юношей

 

         

     Данная диаграмма  показывает тип личности у девушек. Из общего числа испытуемых  девушек (10)  7 девушек с типом личности экстраверта, что соответствует 61% на диаграмме 2 и обозначен  синим цветом. Тип личности интроверт выражен в 39%, т.е. 3 девушек с этим типом. На диаграмме показан лиловым цветом.

     Таким образом,  экстравертированное  поведение т.е. экстравертный  тип личности наиболее присущ  в старшем подростковом возрасте.  По сравнению  с интровертом, экстраверты труднее вырабатывают условные рефлексы, обладают большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п.  Экстравертированные подростки  отзывчивы,  жизнерадостны,  уверены в себе,  стремятся к лидерству, имеют много друзей, несдержанны, стремятся к развлечениям, любят рисковать, остроумны,  не всегда обязательны.

 

 

   

 

 

 

     Очень важен момент  формирования собственной шкалы  ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь. Старший подросток (15-16 лет),  познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Именно поэтому далее мы  выявили ценностные ориентации подростков. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты  данных по методике «Ценностные ориентации»  М. Рокича по старшему подростковому  возрасту

 

Ранги

Терминальные        ценности

баллы

6

Активная деятельная жизнь

15,8

8

Жизненная мудрость

13,91

1

Здоровье

10,08

15

Интересная работа

20,05

7

Красота природы и  искусства

20,83

9

Любовь

24,75

4

Материально обеспеченная жизнь

16,75

2

Наличие хороших и верных друзей

15

5

Общественное признание

15,92

16

Познание

19,75

3

Продуктивная жизнь

19,25

17

Развитие

16,67

18

Развлечение

14,08

10

Свобода

29,25

13

Счастливая семейная жизнь

18

12

Счастье других

32

11

Творчество

30

14

Уверенность в себе

22,42

Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков