Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической литературы по теме.
2. Определить тип личности старших подростков.
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что проблема исследования ценностных ориентацией старших подростков остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено старших подростков. Актуальность изучения ценностных ориентаций старших подростков обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.
Подростковый возраст в старших классов является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом.
Объект исследования: личность.
Предмет исследования – взаимосвязь типа личности и ценностной ориентацией старших подростков.
Цель исследования: состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Задачи исследования:
Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, диагностические методы: «Личностный опросник» Г. Ю. Айзенка, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, количественный и качественный анализ полученных диагностических данных, методы математической статистики.
Методологическая основа исследования: теории личности Г. А. Айзенка, К. Г. Юнга, концепция ценностных ориентаций М. Рокича.
Практическая значимость нашей работы состоит в установлении взаимосвязи между типом личности и ценностными ориентациями старших подростков, в разработке психолого-педагогических рекомендаций по развитию ценностных ориентаций старших подростков для педагогов, психологов, социальных работников образовательных учреждений по коррекции ценностей.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 2 г. Салехарда, ЯНАО, класс 10 «А».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии (включает 74 источников), трех приложений.
ГЛАВА I. Теоретические основы типов личности и ценностей в психологических исследованиях
В обыденной
речи мы часто употребляем
такое понятие, как личность: личность
профессионала, личность
В психологической науке личность относится к числу базовых понятий. Но понятие личность не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. [73].
Реальность, которая описывается термином "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (от лат. persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни "личина"), которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц ("ревнивец", "завистник", "герой" и т.д.) [73].
Личность характеризуется многообразием свойств и это многообразие закономерно. В связи с этим особо значимой становится задача исследования организации свойств личности в единую структуру. Психические свойства личности не могут быть раскрыты не как функциональные, не как материально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные. Но, чтобы понять основание и структуру личности, на которых формируются те или иные свойства человеческого характера, надлежит рассматривать ее жизнь в обществе, ее движение, динамику в системе общественных отношений [58].
Совершенно очевидно, что среди миллионов людей нет двух одинаковых, всецело и полностью совпадающих натур, точно также, как нет двух абсолютно одинаковых личностей, идентичных по свойствам характера, по складу ума, способностям, склонностям. Свойства характера и темперамента личности во многом определяются специфическими особенностями натуры человека. Замечено, что в трудах некоторых зарубежных психологов эти свойства человеческой души и характера, равно, как и сама структура личности порою облекается в форму грубой схематизации [73].
В психологии
при характеристике личности
используются три вида описаний
Если черта – это созвездие признаков, то тип – это совокупность людей, обладающих определенным набором признаков. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Кречмера, К. Г. Юнга, Г. Ю. Айзенка [21].
Подход к описанию личности, основанный на теории типов, в принципе носит статистический характер.
Согласно учению К. Хорни, основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, это направленности "к людям", "против людей" и "от людей". От анализа этих направлений К. Хорни закономерно переходит к типологии личности. Классификация ученого имеет такой вид:
Ι тип - устойчивый - человек с направленностью к "людям". Его характеризует, прежде всего, потребность в любви, уважении. В любых условиях он непременно ищет близости, тоскует по партнеру. Однако при всей любвеобильности человека данного типа дает о себе знать его слабоволие, беспомощность, склонность к подчинению другим.
II тип - агрессивный - это человек
с ярко выраженной
ΙΙΙ тип - обособленный - человек с соответствующей ориентацией на обособление [60].
Теория личности, А. Адлера не потеряла своей значимости до сих пор. Широко известно его положение о единой движущей силе, лежащей в основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение той главной индивидуальной силы, которая и придает смысл всему существу личности, Ядро концепции А. Адлера - каждый индивид развивает так называемую направляющую фикцию. При этом преодолевается чувство беспомощности, страха или ущемленности, которые были пережиты в детстве. В дальнейшем, по предложению ученого, происходит формирование самоидеала, который заново придает личности уже зрелого возраста ощущение силы и могущества и таким образом избавляет человека от чувства неполноценности [11].
В аналогичном ключе вел свои научные поиски и Г. Ю. Айзенк. Г. Ю. Айзенк один из представителей диспозициональной теории личности. Подспорьем в его работах явился метод факторного анализа, с помощью которого Г. Ю. Айзенк вывел два основные фактора: экстраверсия - интроверсия и невротизм – стабильность [73].
Для нашей исследовательской работы крайне важно отметить представления Г. Ю. Айзенка об экстраверсии и интроверсии, которые восходят к аналитической типологии личности К. Г. Юнга. [58]
Заслуга
Г. Ю. Айзенка в разработке
типологии личности
Следует также подчеркнуть, что типы личности Г. Ю. Айзенка стали основой для его работ и во всех других областях. Согласно его теории, экстраверты менее возбудимы по сравнению с интровертами, больше нуждаются в стимуляции, в мотивах "внутреннего взбадривания". Невротики испытывают страхи гораздо чаще, чем стабильные личности [73].
В последние годы Г. Ю. Айзенк возобновил свои работы по типологии личности, в основном специализируясь на проблемах интеллекта. Структурирование интеллекта, поиск критериев его оценки, время реакции и потенциалы, генетические наследственные основы интеллекта вот главные труды его последних лет. Анализ его работ показывает, что Г. Ю. Айзенк представил свои собственные и довольно оригинальные взгляды на личность, генетику, типологию, интеллект и др. при неизменной критике теории психоанализа [78].
Аналитическая теория типов личности К. Г. Юнга внесла существенный вклад в теорию бессознательного, создавший классическую классификацию архетипов. Применительно к нашей теме важно отметить разработанные им основные направленности личности, или иными словами, жизненные установки. Это экстраверсия и интроверсия. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. [14].
Анализ подходов к пониманию личности позволил сделать следующие выводы:
1. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
2. Существует множество подходов к пониманию личности в психологии. Наша работа предполагает выбор 2-х напрвления: диспозициональное направление Г. Айзенка. и аналитическая психология К. Г. Юнга. Оба направления представляют собой два главных типа: интроверсия – экстраверсия. Экстраверсия – Интроверсия (от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — характеристика индивидуально психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.
Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [47].
В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
б) Ценности, предстающие в
Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. "Суперэго" Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения - оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. По словам Фрейда, "суперэго ребенка в действительности конструируется … по модели суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению" [цит. по 40, с. 22].
Информация о работе Взаимосвязь между типом личности и ценностной ориентацией подростков