Семейное воспитание детей с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка с особенностями психофизического развития;
выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Культурологические аспекты изучения взаимодействия родителей с детьми 4
Классификация стилей и типов воспитания детей с умственной отсталостью 5
Методы воспитания 7
Положение ребёнка с умственной отсталостью в семье 7
Роль матери в воспитании умственно отсталого ребенка 9
Роль отца в воспитании умственно отсталого ребенка 10
Общие стратегии нормализации жизни семьи 11
Заключение 13
Литература 14

Работа содержит 1 файл

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА»

 

 

 

 

 

Кафедра коррекционной  работы

 

 

Проект по теме:

 

Семейное воспитание детей с умственной отсталостью

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2011

Содержание

 

Введение                                                                                                                                       3

Культурологические аспекты изучения взаимодействия родителей с детьми            4

Классификация стилей и типов воспитания детей с умственной отсталостью             5

Методы воспитания                                                                                                                    7

Положение ребёнка с  умственной отсталостью в семье                                                   7

Роль матери в воспитании умственно отсталого ребенка                                                 9

Роль отца в воспитании умственно отсталого ребенка                                                     10

Общие стратегии нормализации жизни семьи                                                                   11

Заключение                                                                                                                                  13

Литература                                                                                                                                     14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В настоящее время  проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего  поколения - ведь именно в семье у  ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. Рождение детей с умственной отсталостью с каждым годом увеличивается. К сожалению, никто не застрахован от  воспитания детей с отклонениями в развитии. К таким детям необходим специфический подход, ведь это особенные дети. Такие дети страдают врожденными дефектами и отстают в своем развитии. Родители таких «нестандартных» детей должны знать особенности их воспитания.

Над проблемой семейного  воспитания детей с умственной отсталостью работали многие ученые: Е.М.Мастюкова,  Д.В. Зайцев,  А И. Захаров, А.Г.Москвина и многие другие.

В данной работе рассмотрены  такие темы как семья с умственно отсталым ребёнком, ее типы и функции, проблемы современной семьи, а также роль семейного воспитания в развитии ребенка.

Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.

Задачами работы являются:

  • определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка с особенностями психофизического развития;
  • выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

Культурологические  аспекты изучения взаимодействия родителей с детьми

История взаимоотношений  родителей с детьми тесно связанны с историей существования семьи. Семья - по мнению Л.Г.Моргана, никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей.

Моментом рождения современной  семьи Е.Шортер считает середину девятнадцатого века, именно в этот период семья начинает существовать как ограниченная ячейка общества из матери, отца, детей, проводящих повседневную жизнь у домашнего очага, который является основным местом частной жизни. Дж.Элдер пишет о том, что индустриализация общества принесла в семью усиление родительского контроля над подростками и уменьшение юношеской независимости. Смыслом существования семьи все больше становится частная жизнь, и она сосредотачивается на воспитательных задачах: обеспечение социального продвижения детей и поддержании своей системы ценностей. При этом родители в семье исполняют различные социальные функции. В то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. По словам А.Гремса, материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то, и другое необходимо для развития личности. Э.Фром также указывал на социально-экономическую функцию отца и связывал ее с возникновением частной собственности и возможностью передавать наследство одному из потомков, когда отец стал ждать появление сына, чтобы оставить ему свое дело.

Э.Л.Дугарова обнаружила в своем экспериментальном исследовании, что в бурятских семьях наблюдается меньшее количество запретов, меньше проявление расширения сферы родительских чувств, чем в русских семьях.

В кросс-культурном  исследовании взаимодействия с детьми русских и немецких матерей, выполненным Л.Анерт, Т.Майшнер, А.Шмидт и В.А.Доскиным, установлены различия в пользовании интерактивных средств. Русские матери применяли их чаще в эмоциональной манере, в то время как немецкие матери предпочитали прагматически направленные средства взаимодействий. Авторы делают вывод о влиянии религиозных моделей на формирование воспитательных концепций. Воспитательные концепции русских носят в большей степени морально-эмоциональный характер, обусловленный ценностями братства и взаимопомощи в смысле христианской любви к ближнему, присущими русским семьям. Немецкие же воспитательные концепции можно описать скорее как  рационально-прагматические, представляющие собой конгломерат представлений о ценности дисциплины, послушания, авторитета и протестантской этики индивидуализма и достижений.

Большое внимание традициям  воспитания в семье уделяется  в позитивной семейной психотерапии. Носсарт Пезешкиан пишет о том, что определенные патеры взаимодействия  можно рассматривать в качестве культурных особенностей, примером этого является восточная привязанность детей к родителям. Это своеобразная социальная пуповина, на которую почти  не влияет расстояние. Подарки, личные знаки внимания из дома, частые телефонные звонки, финансовая помощь помогают поддерживать семейные связи. В западном же индустриальном обществе в противовес этому желательными качествами являются независимость и автономия.

Существенное влияние  на процесс взаимодействия родителей  с детьми оказывает тот или иной уровень социокультурного развития семьи. А.Бревертон, Е.Батес и Д.Штерн установили непосредственную связь между уровнем интеллектуального развития матери и способности понимать и удовлетворять потребности ребенка.

Классификация стилей и типов воспитания детей  с умственной отсталостью

В современной литературе можно встретить различные классификации  стилей и типов родительского воспитания. Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят на три основных: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный стиль  – характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей членов семьи, ригидностью установок, преобладанием дисциплинированных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, основывается на запретах. Чувства и эмоции партнера по общению в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция.

Либеральный стиль проявляется  в семье как отстраненность и  отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь».

Демократичный стиль  – это сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного  союза, гибкость оценок поведения в  зависимости от ситуации или состояния партнера, с учетом его индивидуальных особенностей. При таком подходе взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение.

Возможна и иная градация отношений родителя и ребенка. Устойчивые состояния различных черт воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает определение системы восприятия ребенка, воздействия на него и способы общаться с ним.

Классификацию нарушенных типов семейного воспитания можно  представить следующим образом:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находиться в центре внимания семьи, которая стремиться к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребенку. Родители сковывают инициативу ребенка чрезмерной заботой и предупредительностью. В результате он не может действовать самостоятельно и в трудных ситуация подвергается опасности в той же степени, что и брошенный ребенок. Став взрослым, человек оказывается неспособным к самостоятельным действиям, отличается повышенной требовательностью к заботе других о себе, неразвитостью эмоционально-волевой сферы, пониженной критичностью по отношению к себе.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находиться в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого воспитания, в которых сочетаются родительская любовь и ограничения, будут такие качества личности ребенка, как покорность, зависимость, мнимая агрессивность, отсутствие дружелюбия. В подростковом возрасте такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обуславливает аффективные реакции.
  3. Эмоциональное отвержение. Родители безразличны к судьбе ребенка. Эта трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, его отклонениями, нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта.
  4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Родители любят не самого ребенка, а его соответствие своему внутреннему образу. Такой стиль приводит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
  5. Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают, где находится, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающим его, не способны своевременно и эффективно помочь ему.
  6. Непоследовательный тип. Родители осуществляют резкую смену стилей, приемов в воспитания, переходя от строгости к либерализму и, наоборот, от внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.
  7. Воспитание в культе болезни. Жизнь  в семье целиком посвящена больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает. Однако кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившиеся стереотипы взаимоотношений с ребенком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, ипохандрически настроенным.

Следует подчеркнуть, что  возрастные особенности детей создает опасность закрепления последствия неправильного воспитания. С другой стороны, в силу тех же особенностей, дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющее воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка. Это определяет необходимость и высокую эффективность ранней диагностики, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания.

Методы воспитания

1.Убеждение. В семейном  воспитании убеждение  - способ воспитательного взаимодействия, при котором идеи взрослых овладевают мыслями детей, затем становятся их идеями и начинают руководить их поведением (М.Г.коляда).

2.Требование  - выраженная в решительной,  категоричной форме просьба о  том, что должно быть выполнено,  на что есть право (С.И.Ожегов).

3.Упражнение – занятие для  приобретения, усовершенствования  каких-нибудь навыков.

4.Пример – действие, служащее  образцом для подражания. Сила  воздействия личного примера в воспитании основана на способности детей к подражанию.

5.Поощрение – значит  содействием, сочувствием, наградой  одобрить что-нибудь, возбудить желание  делать что-нибудь. Поощрение  - способ  выражения положительной оценки поведения и деятельности ребенка.

6.Наказание : 1.мера  воздействия против совершившего  проступок (С.И.Ожегов); 2.метод воспитания, позволяющий родителям про необходимости продемонстрировать ребенку свое осуждение его поступков (и действий); 3.незамедлительная (и только такая) реакция на недопустимый и , возможно, опасный поступок ребенка (В.В.Чечет). Это крайняя мера осуждения.

Положение ребёнка с умственной отсталостью в семье

В связи с рождением  ребенка с нарушением развития, у  родителей меняется взгляд на мир, отношение  к самим себе, своему ребенку, который  не такой, как все, к другим людям  и к жизни вообще. Если воспитание нормального ребенка очень сложное, то воспитание ребенка с проблемами в развитии является еще более трудным. Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с нарушения развития, связаны как с резкой образа жизни, так и необходимостью решения  множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.

Исследования показали, что более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребёнка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребёнку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Информация о работе Семейное воспитание детей с умственной отсталостью