Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:40, реферат
Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка с особенностями психофизического развития;
выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе.
Введение 3
Культурологические аспекты изучения взаимодействия родителей с детьми 4
Классификация стилей и типов воспитания детей с умственной отсталостью 5
Методы воспитания 7
Положение ребёнка с умственной отсталостью в семье 7
Роль матери в воспитании умственно отсталого ребенка 9
Роль отца в воспитании умственно отсталого ребенка 10
Общие стратегии нормализации жизни семьи 11
Заключение 13
Литература 14
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА»
Кафедра коррекционной работы
Проект по теме:
Семейное воспитание детей с умственной отсталостью
Выполнили:
Витебск, 2011
Содержание
Введение
Культурологические аспекты
Классификация стилей и типов воспитания детей с умственной отсталостью 5
Методы воспитания
Положение ребёнка с
умственной отсталостью в семье
Роль матери в воспитании
умственно отсталого ребенка
Роль отца в воспитании
умственно отсталого ребенка
Общие стратегии нормализации жизни семьи
Заключение
Литература
Введение
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.
Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения - ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. Рождение детей с умственной отсталостью с каждым годом увеличивается. К сожалению, никто не застрахован от воспитания детей с отклонениями в развитии. К таким детям необходим специфический подход, ведь это особенные дети. Такие дети страдают врожденными дефектами и отстают в своем развитии. Родители таких «нестандартных» детей должны знать особенности их воспитания.
Над проблемой семейного воспитания детей с умственной отсталостью работали многие ученые: Е.М.Мастюкова, Д.В. Зайцев, А И. Захаров, А.Г.Москвина и многие другие.
В данной работе рассмотрены такие темы как семья с умственно отсталым ребёнком, ее типы и функции, проблемы современной семьи, а также роль семейного воспитания в развитии ребенка.
Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами работы являются:
Культурологические аспекты изучения взаимодействия родителей с детьми
История взаимоотношений родителей с детьми тесно связанны с историей существования семьи. Семья - по мнению Л.Г.Моргана, никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей.
Моментом рождения современной семьи Е.Шортер считает середину девятнадцатого века, именно в этот период семья начинает существовать как ограниченная ячейка общества из матери, отца, детей, проводящих повседневную жизнь у домашнего очага, который является основным местом частной жизни. Дж.Элдер пишет о том, что индустриализация общества принесла в семью усиление родительского контроля над подростками и уменьшение юношеской независимости. Смыслом существования семьи все больше становится частная жизнь, и она сосредотачивается на воспитательных задачах: обеспечение социального продвижения детей и поддержании своей системы ценностей. При этом родители в семье исполняют различные социальные функции. В то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. По словам А.Гремса, материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то, и другое необходимо для развития личности. Э.Фром также указывал на социально-экономическую функцию отца и связывал ее с возникновением частной собственности и возможностью передавать наследство одному из потомков, когда отец стал ждать появление сына, чтобы оставить ему свое дело.
Э.Л.Дугарова обнаружила в своем экспериментальном исследовании, что в бурятских семьях наблюдается меньшее количество запретов, меньше проявление расширения сферы родительских чувств, чем в русских семьях.
В кросс-культурном исследовании взаимодействия с детьми русских и немецких матерей, выполненным Л.Анерт, Т.Майшнер, А.Шмидт и В.А.Доскиным, установлены различия в пользовании интерактивных средств. Русские матери применяли их чаще в эмоциональной манере, в то время как немецкие матери предпочитали прагматически направленные средства взаимодействий. Авторы делают вывод о влиянии религиозных моделей на формирование воспитательных концепций. Воспитательные концепции русских носят в большей степени морально-эмоциональный характер, обусловленный ценностями братства и взаимопомощи в смысле христианской любви к ближнему, присущими русским семьям. Немецкие же воспитательные концепции можно описать скорее как рационально-прагматические, представляющие собой конгломерат представлений о ценности дисциплины, послушания, авторитета и протестантской этики индивидуализма и достижений.
Большое внимание традициям воспитания в семье уделяется в позитивной семейной психотерапии. Носсарт Пезешкиан пишет о том, что определенные патеры взаимодействия можно рассматривать в качестве культурных особенностей, примером этого является восточная привязанность детей к родителям. Это своеобразная социальная пуповина, на которую почти не влияет расстояние. Подарки, личные знаки внимания из дома, частые телефонные звонки, финансовая помощь помогают поддерживать семейные связи. В западном же индустриальном обществе в противовес этому желательными качествами являются независимость и автономия.
Существенное влияние на процесс взаимодействия родителей с детьми оказывает тот или иной уровень социокультурного развития семьи. А.Бревертон, Е.Батес и Д.Штерн установили непосредственную связь между уровнем интеллектуального развития матери и способности понимать и удовлетворять потребности ребенка.
Классификация стилей и типов воспитания детей с умственной отсталостью
В современной литературе
можно встретить различные
Авторитарный стиль – характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей членов семьи, ригидностью установок, преобладанием дисциплинированных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, основывается на запретах. Чувства и эмоции партнера по общению в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция.
Либеральный стиль проявляется в семье как отстраненность и отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь».
Демократичный стиль – это сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок поведения в зависимости от ситуации или состояния партнера, с учетом его индивидуальных особенностей. При таком подходе взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение.
Возможна и иная градация отношений родителя и ребенка. Устойчивые состояния различных черт воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает определение системы восприятия ребенка, воздействия на него и способы общаться с ним.
Классификацию нарушенных типов семейного воспитания можно представить следующим образом:
Следует подчеркнуть, что возрастные особенности детей создает опасность закрепления последствия неправильного воспитания. С другой стороны, в силу тех же особенностей, дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющее воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка. Это определяет необходимость и высокую эффективность ранней диагностики, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания.
Методы воспитания
1.Убеждение. В семейном воспитании убеждение - способ воспитательного взаимодействия, при котором идеи взрослых овладевают мыслями детей, затем становятся их идеями и начинают руководить их поведением (М.Г.коляда).
2.Требование - выраженная в решительной,
категоричной форме просьба о
том, что должно быть
3.Упражнение – занятие для приобретения, усовершенствования каких-нибудь навыков.
4.Пример – действие, служащее образцом для подражания. Сила воздействия личного примера в воспитании основана на способности детей к подражанию.
5.Поощрение – значит
содействием, сочувствием,
6.Наказание : 1.мера
воздействия против
Положение ребёнка с умственной отсталостью в семье
В связи с рождением ребенка с нарушением развития, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Если воспитание нормального ребенка очень сложное, то воспитание ребенка с проблемами в развитии является еще более трудным. Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с нарушения развития, связаны как с резкой образа жизни, так и необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.
Исследования показали, что более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребёнка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребёнку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.
Информация о работе Семейное воспитание детей с умственной отсталостью