Особенности развития детей с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей развития речи детей с нарушения слуха.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей;
Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей;
Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей 3-4 лет.

Работа содержит 1 файл

логопедия.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Среди аномальных детей значительную категорию  составляют дети с различными выраженными  отклонениями слуха.

     Слух  – отражение действительности в  форме звуковых явлений, способность  живого организма воспринимать и  различать звуки. Эта способность  реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, – сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний.

     Нарушение деятельности слухового анализатора  у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

     Таким образом, проблема развития речи у слабослышащих  детей является актуальным вопросом исследования в современном обществе.

     Проблема  изучения личности слабослышащего ребёнка как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность.

     Без специального обучения речь у слабослышащих  не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.

     По  разному идет у слабослышащего и  слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.

     Позднооглохшие  дети, за редким исключением, сохраняют  уже сформировавшуюся речь. Слабослышащие  могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.

     Цель  исследования: изучение особенностей развития речи детей с нарушения слуха.

     Задачи  исследования:

     Рассмотреть основные классификации нарушений  слуха у детей;

     Охарактеризовать  основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих  детей;

     Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей 3-4 лет.

     Объектом  исследования являются слабослышащие  дети 3-4 лет

     Предметом исследования является процесс развития речи слабослышащих дошкольников 3-4 лет.

 

      Глава 1. Теоретические  особенности развитие речи дошкольников с  нарушениями слуха 

     1.1 Психолого-педагогическая  классификация Р.М.  Боскис 

     Большое влияние на организацию дифференцированного  обучения, создание системы школ и  дошкольных учреждений для детей  с нарушениями слуха, определение  критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. Боскис. Опираясь на теорию Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с дефектом слуха, Р.М. Боскис определила основные критерии, положенные в основу педагогической типологии детей с недостатками слуха и характеризующие своеобразие их развития.

     Нарушение слухового анализатора у ребенка  необходимо рассматривать в его  принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам речевого общения с помощью слуха. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

     Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха  важно учитывать возможность  самостоятельного овладения речью  при данном состоянии слуха (без  специального обучения). Своеобразие  слухового анализатора состоит  в его решающей роли для формирования речи. Невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных мыслей в письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

     Слух  и речь тесно связаны между  собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой - нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использования своего слуха.

     Группа  детей с нарушениями слуха  исключительно разнообразна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием следующих факторов: 1) степенью нарушения слуха; 2) временем возникновения слухового дефекта; 3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения; 4) индивидуальными особенностями ребенка.

     Каждый  из этих факторов имеет принципиальное значение при оценке речи детей. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением  слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

     Время потери слуха может быть определяющим фактором в развитии речи при прочих равных условиях. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на формировании речи. Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до двух лет), приводит к полному ее отсутствию. Потеря слуха в возрасте от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает распад речи, если не были предприняты специальные педагогические меры. У детей старшего дошкольного возраста в случае потери слуха речь может частично сохраниться. Однако без специальной педагогической помощи она будет постепенно ухудшаться.

     Педагогические  условия, в которых находился ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития. Чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий снижения слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии. К условиям, определяющим успешное развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи. Для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи. Для речевого развития имеют значение и личностные особенности ребенка с пониженным слухом: активные, общительные дети лучше овладевают речью, чем вялые, пассивные.

     Ориентируясь  на указанные принципиальные положения  педагогической типологии, Р.М. Боскис выделила две основные группы детей  с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

     К первой группе отнесены дети, состояние  слуха которых не создает возможности  для спонтанного формирования речи (без специального обучения).

     В зависимости от состояния речи среди  глухих выделены две категории. Первая категория - дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) - это ранооглохшие дети. Вторая категория - дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, - это позднооглохшие дети.

     К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором  возможно самостоятельное речевое  развитие, хотя бы в минимальной  степени. Состояние слуха слабослышащих  детей характеризуется большим  разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

     С учетом состояния речи выделены две  категории слабослышащих детей. Первая категория - слабослышащие дети, которые к моменту поступления  в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа - слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

     На  основании выделения различных  групп детей с нарушениями  речи Р.М. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ:

     1) специальная школа для глухих  детей; 2) специальная школа для  слабослышащих и позднооглохших  с двумя отделениями: первое - для детей, владеющих развернутой  речью; второе - для детей с глубоким речевым недоразвитием.

     Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис имеет  важное значение также для правильного  комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих  детей, их подготовки к обучению в  разных типах специальных школ.

     Таким образом, рассмотрев психолого-педагогическую классификацию Р.М. Боскис, мы пришли к выводу, что для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен  уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи.

     Р.М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. В свою очередь  в зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория - дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) - это ранооглохшие дети. Вторая категория - дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, - это позднооглохшие дети. Что качается слабослышащих детей, то автором были выделены две категории слабослышащих детей. Первая категория - слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа - слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении. 

     1.2 Теоретические основы  развития речи  детей с нарушениями  слуха 

     В обучении языку детей с нарушениями  слуха в настоящее время используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50-60-е гг. С.А. Зыковым и его сотрудниками и привели к созданию целостной дидактической системы обучения языку слабослышащих детей. Осуществленные в рамках этой системы поиски и разработка новых подходов к развитию речи слабослышащих дошкольников были осуществлены Б.Д. Корсунской.

     Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушения ми слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека; с особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха; психологическими и лингвистическими закономерностями овладения речью слышащим ребенком и их учетом в процессе речевого развития неслышащих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста.

Информация о работе Особенности развития детей с нарушением слуха