Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:28, реферат

Описание работы

Надомное воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Работа содержит 1 файл

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.docx

— 19.82 Кб (Скачать)
 

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения 
 

Дошкольное обучение детей с нарушенным зрением

Надомное воспитание и обучение ребенка при нарушении  зрения имеет свои особенности, зависящие  от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением  должны регулярно получать консультативную  помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о  происходящем вокруг него с помощью  сохранных анализаторов, как бы «видеть  с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и  воспитания. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого  или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной  опеки отрицательно сказывается  на формировании личности при дефекте  зрения. Поэтому в зависимости  от воспитания у ребенка могут  быть сформированы как активность, так и пассивность, эгоизм, мнительность, боязливость или уверенность  в своих силах, иждивенчество  или самостоятельность, открытость и общительность или замкнутость  и озлобленность.

Слепота и слабовидение имеют и социальные последствия  для ребенка. В семье, где растет ребенок с нарушенным зрением, отношения  с окружающими и с самим  ребенком начинают строиться иначе. Взрослые, члены семьи, родственники, знакомые жалеют его, высказывая свое отношение вслух, ребенок становится центром излишнего внимания, жалости и заботы. Это негативно сказывается на воспитании ребенка, формировании его самооценки, взаимоотношений с окружающими.

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка  в семье требуют от родителей  знания особенностей развития ребенка  снарушенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями для детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием  и амблиопией, в возрасте от 2—З до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой  это позволяет сделать уровень  нарушения зрения в каждом отдельном  случае, а также психическое и  физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.

Кроме образовательной  составляющей работа в дошкольных группах  направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего  слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию. 

Дети обучаются  основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и  пользования очками. У детей развиваются  все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, способность различать форму  предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется  развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим  занятиям в школе. 

Обучение детей  с нарушениями зрения в школе

Школы для детей  с нарушениями зрения являются составной  частью единой государственной системы  специального образования и функционируют  на основе принципов, присущих этой системе  обучения и воспитания детей с  особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах детей  с нарушениями зрения имеют ряд  собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию  дифференцированного обучения.

В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие  функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания  способов самореализации и овладение  ими зависят, прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

Коррекционно-развивающая  направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов  компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков  познавательной деятельности, поиск  потенциальных возможностей в становлении  личности слепых и слабовидящих детей

Специфика работы школ для детей с нарушениями зрения проявляется в следующем:

учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

модификации учебных  планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа  его прохождения;

дифференцированном  подходе к детям, уменьшении наполняемости  классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов  работы, оригинальных учебников, наглядных  пособий, тифлотехники;

специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы;

усилении работы по социальной адаптации и самореализации выпускников. 

Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в республике имеется развитая сеть специальных  школ. При некоторых общеобразовательных  школах имеются специальные классы. 

Воспитание учащихся

Образование детей  и подростков с нарушениями зрения включает в себя процесс нравственного, физического, эстетического, трудового  воспитания, социально-психологическая  адаптация учащихся, формирование активной жизненной позиции.

Сохранность речи и  мышления, достаточный уровень компенсаторного  развития у большинства слепых и  слабовидящих школьников позволяют  овладеть высоким уровнем образования, относительно легко усваивать основные нормы морали и правила поведения. Однако практическое овладение этими  нормами для них осложнено, так  как им трудно наблюдать за поведением людей в различных жизненных  ситуациях и подражать их действиям.

На формирование личностных качеств у слепых и  слабовидящих значительное влияние  оказывает социально-психологический  микроклимат (в семье, школе, ближайшем  окружении), который часто характеризуется  излишне сочувственным отношением, созданием щадящего режима, ограничением их деятельности и активности. Это  приучает детей к пассивности, инертности, зависимости, неверию в свои силы, осознанию себя инвалидами. Следствием этого становятся неадекватная требовательность к обществу, школе, семье, иждивенческие  настроения. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий направляется на раскрытие широких возможностей лиц с нарушением зрения, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно боле полное участие в социальной и культурной жизни, полноценный труд, независимую  жизнь.

Особую заботу проявляет  школа в решении проблемы эстетического  воспитания. Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой  и трудовой деятельности.

Познавательное мышление, художественно-эстетическое чувство  материализуются в различных  видах деятельности. Поэтому игру, учение, труд можно рассматривать  как познавательно-оценочную, преобразующую  деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью. В процессе обучения музыке, графике, скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству дети знакомятся с содержательными элементами эстетического (формой, ритмом, гармонией, симметрией, пластикой, цветосочетанием и др.), у них формируются эстетические потребности, эмоциональная отзывчивость, предрасположенность к восприятию эстетических и художественных ценностей.

Важное внимание уделяется физическому воспитанию, которое имеет чрезвычайно важное значение для улучшения состояния  здоровья и физического развития слепых и слабовидящих.

Для них проводятся специальные коррекционные занятия  по физическому воспитанию, лечебной физкультуре, ритмике, включающие развитие силовых, пространственно-временных  компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений. Тифлопедагоги  строят образовательный процесс  таким образом, чтобы обеспечить возможно большую двигательную активность учащихся за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и спорта и др. 

В программах по физической культуре многие виды упражнений имеют  специфическую коррекционную направленность, изменены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных  факторов к физическим нагрузкам, формированию навыков пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных  слабовидением и слепотой. 

Средства обучения слепых и слабовидящих

Для учащихся школ для  детей с нарушениями зрения выпускается  весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые  учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для  слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную  и цветную печать.

В школах для детей  с нарушениями зрения широко используются специальные учебники с укрупненным  шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

Для подбора, построения и реконструкции изображений  для слепых и слабовидящих разработаны  специальные методики, учитывающие  зрительные и осязательные возможности  детей.

В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами).

К оптическим средствам  коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии.

В случаях, когда  зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих  линз из цветного стекла или бесцветного  стекла с покрытием.

Для незрячих разработаны  различные по сложности технические  устройства и приспособления: простые  приспособления для вдевания нитки  в иголку, трости для обеспечения  возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного  письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.

Выпускаются «говорящие»  книги, представляющие собой тиражированные на грампластинках, магнитных носителях  записи книг, а также специальные  устройства для их прослушивания. 

В целях улучшения  физической подготовки слепых и слабовидящих и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п. 

Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая 

 и восстановительная  работа

 Составной частью  деятельности школ является организация  лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической  и восстановительной работы, которая  осуществляется врачами-специалистами  (окулистом, педиатром, психоневрологом)  и средним медицинским персоналом. Лечебно-консультативная помощь  врачей других специальностей  при наличии показаний оказывается  поликлиникой, в районе деятельности  которой находится школа. Вся  лечебная работа в школе направлена  на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения  учащихся. С этой целью проводятся  следующие мероприятия:

Информация о работе Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения