Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.
Личностный опросник Г.Ю. Айзенка
Для исследования типа личности мы использовали опросник Г.Ю. Айзенка.
Личностные
опросники – совокупность
Личностные опросники позволяют получить информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных установок. Такие опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графика. Основным недостатком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей степени, понимая показательную ценность ответов, могут отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т.е. вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведения. Поэтому все опросники обследовались индивидуально.
Разработанный Г. Ю Aйзенком опросник является типологическим подходом к изучению личности. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, ответы которых фиксируется на бланке (см. приложение № 1).
Показатель экстраверсии («Э») равен величине совпадений ответов учащихся с ответами по следующим вопросам:
Ответ «да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ «нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Анализ результатов: Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны. Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии «Э» 0-12 означают отсутствии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.
0 6 12 18 24
Интроверсия
Уровень экстраверсии и интроверсии устанавливается с помощью таблицы.
Индекс экстраверсии «Э» |
Уровень экстраверсии -интроверсии |
0-6 7-12 13-18 19-24 |
Высокая интроверсия Средняя интроверсия Средняя экстраверсия Высокая экстраверсия |
Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, быстрее вырабатывает условные рефлексы, обладает больше терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
Интроверта
можно узнать по ряду
Методика
«Ценностные ориентации» М.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
· терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
· инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Учащимся предъявлены
два списка ценностей (по 18 в
каждом), на листах бумаги в
алфавитном порядке (см. приложение
№ 3). В списках учащиеся
Инструментальные ценности разбиты на следующие группы:
Сначала по каждому
учащемуся ценности были
Для выявления корреляции между типом личности и ценностной ориентацией подростков, мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена, предназначенный для установления зависимости между двумя изучаемыми явлениями по формуле:
Rs = 1 - 6 · Σ ( d² ) N · ( N² - 1) |
2.2.
Результаты эмпирического
Как было указано выше, нами были рассмотрены такие типы личности как экстраверт и интроверт: экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир.
Результаты данных опросника Г.Ю. Айзенка представлены в диаграмме 1
Диаграмма 1
Типы личности старших подростков
Из данной диаграммы видно, что из существующих двух типов личности наиболее выражен тип личности экстраверта - 60%, т.е. 15 учащихся старших подростков из числа испытуемых. На диаграмме тип личности - экстраверт обозначен красным цветом. Такой тип личности как интроверт выражен в 40 % учащихся т.е. соответствует 10 учащимся старших подростков из числа испытуемых. На диаграмме тип личности – интроверт показан синим цветом.
Анализируя результаты диаграммы можно сказать о том, что старшим подросткам характерно экстравертивное поведение: общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах.
Диаграмма 2
Данная диаграмма
показывает тип личности у
девушек. Из общего числа
Диаграмм 3
Тип личности у юношей
Данная диаграмма показывает тип личности у девушек. Из общего числа испытуемых девушек (10) 7 девушек с типом личности экстраверта, что соответствует 61% на диаграмме 2 и обозначен синим цветом. Тип личности интроверт выражен в 39%, т.е. 3 девушек с этим типом. На диаграмме показан лиловым цветом.
Таким образом, экстравертированное
поведение т.е. экстравертный
тип личности наиболее присущ
в старшем подростковом
Очень важен момент
формирования собственной
Таблица 1
Результаты данных по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича по старшему подростковому возрасту
Ранги |
Терминальные ценности |
баллы |
6 |
Активная деятельная жизнь |
15,8 |
8 |
Жизненная мудрость |
13,91 |
1 |
Здоровье |
10,08 |
15 |
Интересная работа |
20,05 |
7 |
Красота природы и искусства |
20,83 |
9 |
Любовь |
24,75 |
4 |
Материально обеспеченная жизнь |
16,75 |
2 |
Наличие хороших и верных друзей |
15 |
5 |
Общественное признание |
15,92 |
16 |
Познание |
19,75 |
3 |
Продуктивная жизнь |
19,25 |
17 |
Развитие |
16,67 |
18 |
Развлечение |
14,08 |
10 |
Свобода |
29,25 |
13 |
Счастливая семейная жизнь |
18 |
12 |
Счастье других |
32 |
11 |
Творчество |
30 |
14 |
Уверенность в себе |
22,42 |
Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков