Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.

Работа содержит 1 файл

План.doc 2.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

      Работа  состоит из двух глав. В теоретической  части дипломной работы предпринята попытка анализа теории личности в психологии и ценностной ориентации. И была поставлена задача: сделать теоретический анализ психологической литературы по теме. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Существует множество подходов к пониманию личности в психологии. Наша работа предполагает выбор 2-х напрвлений:диспозициональное направление Г. Айзенка и аналитическая психология К. Г. Юнга. Оба направления представляют собой два главных типа: интроверсия – экстраверсия. Экстраверсия – Интроверсия (от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — характеристика индивидуально психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов,  либо на явления его собственного субъективного мира.

      Ценности являются  важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.  Ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы (М. Рокич): ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно.          Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий. Личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрослого человека: повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения.

       Психологические  особенности подросткового возраста - определенные подростковые реакции  на воздействие окружающей социальной  среды: реакции увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, сексуального влечения. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков: происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики, развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей, потребность в общении и потребность в обособлении. В зависимости от того, какова личность старших подростков, т.е. принадлежность к какому-нибудь типу личности такие и входят ценности  в структуру ценностных ориентаций личности.

В практической части  было проведено эмпирическое исследование в соответствии поставленными задачами. Было установлено, что взаимосвязи между типом личности и ценностными ориентациями  существует:

  • для интровертов предпочтительны ценности личной жизни и духовные ценности;
  • интровертов с выбором инструментальных ценностей предпочтительна этическая ценность и ценность дела;
  • для экстравертов с выбором терминальных ценностей предпочтительны ценности профессиональной самореализации и индивидуальные ценности;
  • для экстравертов с выбором инструментальных ценностей предпочтительна ценности общения и ценности дела.

 Поэтому можно сказать,  что  наша гипотеза подтвердилась, т. е. тип личности действительно взаимосвязан с ценностными ориентациями старших подростков. В соответствии с этим были разработаны психолого-педагогические рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – 1984 г. - т.5. - № 5. - С. 63-70.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. - М., 1980 г. - 232 с.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968 г. - 338 с.
  4. Андреева В.Г. Социальная психология, 2е изд., - М., 1988 г. - 432 с.
  5. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. - Сборник науч. трудов. - Горький, 1982 г. - с. 116-129.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.– М., 1986 г.
  7. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978 г. 
  8. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. – 1993 г.- т.14. - № 5.
  9. Бозалева А.А., Сталина В.В. “Общая психодиагностика”;
  10. Водзинский Д.И., Кочетов А.И., Кулинкович К.А. и др. Семейно – бытовая культура. Пособие для слушателей нар.ун-тов.–Мн.: Нар.  асвета, 1987 г.–255 с.
  11. Выжлецов Г.П. «Аксиология: становление и основные этапы развития» // Социально-политический журнал. – 1996 г. - №1.
  12. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989 г. - с. 102-109.
  13. Гиппенрейтер Ю. “Введение в общую психологию”. М, 1996 г.
  14. Гамезо М.В.,  Домаменко И.А.  “Атлас по психологии”. Москва    1986 г.
  15. Денисюк Н.Г.  Традиции и формирования личности.– Мн., 1979 г.
  16. Дильтей В. Описательная психология. - СПб., 1995 г. - 160 с.
  17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978 г. - 272 с.
  18. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М., 1979 г.
  19. Дробиницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и        марксистская философия. - М., 1967 г. - с. 44-45
  20. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986 г. 
  21. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 1982 г. - 128 с.
  22. Ильенков Э.В.  Что такое личность? – М; 1991 г.
  23. Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения       // Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 1979 г., с.252
  24. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психол. Журн. – 1993 г. – т.14. - №4. – С. 130-136.
  25. Кон И.С. В поисках себя. – М., -1984 г. – 148 с.
  26. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991 г. – 207 с. 
  27. Ковалев А.Г. “Психология личности”. Москва.1970 г.
  28. Крутецкий В.А.  Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.–М.: Просвещение, 1980 г.
  29. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М., 1995 г. – 271 с.
  30. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975 г.
  31. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / вступит. Стат. К книге В. Франкл. Человек в поисках смысла. – M., 1990 г. – С. 5-22.
  32. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – M., 1992 г. – 17 с.
  33. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989 г. – С. 6-23.
  34. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984 г. – 448 с.
  35. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982 г. – С. 108-118.
  36. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М., 1994 г. – 176 с.
  37. Мэй Р. “Искусство психологического консультирования”. М, 1999 г.
  38. Немов Р.С.  Психология. Учеб. Для студентов высших пед. Учеб. Заведений М., Просвещение, 1995 г.
  39. Немов Р.С. “Психология” 2 тома  Москва, 1994 г.
  40. Олпорт Г. Принцип «редукции напряжения» // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982 г.
  41. Патрушев В.Д., Татарова Г.Г., Толстова Ю.Н. Многомерная типология время провождения // Социологические исследования. – 1980 г. - № 4. – С. 133 –140.
  42. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., - М., 1990 г. – 494 с.
  43. Платонов  К.К. “О системе психологии”. Москва.1972г.
  44. «Практическая психодиагностика». Методики и тесты.

учебное пособие. Редактор – составитель  Райгородский Д.Я.

  1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. – М., 1976. – 416 с. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979 г. – 263 с.
  2. Робертсон Р. “Введение в психологию Юнга”. Ростов-на-Дону, 1999 г.
  3. “Психотерапевтическая энциклопедия”. СПб, 1998 г.
  4. Столяренко Л.Д.  Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г.
  5. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – М., 1990 г.
  6. Соколова Е. “Тринадцать диалогов о психологии”. М, 1995 г.
  7. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. – М., 1996 г. – 208 с.
  8. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. – М., МГУ, 1982 г. – С. 118-126.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М., Прогресс, 1990 г. – 368 с.
  10. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т. 2, - Тбилиси, 1991г. – 425 с.
  11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
  12. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993 г. – 415 с.
  13. Фрейд З. “Психология бессознательного”. М, 1990 г.
  14. Хьелл Д., Зиглер Д.   Теория личности – М.; 1997 г.
  15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х т. Т.2 / Под ред. Б.М. Величковского. – М., 1986 г. – 408 с.
  16. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Общ. Ред. Г.В. Бурменской. – М., 1993. – 480 с.
  17. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. – 1982 г. - т. 3. - № 5.
  18. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 1992 г. - 364 с.
  19. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982 г. - С. 55-60.
  20. Юнг К.Г. “Аналитическая психология. Прошлое и настоящее”. М, 1995 г.
  21. Юнг К.Г.  «Психологические типы» под общей редакцией

В. Зеленского, Москва, издательская фирма   «Прогресс -     Универс», 1995 г.

  1. Юнг К.Г. «Дух и жизнь» под редакцией Д.Л. Лахути, Москва, 1996 г.
  2. Ярошевский М.Г. “История психологии”.  Москва , 1976 г.
  3. Яницкий М.С. К проблеме аксиологической типологии личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3. Часть 1. - СПб, 1997. - С. 391- 398.
  4. Островска К. «В поисках ценностей». Москва , 1999 г.
  5. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста» 8 –е международное издание, Санкт-Петербург 2000 г.
  6. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. «Справочник практического психолога» М. 2004 г.
  7. Сапагова Е.Е. «Психология развития» С-Петербург 2003 г.
  8. Дубровина И.В. «Формирование личности в переходном возрасте от подросткового к юношескому возрасту» М. 1987 г.
  9.   Ремшмидт Х. «Проблемы становления личности» М. 1994 г.

 

 


 

 




Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков