Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:57, курсовая работа
Цель нашего исследования - изучить особенности влияния трудового воспитания на развитие учащихся специальных школ VIII вида.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать работы отечественных специалистов по проблеме трудового воспитания умственно отсталых школьников.
2. Рассмотреть особенности трудового воспитания умственно отсталых детей в специальном (коррекционном)образовательном учреждении VIII вида.
Введение
1. Особенности приема и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида
1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника
1.2 Образование умственно отсталых детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида
2. Особенности процесса трудового воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида
2.1 Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания
2.2 Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы
Заключение
Литература
На занятиях ручным трудом и в процессе хозяйственно бытового труда дети приобретают первый опыт коллективного труда. В процессе ручного труда развиваются познавательные интересы, закрепляются знания, полученные на уроках в классе.
На предметных уроках предусматривается ознакомление учащихся с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. На уроках ручного труда используются знания и навыки, полученные в классе: умение отмерить, измерить. Эта взаимосвязь труда и обучения приводит к более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся и развитию их мышления.
Все виды трудовой деятельности школьника требуют учета их возрастных и индивидуальных особенностей. При выборе объектов труда и распределении между учащимися трудовых заданий необходимо учитывать их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы.
Часто у учащихся сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводит к тому, что дети быстро утомляются и в результате начинают неохотно работать, поэтому особое значение приобретают правильная дозировка и посильность трудовых заданий. Б.С. Братусь предупреждал об опасности «срыва» нервной системы аномального ребенка [3; 29]. Такой срыв может наступить пи перегрузке и переутомлении не только умственном, но и физическом, что может вызвать отрицательное отношение к труду вообще.
Физически ослабленных учащихся целесообразно освобождать от участия в труде, но следует совместно со школьным врачом подбирать посильные для них задания. Правильно подобранный труд способствует укреплению здоровья и физическому развитию.
Правильно организованный
труд часто помогает преодолеть отрицательные
стороны в психической
У некоторых учащихся
специальных школ иногда возникает
отрицательное отношение к
Производственный труд создает благоприятные условия для развития не только трудовых навыков, но и всей познавательной и личностной сферы учащихся, так как в процессе работы всегда возникает потребность в общении с людьми, анализе и оценке их действий и поступков [9; 235].
В.М. Мозговой пишет: «Трудовое воспитание содержит богатые коррекционные возможности, так как в процессе любой трудовой деятельности у умственно отсталых детей формируются такие качества, как готовность к труду, добросовестное отношение к нему, развивается интерес к профессии, настойчивость, трудолюбие» {12; 93].
Чуркина А.И. указала на решающее значение для реализации принципа коррекционной направленности в трудовом обучении выполнения следующих условий:
- комплексного планирования
образовательных коррекционно-
- подчинения содержания урока поставленным задачам;
- выбора оптимальной структуры урока, которая включала бы микроэтапы, педагогические ситуации для решения коррекционных задач;
- применения контроля
рациональных методов и
- осуществления
- создания наиболее
благоприятных школьно-
- постоянства и
длительности коррекционного
- профессионализации трудового обучения, начиная со средних классов;
- систематический анализ эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения [15; 121-128].
Заключение
Проведя теоретическое исследование влияния трудового воспитания на формирование личности учащихся специальных школ, мы пришли к следующим выводам:
- Трудовое воспитание
в условиях специальной школы
носит не только обучающий
и воспитывающий характер, но
оно имеет коррекционную
- Трудовая деятельность
способствует: коррекции дефектов
в личностном развитии
- Организация трудового
воспитания умственно
Мы выяснили, что у детей в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание окружающим.
Трудовое воспитание является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого школьника. Включаясь в трудовой процесс, ребенок с нарушениями умственного развития коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная направленность трудового воспитания в специальной школе, позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие учащихся, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в школе, как работа с учащимися внутри класса, так и общешкольные мероприятия.
Литература
1. Антипов В.И. Внеклассные
занятия по труду во
2. Архипкина Л.И.
Работа по профориентации во
вспомогательной школе
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2008.
4. Вопилова И.В. Комплексный подход к трудовому воспитанию учащихся вспомогательной школы.
5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
6. Гнатюк А.А. Подготовленность
выпускников вспомогательной
7. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969.
8. Дефектология, 1983 №1.
Возможности трудовой
9. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М., 1965.
10. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., 2007.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1992.
12. Мозговой В.М.
Коррекционно-развивающая
13. Мачихина В.Ф.
Воспитательная работа во
14. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2002.
15. Рубинтейн С.Я.
Психология умственно
16. Чуркина А.И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. - М., 2008.
17. Шинкаренко В.А.
Трудовое обучение и
Информация о работе Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития