Развитие творческих способностей на уроках русскогго языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника на уроке русского языка в начальной школе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме развития творческих способностей ученика;
2. обеспечить (осуществить и проанализировать) диагностику развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников
1.1. Понятие творчества……………………………………………………….6
1.2. Развитие творческих способностей младших школьников…………….7
2. Методические основы развития творческих способностей на уроках русского языка
2.1 Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой
проблемы……………………………………………………………….…….17
2.2. Роль методической литературы в развитии творческих
способностей………………………………………………………………….20
3. Опытная экспериментальная работа по развитию творческих
способностей……………………………………………………….……………23
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………..………31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей на уроках русского языка.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

М.Ф. Ушаков, Т.А. Ладыженская и некоторые другие авторы выделяют два вида упражнений, относящихся к творческому диктанту:

1) на вставку слов и словосочетаний и 2) творческий диктант с заменами.

Так, Т.А. Ладыженская относит к творческим диктантам «такой вид упражнения, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определённые слова и словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями». Иногда не совсем правомерно к творческому диктанту относят составление предложений или текстов с заданными словами. Это самостоятельный вид упражнения творческого характера.

Рабочие тетради для учащихся 1, 2, 3 и 4 классов стали дополнением к комплекту, позволяя развиваться творческим способностям школьников. Творческие задания в дидактическом материале заставляют учащихся выбирать тему для сочинения (например, составить дома текст, который требуется закончить определенным выражением; текст-размышление; текст-совет; диалог-прибаутка). Они же способствуют и развитию речи ребенка, поэтому к моменту окончания 1-го класса школы учащиеся легко могут составить различные виды сочинений (по рисункам, по картинам, по воспоминаниям).

 

2.2 Роль методической литературы в развитии творческих способностей

 

Ответственность учителя начальных классов исключительна, но в условиях государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, «что ученик должен знать?», но и формирование универсальных учебных действий, творческих способностей, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности [8, 114].

Требования к современной учебно-методической литературе по русскому языку для начальной школы основываются на специфике учебного предмета и распространяются на все виды учебно-методических материалов - на печатные издания, цифровые образовательные средства, библиотеки цифровых образовательных ресурсов, специализированные Интернет-сайты для профильного обучения.

Методическая литература, которая может быть использована в учебном процессе на уроках русского языка, содержит в себе рекомендации и упражнения, способствующие и развитию у учащихся творческих способностей. Для анализа были использованы методические пособия, составленные к учебному комплексу по русскому языку для 1 – 3 классов школы.

Теоретической основой обучения пониманию текста, заложенной в учебную книгу, является модель «идеального читателя» (Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая), то есть система приемов понимания текста, к формированию которой следует стремиться в обучении.

Обучение младших школьников приемам понимания текста охватывает период с 1-го по 4-й класс. Его цель — помочь учителю, воспитателю, родителям в обучении ребенка приемам пони мания, которые он сможет самостоятельно применять тогда и в том порядке, который будет задавать конкретный текст.

Приемы понимания текста распределены в четыре группы (диалог с текстом, выделение концепта, включение воображения, внимание к слову). Обучение соответственно разбито на четыре этапа, каждый из которых имеет главную цель — формирование определенной группы приемов работы с текстом. Другие приемы так же присутствуют в обучении, но либо в качестве подготовительных упражнений для дальнейшей работы, либо в качестве повторения изученного на более высоком уровне трудности.

Рассмотрим, как организовано обучение пониманию. Логические основания обучения состоят в том, что о каждом приеме работы с текстом доступно и интересно рассказывается детям, пока заново его использование на конкретном примере, средствами учеб ной книги, организуется тренировка в применении данного приёма. Ученику предоставляется возможность сделать проверку своей работы над пониманием благодаря созданию условий для самоконтроля. Наконец, предполагается включение механизма переноса: при чтении любого текста, будь то параграф учебника истории или математическая задача, внимание ребенка обращается на необходимость применения приемов работы с книгой.

Таким образом, поскольку слово представляет собой основную единицу речи, от богатства и мобильности словаря школьника во многом зависит качество его речи и успешность общения. Наилучшим источником развития творческих способностей младшего школьника является живое общение и литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Опытная экспериментальная работа по развитию творческих способностей

На сегодняшний день главной задачей образования становится не только овладение знаниями, но и развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Цель экспериментальной работы - предложить педагогические подходы для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- собрать практический материал по развитию творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и систематизировать его;

- выявить экспериментальным путем способности креативного мышления школьников 4 классов.

В эксперименте участвовали учащиеся 4 «А» класса.

Основной задачей учителя на уроках русского языка является обучение школьника умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. К основным приемам развития творческих способностей относятся следующие:

- написание сочинений и изложений;

- рецензирование сочинений;

- игры «Экзамен», «Лингвистические угадайки» и иные;

- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;

- творческие задания на дом;

- задания типа «объясни…», «докажи…».

В соответствии с ними были разработаны критерии эффективности эксперимента по определению уровня развития творческих способностей на уроках русского языка в младшей школе. В их число входят:

1.     степень развития творческих способностей учащихся в классе;

2.     оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Для реализации опытной экспериментальной работы были использованы тесты Э. Торренса на определение особенностей творческого воображения. Для того чтобы вызвать у младших школьников (присутствовало в классе на момент проведения эксперимента 16 человек) интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению, работа с тестами на уроке русского языка проходила в игровой форме.

