Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.

Работа содержит 1 файл

План.doc 2.doc

— 427.00 Кб (Скачать)



Введение

     Актуальность исследования состоит в том, что проблема исследования ценностных ориентацией старших подростков остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено старших подростков. Актуальность изучения ценностных ориентаций старших подростков обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.

Подростковый возраст  в  старших классов является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление  характера и личности в целом.

     Объект исследования: личность.

      Предмет исследования – взаимосвязь типа личности и ценностной ориентацией старших подростков.

     Цель  исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности  и ценностными ориентациями старших подростков.

     Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
  2. Определить тип личности старших подростков.
  3. Выявить  ценностные ориентации старших подростков.

 

  1. Определить возможность взаимосвязи типа личности и ценностных ориентацией старших подростков.
  2. Разработать психолого-педагогических рекомендаций по развитию ценностных ориентаций  старших подростков.

     Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.

     Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, диагностические методы:  «Личностный опросник» Г. Ю. Айзенка, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, количественный и качественный анализ полученных диагностических данных,  методы математической статистики.

     Методологическая основа исследования:  теории личности Г. А. Айзенка, К. Г. Юнга, концепция ценностных ориентаций М. Рокича.

     Практическая значимость нашей работы состоит в установлении взаимосвязи между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков, в разработке психолого-педагогических рекомендаций по развитию ценностных ориентаций старших подростков для педагогов, психологов, социальных работников образовательных учреждений по  коррекции ценностей.

      База исследования:   муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 2 г. Салехарда, ЯНАО, класс 10 «А».

     Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии (включает 74 источников), трех приложений.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы  типов личности и ценностей в психологических исследованиях

 

    1. .  Проблема личности в психологии

 

     В обыденной  речи мы часто употребляем  такое понятие, как личность: личность  профессионала, личность ученика,  творческая личность и т.п.  Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.

      В психологической  науке личность относится к  числу базовых понятий. Но понятие личность не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. [73].

     Реальность, которая описывается термином "личность", проявляется уже в этимологии  этого термина. Слово "личность" (от лат. persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни "личина"), которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц ("ревнивец", "завистник", "герой" и т.д.) [73].

     Личность характеризуется многообразием свойств и это многообразие закономерно. В связи с этим особо значимой становится задача исследования организации свойств личности в единую структуру. Психические свойства личности не могут быть раскрыты не как функциональные, не как материально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные. Но, чтобы понять основание и структуру личности, на которых формируются те или иные свойства человеческого характера, надлежит рассматривать ее жизнь в обществе, ее движение, динамику в системе общественных отношений [58].

     Совершенно  очевидно, что среди миллионов  людей нет двух одинаковых, всецело и полностью совпадающих натур, точно также, как нет двух абсолютно одинаковых личностей, идентичных по свойствам характера, по складу ума, способностям, склонностям. Свойства характера и темперамента личности во многом определяются специфическими особенностями натуры человека. Замечено, что в трудах некоторых зарубежных психологов эти свойства человеческой души и характера, равно, как и сама структура личности порою облекается в форму грубой схематизации [73]. 

      В психологии  при характеристике личности  используются три вида описаний:

  1. Теории черт. Для описания личности используются обобщенные характеристики поведения человека – черты. Наличие совокупности различных черт предполагается у всех людей. Люди, согласно теориям указанного типа, различаются лишь степенью выраженности разных черт.
  2. Теории инстанций. Теория этого вида основываются на выделении подсистем или отдельных областей в структуре личности, которые получили название инстанций. Между указанными образующими личности могут возникать различные конфликты и противостояния, так необходимые для динамических моделей личности. Примерами таких теорий могут быть теории, описывающие бессознательные аспекты психики: З.Фрейда, К. Г. Юнга [66]
  3. Теории типов. Конкретный человек описывается как принадлежащий к некоторому типу или как взвешенный набор чистых (идеальных) типов.

     Если черта  – это созвездие признаков, то тип – это совокупность людей, обладающих определенным набором признаков. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Кречмера, К. Г. Юнга, Г. Ю. Айзенка [21].

     Подход  к описанию личности, основанный на теории типов, в принципе носит статистический характер.

Согласно учению К. Хорни, основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, это направленности "к людям", "против людей" и "от людей". От анализа этих направлений К. Хорни закономерно переходит к  типологии личности. Классификация ученого имеет такой вид:

Ι тип - устойчивый - человек с направленностью  к "людям". Его характеризует, прежде всего, потребность в любви, уважении. В любых условиях он непременно ищет близости, тоскует по партнеру. Однако при всей любвеобильности человека данного типа дает о себе знать его слабоволие, беспомощность, склонность к подчинению другим.

II тип - агрессивный - это человек  с ярко выраженной направленностью  "против людей", который считает, что атмосфера вокруг него сплошь пропитана злобой и жестокостью. Исходя из таких первичных пониманий окружающей обстановки, жизнь личности II типа становится борьбой за выживание. Основная потребность, согласно классификации К. Хорни, - управлять другими людьми, их поведением и поступками, подчинять свои интересы в семье, друзьям или коллегами по работе. К. Хорни указывала, что в своих тщеславных устремлениях индивидуум пользуется порочной формулой вседозволенности, эгоистичен, не умеет и не любит проигрывать и более всего предпочитает порицать поступки других.

ΙΙΙ тип - обособленный - человек с  соответствующей ориентацией на обособление [60].

Теория личности, А. Адлера не потеряла своей значимости до сих  пор. Широко известно его положение  о единой движущей силе, лежащей в основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение той главной индивидуальной силы, которая и придает смысл всему существу личности, Ядро концепции А. Адлера - каждый индивид развивает так называемую направляющую фикцию. При этом преодолевается чувство беспомощности, страха или ущемленности, которые были пережиты в детстве. В дальнейшем, по предложению ученого, происходит формирование самоидеала, который заново придает личности уже зрелого возраста ощущение силы и могущества и таким образом избавляет человека от чувства неполноценности [11].

В аналогичном ключе  вел свои научные поиски и Г. Ю. Айзенк. Г. Ю. Айзенк один из представителей диспозициональной теории личности. Подспорьем в его работах явился метод факторного анализа, с помощью которого Г. Ю. Айзенк вывел два основные фактора: экстраверсия - интроверсия и невротизм – стабильность [73].   

Для нашей исследовательской  работы крайне важно отметить представления Г. Ю. Айзенка об экстраверсии и интроверсии, которые восходят к аналитической  типологии личности К. Г. Юнга. [58]

     Заслуга  Г. Ю. Айзенка в разработке  типологии личности заключается  в том, что он не только  описал свои идеи, но, прежде всего,  продемонстрировал их практическую конструктивную ценность, нашел им реальное применение в жизни. Точнее, Г. Ю. Айзенк показал дифференцированное воздействие различных черт личности на выполнение поведенческих заданий  [58].

     Следует  также подчеркнуть, что типы  личности Г. Ю. Айзенка стали  основой для его работ и во всех других областях. Согласно его теории, экстраверты менее возбудимы по сравнению с интровертами, больше нуждаются в стимуляции, в мотивах "внутреннего взбадривания". Невротики испытывают страхи гораздо чаще, чем стабильные личности [73].

     В последние  годы Г. Ю. Айзенк возобновил свои работы по типологии личности, в основном специализируясь на проблемах интеллекта. Структурирование интеллекта, поиск критериев его оценки, время реакции и потенциалы, генетические наследственные основы интеллекта вот главные труды его последних лет. Анализ его работ показывает, что Г. Ю. Айзенк представил свои собственные и довольно оригинальные взгляды на личность, генетику, типологию, интеллект и др. при неизменной критике теории психоанализа [78].

     Аналитическая  теория типов личности  К. Г. Юнга  внесла существенный вклад в теорию бессознательного, создавший классическую классификацию архетипов. Применительно к нашей теме важно отметить разработанные им основные направленности личности, или иными словами, жизненные установки. Это экстраверсия и интроверсия. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. [14].

     Анализ подходов к  пониманию личности позволил сделать следующие выводы:

1. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

2.  Существует множество  подходов к пониманию личности  в психологии. Наша работа предполагает  выбор 2-х напрвления: диспозициональное  направление Г. Айзенка.  и аналитическая психология К. Г. Юнга. Оба направления представляют собой два главных типа: интроверсия – экстраверсия. Экстраверсия – Интроверсия (от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — характеристика индивидуально психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов,  либо на явления его собственного субъективного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Ценностные ориентации  в контексте различных психологических     теорий

 

     Существует  множество определений понятия  "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [47].

В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться  несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

б) Ценности, предстающие в объективированной  форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков. в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [34].

     Понятию "ценность", как составляющей личности, придается  неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. "Суперэго" Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения - оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. По словам Фрейда, "суперэго ребенка в действительности конструируется … по модели суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению" [цит. по 40, с. 22]. 

Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков