Развитие моторики у детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:46, реферат

Описание работы

Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать ее, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его предметным миром, ориентироваться в пространстве.

Работа содержит 1 файл

Реферат по спец..docx

— 20.95 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования 
 
 
 
 
 
 

Специальная психология 

Реферат по теме

«Развитие моторики у детей с нарушение интеллекта» 
 
 

Выполнил: 

             Проверила: 
         
         
         
         
         
         
         

Москва, 2011 

       Умственно отсталые дети и младенческого, и  более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными  отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих  сверстников начинают тянуться к  висящей перед ними игрушке, пытаясь  достать ее, а также позднее  начинают сидеть, стоять, передвигаться  в пространстве ползком, ходить. Замедленное  развитие двигательной сферы существенно  снижает возможности ребенка  знакомиться с окружающим его  предметным миром, ориентироваться  в пространстве.

       При чём, чем ярче выражен интеллектуальный дефект, тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.

       Движения  умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

       В дошкольном возрасте многие умственно  отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться  и раздеться, правильно сложить  свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и растегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров.

       Неловкость  движений умственно отсталых дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской  забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая  комнатные растения, они расплескивают  воду или льют ее в слишком больших  количествах.

       Слабое  развитие моторики сказывается на других видах деятельности умственно отсталых детей. Так, их рисунки выполнены  нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно  передающими контур предмета.

       Недостаточностью  моторики в определенной мере обусловлены  свойственные умственно отсталым детям  нарушения произносительной стороны  речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию  движений органов речи. Нарушения  моторики, проявляющиеся в походке  и ручной деятельности дошкольников, находят свое отражение и в  их речевой деятельности.

       В школьные годы недостатки моторики умственно  отсталых детей существенно сглаживаются под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. В частности, в качестве примера можно привести следующий. Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школьным требованиям, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет их овладевание навыками письма.

       Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

         Поэтому в подготовительный  и  основной период принято использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

  • Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
  • Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
  • Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
  • Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
  • Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.

       Целью подобных видов гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

       Помимо  вышеописанных существуют также программы по коррекции крупной моторики.

       В итоге этих специальных корректирующих программ движения детей постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера. 

Список  литературы:

  1. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
  2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  3. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1997. – 234 с.

Информация о работе Развитие моторики у детей с нарушением интеллекта