Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования - изучить особенности влияния трудового воспитания на развитие учащихся специальных школ VIII вида.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать работы отечественных специалистов по проблеме трудового воспитания умственно отсталых школьников.
2. Рассмотреть особенности трудового воспитания умственно отсталых детей в специальном (коррекционном)образовательном учреждении VIII вида.

Содержание

Введение
1. Особенности приема и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида
1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника
1.2 Образование умственно отсталых детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида
2. Особенности процесса трудового воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида
2.1 Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания
2.2 Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Количество учеников в классе (подготовительном) не превышает 6-8 человек, а в остальных классах  не более 12.

В специальном образовательном  учреждении VIII вида образовательный процесс осуществляется на двух ступенях: 1. Начальное общее образование (нормативный срок освоения 6-8 лет); 2. Основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет).

Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть увеличены на 1 год за счет открытия подготовительно класса.

Если школа имеет  необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

В такие классы переходят  учащиеся, окончившие восьмой (девятый  класс). Окончившие класс с углубленной  трудовой подготовкой и успешно  сдавшие квалификационный экзамен  получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать пять-шесть человек.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные  предметы, так и специальные (коррекционные).

Важное место в  специальных школах придается трудовому  обучению. Оно уже с IV класса носит  профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают  доступные им профессии.

Большое место в  специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

Большинство выпускников  специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни  обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны.

 

2. Особенности процесса  трудового воспитания в специальном  (коррекционном) образовательном  учреждении VIII вида

2.1 Формирование личности  умственно отсталых школьников  в процессе трудового воспитания

трудовое воспитание умственно отсталый школьник

С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует  рассматривать как важнейший  фактор формирования личности. Это  положение относится ко всем детям  и подросткам. По отношению к детям  с неполноценной либо ослабленной  нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство [14; 56].

Автор подчеркивает, что труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной  сферы умственно отсталого ребенка. Нередко можно видеть, как скованный  и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата. Но не все категории аномальных детей могут овладеть трудовыми навыками в одинаковой мере, поэтому характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка. В связи с этим проблемы выбора видов труда, его форм, производственной нагрузки - приобретают для специальных школ особое значение [; 48].

Рубинштейн С.Я. подчеркивает, что в процессе труда лучше  проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей с нарушениями  интеллекта. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, ученик испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка [14; 67].

Г.М. Дульнев отмечал, что вопрос о формировании личности умственно отсталых школьников в процессе рудового воспитания не был предметом специального систематического изучения. Ученый указывал на то, что зависимость развития познавательных процессов от обучения является почти общепризнанной. Г.М. Дульнев, наблюдая деятельность воспитанников специальных школ, указывал, как формируется в труде целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает школьника. Более трудно, но еще более значимо, воспитание таких качеств, как критичность и самоконтроль. Когда ученик вспомогательной школы получает плохую отметку за неправильно решенную задачу или ошибки в диктанте, он не всегда убежден в том, что эта плохая оценка справедлива. Но когда ученик обнаруживает дефект в сделанной им вещи, - это сразу дает ему представление о допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить за ходом своих действий [7; 43].

Шинкаренко В.А. указывает, что в системе трудового воспитания важную роль играет воспитание трудолюбия. Его развитию способствует формирование социально ценных мотивов, воспитание интереса к труду [16; 37]. Автор считает, что важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Важно показать учащимся ту реальную пользу, которую каждый из них может приносить окружающим. Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы о труде, экскурсии на производство, встречи с директорами производственных учреждений, рабочими и т.д. Рассказы учителей, воспитателей о труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное - участие в ней, формируют трудовую мотивацию, ценностное отношение к трудовой деятельности, желание трудиться и трудолюбие [16; 38].

Мачихина В.Ф. указывает  на тот факт, что умственно отсталые дети не могут в полной мере и  на высоком уровне осознать общественную значимость труда, поэтому вспомогательная  школа должна ограничиваться формированием соответствующих трудовых представлений и понятий в упрощенной и конкретной форме.

Особо останавливается  Мачихина В.Ф. на разработке внеклассной  воспитательной работы во вспомогательных  школах. Вопросы трудового воспитания автор подробно рассматривает на примере кружковой работы. Подробно методист разрабатывает вопрос о ручном труде. По ее мнению, для учащихся 3-4 классов можно организовать кружки выпиливания, лепки, работы с природным материалом, бумагой. Особо популярными у таких детей являются кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра. Необходимо предусмотреть кружки по домоводству и кулинарии. Таким образом, Мачихина В.Ф. указывает на коррекционное значение ручного труда не только на уроках труда, но и в процессе внеклассной работы.

Одним из условий успешного  включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор  доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним  из решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.

В основном огромное внимание уделяется воспитанию у  учащихся определенного отношения  к труду, формирование профессионально-трудовых навыков и умений.

Таким образом, трудовое воспитание в условиях специальной  школы носит не только обучающий  и воспитывающий характер, но самое  главное - оно имеет коррекционную  направленность. Трудовая деятельность способствует коррекции дефектов в личностном развитии ребенка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию, подготавливает ребенка к будущей профессиональной деятельности, то есть, осуществляет его социальную адаптацию. Организация трудового воспитания умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Таким образом, в результате изучения вопроса о становлении  положительных личностных качеств в процессе трудового воспитания мы пришли к следующим выводам: в ходе трудовой подготовки у детей формируются такие личностны качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и другие; в труде формируется целенаправленность и самостоятельность; труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка, что способствует дальнейшему воспитанию положительных личностных качеств.

Формирование положительных  личностных качеств не возникает само по себе. Оно органически связано с деятельностью учащегося и обуславливается ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у школьника с нарушениями интеллекта личностные качества, необходимо включать его в соответствующие виды деятельности: общественную, учебную, трудовую, общения с другими людьми и другие.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого школьника.

2.2 Коррекционная роль  трудового воспитания в условиях специальной школы

Психологически и  практически школа призвана готовить подрастающее поколение к сознательному  и активному труду на пользу обществу. Поэтому наряду с эстетическим, правовым, социальным в школах активно осуществляется трудовое воспитание учащихся, которое в широком понимании способствует формированию мировоззрения, развитию моральных качеств, воспитанию воли и характера растущего человека.

В специальных школах задачи трудового воспитания дополняются  рядом специфических задач, обусловленных наличием того или иного дефекта. Логика и последовательность производственных операций, необходимость в процессе выполнения трудового задания воспроизвести и применить на практике ранее усвоенный учебный материал побуждают аномального ребенка осмысливать и осознавать се элементы учебно-производственного процесса и способствуют коррекции недостатков развития [9; 225].

Задачей данного параграфа  является анализ теоретических источников, рассматривающих коррекционное  значение трудового воспитания умственно отсталых детей. В работах некоторых исследователей труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания, в других - как средство адаптации учебной деятельности. Много внимания трудовому воспитанию было уделено в трудах отечественных ученых.

Видный русский  дефектолог В.П. Кащенко (1870-1943) считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма  в мышечной деятельности [; 209].

В своей книге «Педагогическая  коррекция» в 30-40-е годы В.П. Кащенко обосновал роль труда в коррекции аномального ребенка: «Трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания» [11; 86]. Благодаря трудовой деятельности происходят следующие положительные сдвиги в воспитании отсталых детей:

- вызывание и развитие  общей работоспособности. Кащенко  В.П. писал, что ребенку необходимо  давать интересную и «связанную  с необходимостью проявить личную  инициативу»;

- выработка систематичности и выдержки в работе, сосредоточения внимания. Ученый предлагал прием длительных заданий от получаса до нескольких дней и недель;

- выработка культуры  интереса. Через трудовое воспитание  ребенок отвлекается от нежелательных,  отрицательных интересов, развиваются новые интересы;

- развитие общей  активности, особенно у пассивных  детей.

Во вспомогательной  школе труд помогает конкретизировать и исправить нечеткие представления  и понятия учащихся об окружающем мире. В процессе труда ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их и устанавливает отношения между ними; планируя работу, он создает в воображении будущий объект, а это способствует развитию его мышления [9; 225].

Среди учащихся специальных  школ есть дети, имеющие недостатки моторики, недоразвитие двигательной сферы. Вопилова И.В. считает, что ритмичность трудовой деятельности, соблюдение определенной рабочей позы ведут к исправлениям этих дефектов [4; 34].

Труд оказывает  влияние на формирование волевой  и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Учащиеся специальных школ требуют очень большого индивидуального подхода в целях коррекции недостатков их волевой сферы.

Индивидуальный подход при распределении трудовых заданий  способствует исправлению не только основных дефектов, но и вызванных ими последствий.

Гнатюк А.А. считает, что в процессе психологической  подготовки к труду следует обращать особое внимание на развитие органов  чувств и мышечно-двигательного  аппарата., воспитание умения слышать, наблюдать, анализировать, на развитие пространственных и количественных представлений. Это обеспечит высокую чувствительность к раздражениям - сигналам, правильность и координацию движений, взаимодействие анализаторов, саморегуляцию и контроль. В условиях специальной школы эта задача особенно актуальна, так как сенсомоторная культура аномального ребенка очень не высока. Устранение сенсомоторных дефектов осуществляется в процессе практической подготовки на уроках ручного труда, на пришкольном участке или в ходе любой другой практической трудовой деятельности, которая предполагает овладение учащимися целым комплексом необходимых трудовых умений и навыков [6; 29].

Информация о работе Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития