Компенсаторное развитие детей с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте определения понятиям:
“Дефект"
“Компенсация»
2. Что собой представляют первичный и вторичный дефекты?
3. На каких основах осуществляется их компенсация? Назовите физиологические механизмы компенсации
4. Назовите наиболее существенные социальные факторы компенсации.

Работа содержит 1 файл

Copy of №1 Компенс.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

«КОМПЕНСАТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

 

Дайте определения  понятиям:

“Дефект”- это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

“Компенсация» - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Что собой представляют первичный и вторичный дефекты? Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).

На каких  основах осуществляется их компенсация? Компенсация недостаточности или повреждения каких-либо психических функций возможна только непрямым путем (непрямая или психическая компенсация), т.е. за счет создания «обходного пути», включающего либо внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции), либо межсистемные, когда, например, невозможность овладения слепыми оптической системой знаков, лежащих в основе письменной речи, компенсируется осязательным каналом, что делает возможным развитие письменной речи на основе осязательной азбуки (шрифта Брайля).

Назовите физиологические  механизмы компенсации Перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой.

Назовите наиболее существенные социальные факторы компенсации. Уровень развития общественных отношении и технического прогресса, положение инвалида в обществе, условия семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы.

 

В чем заключается  перестройка функций организма?Эта перестройка заключается в восстановлении или замещении нарушенных или утраченных функций независимо от того, какая часть организма повреждена.

 

Перечислите принципы рефлекторной теории И. П. Павлова. Причинность (детерминизм)( обусловленность появления и развертывания компенсаторных функций воздействием внешней и внутренней среды организма на нервную систему), единство анализа и синтеза (способности нервной системы выделять в сложных воздействиях среды на организм отдельные элементы и синтезировать их в единое целое) и структурность (приуроченности функции головного мозга к его структуре, то есть в локализации центров, регулирующих те или иные функции.

 

Перечислите принципы компенсаторного приспособления (П.К.Анохин) 1.Принцип сигнализации дефекта. Этот принцип показывает, что никакое отклонение от нормальной жизнедеятельности организма, то есть по сути дела никакое нарушение биологического равновесия организма и окружающей среды не остается “незамеченным” со стороны центральной нервной системы.

2. Принцип прогрессивной  мобилизации компенсаторных механизмов, согласно которому организм оказывает дефекту значительно большее противодействие, нежели отклоняющее действие, вызванное нарушением функции.

3. Принцип непрерывного обратного  афферентирования компенсаторных  приспособлений (принцип обратной связи), то есть афферентирование отдельных этапов восстановления функций.

4. Принцип санкционирующей афферентации, указывающий на существование последней связи, закрепляющей новые компенсаторные функции и тем самым свидетельствующий, что компенсация - это процесс, имеющий конечный характер.

5. Принцип относительной устойчивости  компенсаторных приспособлений, суть которого заключается в возможности возврата прежних функциональных нарушений в результате действия сильных и сверхсильных раздражителей.

 

Какова роль учения Сеченова для изучения механизмов компенсации. рефлекторной теории, основные положения которой были сформулированы И. М. Сеченовым и получили дальнейшее развитие и конкретную научную реализацию в учении И. П. Павлова.

 

Раскройте соотношение  биологического и социального в  человеке и роль этих факторов в  компенсации слепоты и слабовидения (подтвердите примерами из жизни слепо-глухих людей).

Компенсаторное приспособление осуществляется на основе синтеза биологических и социальных факторов при ведущей роли последних. Утверждение в этом единстве ведущей роли социальною фактора основано на марксистской теории происхождения и развития человека как существа общественного. Именно труд и общение в процессе труда способствовали выделению человека из мира животных и его дальнейшему совершенствованию. И поскольку высшей формой проявления компенсации является становление всесторонне развитой личности, которое предполагает формирование научного мировоззрения и убеждений, способности овладевать знаниями и применять их на практике, высокого уровня моральных, волевых и интеллектуальных качеств, постольку ведущими в преодолении имеющихся отклонений и дальнейшем нормальном развитии человеческой психики являются социальные факторы компенсации. О.И. Скороходова, получив образование и защитив кандидатскую диссертацию, работала в области дефектологии, занималась литературным трудом. Стихи, статьи, очерки О. И. Скороходовой, в которых раскрываются способы и средства, помогающие ей ориентироваться в окружающем мире и познавать его, вызывают большой интерес у широких читательских масс.

 

В чем заключается теория сверхкомпенсации, разработанная  А. Адлером. Наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики, так как в дефекте сочетаются якобы как отрицательные, так и положительные свойства. По Адлеру, осознание дефекта, своей неполноценности иди малоценности является стимулом для развития, постоянного совершенствования.

 

Докажите положение Л.С.Выготского, что психологические особенности  слепых имеют сугубо социальный характер. слепота как утрата возможности воспринимать свет не влечет за собой нравственных страданий и не влияет на развитие психики, если человек морально удовлетворен своим социальным положением и может удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Разумеется, социальная позиция индивида для компенсации дефекта и его последствий имеет принципиальное значение, однако следует учитывать, что ее завоевание и удержание является результатом не только социальной, но и биологической адаптации (для ослепших в зрелом возрасте - реадаптации).

 

Назовите стадии компенсации слепоты по Л.И.Солнцевой. Первая стадия в системе компенсации слепоты обеспечивает слепому ребенку создание широких интермодальных и интрамодальных связей, позволяющих ему активно реагировать на комплексы раздражителей внешнего мира и своевременно подготавливаться к важным жизненным актам. В этот период особого внимания заслуживает образование связей "предмет - звук", на развитие которых отсутствие зрения не оказывает прямого влияния. Независимо от зрения формируется также и моторная сфера ребёнка, что обеспечивает ей синхронность развития у слепого и зрячего и приводит к такому уровню сенсо-моторной деятельности, который позволяет слепому ребенку осуществлять выделение и дифференцирование звуковых признаков предметов окружающего мира.

Вторая стадия в системе компенсации слепоты направлена на развитие и дифференцирование восприятий различных модальностей, поступающих от всех сохранившихся анализаторов. На протяжении длительного времени (до 3-летнего возраста) у слепого ребенка складываются умения соотносить дифференцированные восприятия с предметами внешнего мира и использовать их в своей деятельности. В этот период очень медленно формируются сенсо-моторные эталоны и наблюдается значительное отставание слепого от зрячего, так как отсутствие зрительного контроля приводит к замедленному формированию двигательной сферы, его локомоций и мелких движений рук, сказывается на ориентировке в пространстве, что также отражается на уровне предметной деятельности, которая значительно отстаёт я практически не становится ведущей. Компенсация не­достатков развития, возникающих в этот период из-за слепоты, может осуществляться за счет развития слухового восприятия и речи, активно развивающихся в этот период. Третья стадия в системе компенсации слепоты характеризуется дальнейшим развитием сенсорики слепого, использованием при восприятии предметных предэталонов. Расширяющийся запас слов, связь их с предметным миром и закрепление их в памяти обеспечивает слепому появление игровой деятельности и возможности представлять предметы в их отсутствие. У него появляется способность оперировать образами в воображаемой ситуации. Внутри этой стадии начинает формироваться способность активного оперирования образами представлений, т.е. появляется наглядно-образное мышление, что свидетельствует о переходе слепого ребёнка к четвертой стадии компенсации слепоты, наблюдавшейся нами в дошкольном возрасте.

Четвертая стадия системы компенсации слепоты характеризуется активным включением речи, памяти, мышления, как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме в сенсорное отражение внешнего мира. Использование при восприятии общественно выработанных эталонов, основанное на интеллектуальном анализе воспринимаемого, создание специфических способов решения сенсорных задач о использованием плана представлений, умение соотносить воспринимаемые объекты о образами прошлого опыта, подчинять свои действия плану и правилу становится основой системы компенсации слепоты в дошкольном возрасте и позволяет создать слепому целостное представление об окружающем мире.


Информация о работе Компенсаторное развитие детей с нарушениями зрения