Особенности воспитания детей с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;
2. Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;
3. Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4
§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12
§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33
Заключение …………………………………………………………...……………..42
Литература…………………………………………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курс.раб.Федосеевой Т.С. правка.doc

— 227.00 Кб (Скачать)


2

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Лесосибирский  педагогический институт –

Филиал Федерального государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и методики начального обучения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Особенности воспитания детей с нарушениями зрения

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Руководитель                    ____________________                  Л.С.Гавриленко

Студент ДЛП06-01СфП ____________________                Т.С.Федосеева

 

 

 

Лесосибирск 2009

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………...3

§1. Характеристика детей с нарушениями зрения ………………………..………4

§2. Особенности воспитания слепых и слабовидящих детей ………………...….12

§3. Профориентация детей, имеющих нарушения зрения………...………….…..33

Заключение …………………………………………………………...……………..42

Литература…………………………………………………………………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В связи с огромным количеством различных неблагоприятных факторов ежегодно рождается огромное количество детей с различными нарушениями. Очень часто наблюдаются нарушения в связи с пребыванием в среде, отрицательно сказывающемся на нашем здоровье.  Нарушение зрения – одна из таких, актуальных на сегодняшний день проблем общества. Л. С. Выготский говорил, что человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане, однако пока эта проблема так и не решена. Раскрыть ее более подробно мы попытались в курсовом исследовании, целью которого является выявление способов воспитания детей с нарушениями зрения.

Тема исследования: «Особенности воспитания детей с нарушениями зрения». Объектом курсовой работы выступает воспитание детей, имеющих нарушения зрения. Предметом являются способы воспитания детей. Перед нами были поставлены следующие задачи:

1.      Охарактеризовать категорию детей с нарушениями зрения;

2.      Выявить особенности воспитания слепых и слабовидящих детей;

3.      Изучить проблему профориентации детей, имеющих нарушения зрения.

Решению задач послужили методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, реферирование, изучение опыта педагогов и составление библиографии.

В структуру курсового исследования входят введение, три параграфа, заключение и список литературы, который насчитывает 22 источника по проблеме исследования.

 

 

 

§1. Характеристика детей с нарушениями зрения

 

Закономерности и осо­бенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения изучает тифлопсихология. Ее данные актуальны для тифлопедагогики — науки о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

В зависимости от степени нарушения зрения детей можно разделить на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниче­нии зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. Улиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, обще­ния и психофизического развития.

Слепые (незрячие) — подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (то­тальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеет­ся светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения, име­ющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с кор­рекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения, слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение) [21, с.151].

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием на­следственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнении после общих заболевании организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждении мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зри­тельного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функции под вли­янием патологического процесса.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами таких дефектов могут стать также последствия некоторых заболевании и глазных операции. Существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишив­шиеся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основы­вается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное зна­чение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психо­физические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерно­сти, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании со­циального опыта.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сфе­ры, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые про­блемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логиче­ское мышление, намять, речь) у слепорожденных протекает нормаль­но. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслитель­ной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления [21, с.153].

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стира­ние зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нару­шениями.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует ис­ходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с пер­вых месяцев его жизни.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предмета, а также при пространственной ориентировке и при движении,  использовать имеющееся у них зрение. Зрение остает­ся у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, по­этому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а пред­ставления имеют качественное своеобразие.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение.

Среди слабовидящнх существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зре­ния, имеются врожденные формы патологии цветоощущения. Коррекционная работа направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осяза­ние, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтети­ческие образы реальной действительности.

Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэто­му оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диаг­ностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопе­дагога, психолога [21, с. 154].

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощуще­ний (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактуру материала и др.),  и помогает определять форму, размеры фигуры, уста­навливать пропорциональные отношения.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь.

С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно опреде­лять предметные и пространственные свойства окружающей среды.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся упражнения на дифференциацию - различение и оцен­ку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам являются проявлением процессов, проис­ходящих в них.

Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различны­ми видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представ­лений, пространственного мышления, пространственной ориенти­ровки.

Пространственная ориентировка является существенной частью свободного движения в пространстве.

Различные структуры психологической системы, формирующейся у слепых разного возраста, являются основой для аффективной кор­рекции дефектов их пространственной ориентировки.

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нару­шения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушен­ным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о про­исходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестрой­ки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспита­ния. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формирова­нии личности при дефекте зрения [21, с.155].

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нару­шенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функции, двигательных, социальных, учебных и других умении, способов и приемов формирования и развития навыков ори­ентировки в пространстве, восприятия предметов и явлении окружа­ющего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функции зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ре­бенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень наруше­ния зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физи­ческое развитие ребенка.

Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, преж­де всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится ра­бота по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

Информация о работе Особенности воспитания детей с нарушениями зрения