Трудовое воспитание

Автор: Светлана Сибирцева, 23 Августа 2010 в 09:29, контрольная работа

Описание работы

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.

Работа содержит 1 файл

конт раб по психологии.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский  Государственный педагогический университет»

(ГОУ  ВПО «ЧГПУ») 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

«Трудовое воспитание» 
 
 
 
 
 
 

                                                                         Выполнила:

                                                                                    I курс, МО – группа 127/5

                                                                                Проверил:

                                                            
 
 
 

Челябинск, 2008  
 

Введение 
Труд - важнейшее средство воспитания. В процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.  
Труд  является важнейшим средством воспитания. Весь процесс трудового воспитания  должен быть организован так, чтобы воспитанники научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.  
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.  
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов (А. С. Макаренко). Труд основа человеческой жизни.  
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А. С. Макаренко). Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.  
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.  
Труд развевает человека физически и, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.  
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.  

Воспитание  добросовестного  отношения к труду  и сбережению материальных ценностей как  фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.

Успешное  формирование личности в современной  школе может осуществляться только на основе разумного организованного  соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской  и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. 
Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.                          В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». 
Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно- технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987- 1988 во всех основных школах (обычно 9 классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение». С учащимися проводится производительная практика в течение одной- двух недель, во время которой они занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями.                                           Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега,  К.Д. Ушинского и др.                                                                       Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, 
Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. 
Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.                                                             В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается внимание на следующие вопросы.                                                                                                            Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое исследования показывают, что физический труд, связанный с движение и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л.Н Толстой в соё время писал:

  «При  усидчивой умственной работе, без  движения и телесного труда сущее  горе. Не походи я, не поработай я  ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна». Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский: «Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать».                           Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.                                          Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанный готовиться стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д. Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.                                                                                            Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».                                                              А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости. Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях организацию различных видов общественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.

  Сущность  трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, Понятие  трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура.

  Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации  и стимулирования разнообразной  трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять, без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.                                                                                      Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующее - воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты: а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы; б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственно благотворительности (сознание); в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование; г) достаточно сильную волю личности.

  Основные  виды трудовой деятельности школьников

Поскольку трудовое воспитание осуществляется в  процессе включения учащихся в соответствующую  их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся? Широкое применение в школе находит, прежде всего, трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных.                                                  Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производительная практика в старших классах.

  Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.                               Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населённых пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.                                                                                                         Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с сознанием материальных ценностей.                                                      Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учиться хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического коллектива, от его делания сделать труд действительным средством обучения и воспитания учащихся.

  Воспитание  у учащихся потребности  в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам

  Существенной  задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности  в труде и бережном отношении  к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.    Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной трудовой деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обовью. Затем сфера трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку светов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание частоты в ванной и т.д. в лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более 
20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать учителям.                             Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовой деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которой связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятельности учащихся и повышение её воспитательного значения требуют возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются. Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует  возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и навыков и необходимость овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать.                                                                        Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном отношении материальным ценностям общества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение труда, а также сои обязанности, у него формируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.

Информация о работе Трудовое воспитание