Прежде чем были розданы карточки с заданиями, необходимо было объяснить учащимся, что они будут делать. Затем на листах каждый школьник указывает свою фамилию и имя, после чего начинается применение методики «Сочини на букву «П»».

Материал: лист с подборкой словарных слов на букву «П».

Ход работы: получив листы со словарными словами на букву «П», школьники (испытуемые) составляют связанные между собой предложения на указанную букву (допускается использование союзов и предлогов).

Критерии оценки результатов:

- оригинальность;

- соответствие задания теме;

- связность предложений между собой;

- количество словарных слов, использованных в рассказе.

Анализ результатов методики «Сочини на букву «П»»: показал, что 7 человек (43,7 %) показали высокие результаты, то есть их работы оригинальны, имеют яркие образы и интересные названия (такие, как «птичий перрон», «правитель», «поэма про певчего петуха и поэта Петю»). При этом каждый рассказ соответствует выбранной теме. У 4 человек (25 %) - средние показатели и 5 человек (31,3 %) показали низкие результаты. Используя большое количество слов, не все ученики смогли составить связный и интересный рассказ, соответствующий выбранной теме. И, хотя словарные слова были представлены индивидуально, дети допускали ошибки (от 2-х до 5-ти). Есть двое учащихся (12 %), которые не справились с поставленной задачей, их работы не соответствуют теме.

Далее были применены в определенной системе (комплексе) задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей младших школьников. Процесс формирования творческих способностей можно представить в виде трех этапов, для каждого из которых определены конкретные творческие задания.

1 этап: создание мотивации творческой деятельности с целью формирования у младших школьников предпосылок для творческой деятельности (наблюдательности, общительности, памяти, внимания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты). Для активизации творческого мышления младших школьников в ходе эксперимента были использованы языковые игры, конкурсы, викторины, ребусы, шарады, кроссворды.

Как показали результаты исследования, со заданиями успешно справляется 10 человек (62,5 %). 3-4 задания успешно решили 4 человека (25 %), а 2 ученика почти не справились с заданием (12,5%).

2 этап: элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе на уроке русского языка:

- «изобрази фразеологический оборот»: часть учеников составляет и рисует 3 - 4 фразеологических оборота, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка (например, рисунки оборотов «уши развесить», «вешать лапшу на уши», «сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»);

- «эти забавные животные»: ученикам было предложено собрать словарь «Животные», в который вошли задания и упражнения творческого характера, способствующие усвоению написания словарных слов и обогащению словаря учащихся. Дети учатся работать с различными источниками, а также с удовольствием обмениваются накопленным материалом в классе, попутно составляя к новым словам рисунки.

Анализ работ школьников показал, что почти все полностью справились с заданиями – 14 учащихся (87,5 %), и только у двоих возникли затруднения при их выполнении.

3 этап: самовыражение личности ученика через творчество, что проводилось в форме высказываний и сочинения, так как в них всегда выражается личность автора.

Развитие творческих способностей выражается в следующих работах по русскому языку:

- сочинения нетрадиционного содержания: на выбор учащегося требовалось написать сочинение на тему «Письмо бабушке», «Сказка» или «Письмо в будущее». Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, творческую активность, реализуют желание привлечь к себе внимание одноклассников.

С указанным заданием справились все учащиеся, но работы оказались разного объема: только 9 человек (56,2 %) смогли составить развернутые рассказы. Остальные школьники (23,8 %) написали небольшие сочинения.

После проведения экспериментальной работы ее эффективность была проверена при помощи методики, применяемой в начале эксперимента (см. Приложение А).

В конце уроков для проверки обратной связи с учениками, им были предложены следующие вопросы:

1. На уроке тебе было:

Интереснее, чем на обычном уроке

Так же как на обычном уроке

Не интересно

2. Материал, изучавшийся на уроке, был для тебя:

Сложным

Простым

Результаты выглядят следующим образом (см. Приложение В).

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная в работе гипотеза, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках русского языка будет более эффективным через систему творческих заданий, нашла свое подтверждение в результате наших исследований.

Результаты реализации экспериментальной работы подтверждают достижение поставленных в начале исследования целей:

1.                    были предложены педагогические методики для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка в младшей школе;

2.                    были определены и проверены экспериментальным путем условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника на уроке русского языка.

Так же оказались решенными и поставленные задачи:

- по систематизации научно-методического материала, касающегося развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и его применению в ходе эксперимента;

- проведена диагностика развития творческих способностей младших школьников;

- проанализированы экспериментальным путем способности креативного мышления школьников 4 классов.

На основании проведенного экспериментального исследования были составлены следующие рекомендации:

1)                   ориентация на интеллектуальную инициативу на уроке, то есть на проявление ребенком самостоятельности при решении учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему «по-новому». Поддержка и развитие этих способностей должны быть постоянной целью педагога;

2)                   В ходе анализа методических пособий выявлены достоинства и недостатки школьных учебников по проблеме формирования творческих способностей младших школьников, выявлено, что следует уделять внимание на уроке русского языка развитию продуктивного мышления не столько в форме знаний, а в виде методов их усвоения;

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках русскогго языка