Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:28, реферат
Надомное воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.
Обучение и воспитание
детей с нарушениями зрения
Дошкольное обучение детей с нарушенным зрением
Надомное воспитание
и обучение ребенка при нарушении
зрения имеет свои особенности, зависящие
от состояния зрительного
Общаясь с ребенком,
взрослому необходимо комментировать
все свои действия, что позволит
ребенку воспринимать информацию о
происходящем вокруг него с помощью
сохранных анализаторов, как бы «видеть
с помощью слуха». Успешность компенсаторной
перестройки анализаторов во многом
зависит от семейного обучения и
воспитания. Важно создать условия,
соответствующие возможностям слепого
или слабовидящего ребенка. Создание
чрезмерно щадящего режима или неоправданной
опеки отрицательно сказывается
на формировании личности при дефекте
зрения. Поэтому в зависимости
от воспитания у ребенка могут
быть сформированы как активность,
так и пассивность, эгоизм, мнительность,
боязливость или уверенность
в своих силах, иждивенчество
или самостоятельность, открытость
и общительность или
Слепота и слабовидение имеют и социальные последствия для ребенка. В семье, где растет ребенок с нарушенным зрением, отношения с окружающими и с самим ребенком начинают строиться иначе. Взрослые, члены семьи, родственники, знакомые жалеют его, высказывая свое отношение вслух, ребенок становится центром излишнего внимания, жалости и заботы. Это негативно сказывается на воспитании ребенка, формировании его самооценки, взаимоотношений с окружающими.
Воспитание и обучение
слепого или слабовидящего
Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями для детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2—З до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.
Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.
Кроме образовательной
составляющей работа в дошкольных группах
направлена на коррекцию отклонений
в развитии, восстановление остаточных
функций зрения, оздоровление детей.
Значительное внимание уделяется развитию
всей компенсирующей системы, прежде всего
слуха, осязания, мобильности и ориентировки
в пространстве, а также формированию
навыков самообслуживания. Проводится
работа по гигиене, охране и развитию
остаточного зрения, коррекции познавательной,
личностной и двигательной сферы, формированию
навыков ориентировки в пространстве
и самообслуживанию.
Дети обучаются
основным навыкам гигиены зрения,
а также, если это необходимо, и
пользования очками. У детей развиваются
все элементы зрительного восприятия:
способность видеть вблизи и вдаль,
наблюдать за движущимися предметами,
способность различать форму
предметов, краски, рассматривать картинки,
ориентироваться в
Обучение детей с нарушениями зрения в школе
Школы для детей
с нарушениями зрения являются составной
частью единой государственной системы
специального образования и функционируют
на основе принципов, присущих этой системе
обучения и воспитания детей с
особыми образовательными потребностями.
Обучение и воспитание в школах детей
с нарушениями зрения имеют ряд
собственных принципов и особых
задач, направленных на восстановление,
коррекцию и компенсацию
В связи с этим
школы для слепых и слабовидящих
детей должны выполнять следующие
функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую,
санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную,
социально-адаптационную и
Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение ими зависят, прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей
Специфика работы школ для детей с нарушениями зрения проявляется в следующем:
учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы;
усилении работы по
социальной адаптации и самореализации
выпускников.
Для обучения и воспитания
детей с нарушением зрения в республике
имеется развитая сеть специальных
школ. При некоторых
Воспитание учащихся
Образование детей и подростков с нарушениями зрения включает в себя процесс нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания, социально-психологическая адаптация учащихся, формирование активной жизненной позиции.
Сохранность речи и
мышления, достаточный уровень
На формирование
личностных качеств у слепых и
слабовидящих значительное влияние
оказывает социально-
Особую заботу проявляет школа в решении проблемы эстетического воспитания. Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.
Познавательное мышление, художественно-эстетическое чувство материализуются в различных видах деятельности. Поэтому игру, учение, труд можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью. В процессе обучения музыке, графике, скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству дети знакомятся с содержательными элементами эстетического (формой, ритмом, гармонией, симметрией, пластикой, цветосочетанием и др.), у них формируются эстетические потребности, эмоциональная отзывчивость, предрасположенность к восприятию эстетических и художественных ценностей.
Важное внимание
уделяется физическому
Для них проводятся
специальные коррекционные
В программах по физической
культуре многие виды упражнений имеют
специфическую коррекционную
Средства обучения слепых и слабовидящих
Для учащихся школ для детей с нарушениями зрения выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.
В школах для детей
с нарушениями зрения широко используются
специальные учебники с укрупненным
шрифтом и адаптированными
Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей.
В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами).
К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии.
В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.
Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.
Выпускаются «говорящие»
книги, представляющие собой тиражированные
на грампластинках, магнитных носителях
записи книг, а также специальные
устройства для их прослушивания.
В целях улучшения
физической подготовки слепых и слабовидящих
и развития их двигательной активности
используются специальные виды тренажеров,
звуковые мишени, звучащие мячи и т.
п.
Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая
и восстановительная работа
Составной частью
деятельности школ является
Информация о работе Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения