Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.

Работа содержит 1 файл

План.doc 2.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

         

       Данная таблица  показывает значимость выбравших  учащимися старших классов терминальных  ценностей. Наиболее предпочитаемая  ценность, т.е. ценность, которая  по месту значимости стоит  на первом месте – здоровье. Ее выбрали 9 подростков. Оказалось, что старшие подростки относятся к своему здоровью бережно.  На протяжении трех лет первое место в рейтинге жизненных ценностей стабильно занимает «Здоровье». Несмотря на объективные данные об ухудшении здоровья школьников, немного странно видеть эту ценность на первом месте. Возможно, причина в большом количестве негативной информации устрашающего характера в средствах массовой информации (СПИД, гепатит, кариес и т.п.). Второе место по значимости занимает  ценность: наличие хороших и верных друзей. Эту ценность выбрали 6 учащихся. Ценность: продуктивная жизнь по значимости занимает третье место. Ее выбрали 5 учащихся.

      Таким образом,  ценность здоровье в терминальных  ценностях наиболее выбираем  в старшем подростковом возрасте.

Таблица 2

Результаты  данных по методике «Ценностные ориентации»  М. Рокича по старшему подростковому  возрасту

Ранги

Инструментальные        ценности

баллы

12

Аккуратность

20,76

17

Воспитанность

27,25

14

Высокие запросы

23,16

9

Жизнерадостность

  18,75

7

Исполнительность

17,93

3

Независимость

13,83

16

Непримиримость к недостаткам  в себе и других

26,59

1

Образованность

7,58

2

Ответственность

11,09

4

Рационализм

18,84

5

Самоконтроль

16,16

6

Смелость в отстаивании  своего мнения, взглядов

17,59

8

Твердая воля

18

13

Терпимость

22

10

Широта взглядов

19

15

Честность

24,25

11

Эффективность в делах

20,75

18

Чуткость

30,91


     

     Данная таблица показывает  значимость выбравших старших подростков инструментальных ценностей. Наиболее предпочитаемая ценность, т.е. ценность, которая по месту значимости стоит на первом месте – образованность. Ее выбрали 9 подростков. Второе место по значимости занимает  ценность - ответственность. Эту ценность выбрали 8 учащихся. Ценность, такая как независимость, по значимости занимает третье место. Их выбрали 5 учащихся.

      Таким образом,  ценность образование в инструментальных  ценностях наиболее выбираем  в старшем подростковом возрасте.

     Затем для наилучшего  подсчета результатов ценности  были распределены по группам и  (см. таблицу 4, 5).

Таблица 3

Результаты данных методики «Ценностные ориентации»  М. Рокича по старшему подростковому возрасту, распределенных по группам

Группа

Терминальные  ценности

Наименование 

Количество испытуемых

%

Ι

Ценности профессиональной самореализации

Жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, развитие.

40%

ΙΙ

Ценности личной жизни

Здоровье, любовь, развлечения, счастливая семейная жизнь.

20%

ΙΙΙ

Духовные ценности

Красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, счастье других, творчество, продуктивная жизнь.

15%

ΙV

Индивидуальные ценности

Уверенность в себе, свобода, материально  обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь.

25%


 

     Как видно  из таблицы 4 терминальные ценности  І группы  по уровню значимости наиболее предпочитаемые. Можно сказать, что старший подросток осознает важность этой группы ценности для достижения своего собственного престижа, т.е. завоевываение своего признания в обществе путем следования определенных социальных требований, познанием окружающей социальной среды, возможностью обогащения своего жизненного опыта и т.д. Именно в этом возрасте появляются задатки

развития себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик,  постановка и решение определенных жизненных задач, как главный жизненный фактор. Затем по уровню значимости после І группы  терминальных ценностей преобладает ІV группа ценностей: индивидуальные ценности. Это означает,  что собственная индивидуальность, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общественными, защита своей неповторимости.

     Таким образом 1 группа терминальных ценностей ценности профессиональной самореализации: жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, развитие наиболее предпочитаемая в старшем подростковом возрасте.

Таблица 4

Результаты данных методики «Ценностные ориентации»  М. Рокича по старшему подростковому возрасту, распределенных по группам

 

Группа

Инструментальные ценности

Наименование 

Количество испытуемых

%

Ι

Этические ценности

Аккуратность, воспитанность, самоконтроль, терпимость, честность.

10%

ΙΙ

Ценности самореализации

Образованность, рационализм, твердая воля,

высокие запросы,

непримиримость к недостаткам в себе и других.

13%

ΙΙΙ

Ценности дела

Независимость, эффективность в делах, исполнительность,

ответственность.

17%

ΙV

Ценности общения

Жизнерадостность, широта взглядов, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

60%


 

     Как видно  из таблицы 5 инструментальные  ценности ІV группы  по уровню значимости наиболее предпочитаемые. Можно сказать, что старший подросток наиболее лучше подвержен к активным социальным контактам, т.е. стремятся создать благоприятные отношения в различных сферах социального взаимодействия, расширять свои межличностные связи, реализовать свои социальные роли. Очень важно заметить, что  ценности дела по уровню значимости находятся на не последнем уровне.

     Таким образом, 4 группа инструментальных ценностей ценности общения:

жизнерадостность, широта взглядов, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

     Данный  этап обработки продолжается:  на каждого ученика с типом  личности интроверта подсчитывается  количество ценностей по баллам в каждой группе. Затем подсчитывается среднее арифметическое значение, суммируются получается общий результат по каждому типу личности.  По этим количествам баллов можно узнать наиболее предпочитаемую группу ценностей характерную для этого типа личности. На основе полученных данных составляются 2 общие диаграммы по испытуемым с  типом личности интроверта и терминальными, инструментальными ценностями (см. диаграммы 4, 5), и типом личности экстраверта и терминальными, инструментальными ценностями (см. диаграммы 6,7).  Причем ценность с наименьшим количеством баллов наиболее предпочитаемая.

Диаграмма 4

Ι

Ценности профессиональной самореализации

Жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, развитие.

ΙΙ

Ценности личной жизни

Здоровье, любовь, развлечения, счастливая семейная жизнь.

ΙΙΙ

Духовные ценности

Красота природы и искусства, наличие  хороших и верных друзей, счастье других, творчество, продуктивная жизнь.

ΙV

Индивидуальные ценности

Уверенность в себе, свобода, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь.


        Данная диаграмма  показывает значимость каждой  группы для такого типа личности  как интроверта у старших подростков. Результаты представлены в баллах. Наименьший результат показывает часто выбираемую ценность.

  1. Красным цветом показана 2 группа ценностей: ценности личной жизни (здоровье, любовь, развлечения, счастливая семейная жизнь), общее количество балла составляет 66,75 б., она наиболее предпочитаемая и характерная группа для интровертов, это соответствует 1 месту по уровню значимости. 
  2. Лиловый цвет показывает уровень значимости 4 группы ценностей: индивидуальные ценности (уверенность в себе, свобода, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь), общее количество балла составляет 122,08 б., что соответствует 2 месту по уровню значимости. 
  3. Синим цветом показана 1 группа ценностей: ценности профессиональной самореализации (жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, развитие), общее количество балла составляет 100,86б., что соответствует 3 месту по уровню значимости.
  4. Бирюзовым цветом показана 3 группа ценностей: духовные ценности (красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, счастье других, творчество, продуктивная жизнь), общее количество балла составляет 83,55 б., что соответствует 2 месту по уровню значимости.

     Анализируя диаграмму  можно сделать вывод о том,  что испытуемым с типом  личности интроверта и выбором терминальных ценностей характерны  в первую очередь ценности личной жизни, так как интроверты замкнуты и малообщительны и духовные ценности, так как  круг друзей у него невелик , он часто  погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и  адаптируясь к реальности.

     Таким образом, для интровертов предпочтительны ценности личной жизни и духовные ценности.

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 5

Ι

Этические ценности

Аккуратность, воспитанность, самоконтроль, терпимость, честность.

ΙΙ

Ценности самореализации

Образованность, рационализм, твердая воля,

высокие запросы,

непримиримость к недостаткам  в себе и других.

ΙΙΙ

Ценности дела

Независимость, эффективность в  делах, исполнительность, ответственность.

ΙV

Ценности общения

Жизнерадостность, широта взглядов, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.


  

  Из данной диаграммы видно:

  1. Синим цветом показана 1 группа ценностей: этические ценности (аккуратность, воспитанность, самоконтроль, терпимость, честность.), общее количество балла составляет 57,4 б., она наиболее предпочитаемая и характерная группа для интровертов, это соответствует 1 месту по уровню значимости. 
  2. Бирюзовый цвет показывает уровень значимости 3 группы ценностей: ценности дела (независимость, эффективность в делах, исполнительность, ответственность), общее количество балла составляет 63,83 б., что соответствует 2 месту по уровню значимости.
  3. Красным цветом показана 2 группа ценностей: ценности  самореализации (образованность, рационализм, твердая воля, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других.), общее количество балла составляет 99,34 б., что соответствует 3 месту по уровню значимости.
  4. Лиловым цветом  показана 4 группа ценностей:  ценности общения (жизнерадостность, широта взглядов, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов), общее количество балла составляет 109,5 б., что соответствует 4 месту по уровню значимости.

     Анализируя диаграмму  можно сделать вывод о том,  что испытуемым с типом  личности интроверта и выбором инструментальных ценностей характерны в первую очередь этические ценности, так как интроверты  высоко ценят этические нормы, любят планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддаются моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков