Развитие творческого мышления на уроках чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – найти оптимальные формы организации уроков чтения, способствующие формированию творческого мышления у младших школьников.
Поставленная цель обусловливает решение ряда задач, среди которых:
Определить особенности формирования творческого мышления младших школьников, выделить основные проблемы в системе начального образования, связанные с этим процессом.
Определить методику формирования творческого мышления младших школьников в процессе урочной исследовательской деятельности.
Определить методы анализа сформированности творческого мышления учащихся 3 класса школы №55 г. Тулы.
Предложить методы развития творческого мышления детей на уроках литературного чтения в 3 классе.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования творческого мышления на уроках чтения в младших классах 5
1.1. Особенности формирования творческого мышления у младших школьников 5
1.2. Методика формирования творческого мышления у младших школьников в процессе исследовательской деятельности 10
ГЛАВА 2. Основы практической работы по формированию творческого мышления у младших школьников на классных уроках 15
2.1. Диагностика уровня сформированности творческого мышления у младших школьников 15
2.2. Проведение уроков русского языка и литературного чтения, направленных на формирование творческого мышления младших школьников 21
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Начальная школа  – один из наиболее важных этапов в  жизни человека, сопровождающийся накоплением  информации об окружающем мире. В это  время закладывается база для  формирования отношения ребёнка  к природе и социуму, способствующая формированию культуры личности. Развитие творческого мышления и творческих способностей в этот период представляется наиболее важным, поскольку способность ребёнка творчески осмысливать происходящее в окружающем мире располагает к вариативности при решении самых разнообразных задач в дальнейшей жизни. Этим обусловливается актуальность настоящей работы.

Учебная деятельность, включающая в себя познание, исследование, применение полученных знаний на практике, – это организованная творческая деятельность человека, характеризующаяся предметностью,  целенаправленностью, творческой и интеллектуальной активностью. Учебная деятельность является эффективной только при наличии должной мотивированности и сознательности выполнения учебных действий, в результате которых формируются исследовательские умения, а также субъективно новые для школьников знания и способы деятельности.

Для организации положительного климата, способствующего познавательной деятельности, необходимо найти такие формы уроков, которые смогли бы стимулировать учащихся к эффективной работе.

Формирование  мотивации – это специальная задача учителя, который должен учитывать, что мотивы напрямую связаны с познавательными интересами обучающихся, их личной потребностью в освоении новых умений и навыков, овладении знаниями. На протяжении длительного времени многие учёные уделяли внимание изучению поиска средств развития творческих мыслительных способностей младших школьников, среди них Т. М. Давыденко, И. Б. Котова, А. И. Савенков. В центре внимания учёных были такие проблемы, как определение методики повышения эффективности познавательной деятельности учащихся. Одним из вариантов решения задачи представлена организация творческой ситуации и способы  её решения (Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, И. Я. Лернер). В настоящей работе рассматривается специфика уроков русского языка, литературного чтения и достоинства нетрадиционной формы урока.

Объект  исследования – уроки чтения в младших классах во многих аспектах их рассмотрения.

Предмет исследования – развитие творческого мышления у учащихся младших классов.

Цель  исследования – найти оптимальные формы организации уроков чтения, способствующие формированию творческого мышления у младших школьников.

Поставленная  цель обусловливает решение ряда задач, среди которых:

  1. Определить особенности формирования творческого мышления младших школьников, выделить основные проблемы в системе начального образования, связанные с этим процессом.
  2. Определить методику формирования творческого мышления младших школьников в процессе урочной исследовательской деятельности.
  3. Определить методы анализа сформированности творческого мышления учащихся 3 класса школы №55 г. Тулы.
  4. Предложить методы развития творческого мышления детей на  уроках литературного чтения в 3 классе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования творческого мышления на уроках чтения в младших классах

1.1. Особенности формирования творческого мышления у младших школьников

Под понятием «творческое мышление» в отечественной психолого-педагогической литературе чаще всего имеется в виду психический процесс, основой которого является созидание. Результатом этого процесса является появление на свет субъективно нового продукта или его части. Различают образное и вербальное творческое мышление, а также выделяют особые факторы, связанные с проявлением творческой активности и формированием творческой личности: высокая эмоциональность, социальный статус, уровень тревожности и т.п. (Э. Д. Телегина, 1975; А. Н. Лук, 1977; О. К. Тихомиров, 2002).

Необходимость актуализировать творческий потенциал современных детей, в организационном аспекте, связана с задачами начальной школы, декларированными множеством официальных документов и положений. Между тем, конкретные учебные предметы остаются практически не ориентированными на развитие творческого мышления у детей, имея основные цели – получение и закрепление знаний, овладение теми или иными навыками. Таким образом, в практике школьной жизни традиционные формы организации обучения почти не оставляют места развитию творческого мышления школьников, поскольку считается, что это задача системы дополнительного образования. Однако не все дети имеют возможность посещать кружки, дома творчества, студии, не говоря уже о том, что часто и родители не могут адекватно оценить необходимость и значимость такой работы, поскольку в основном сосредоточена на здоровье и оценках своих детей.

Таким образом, сегодня в системе начального образования существуют довольно серьезные противоречия между декларированными нормами, включающими необходимость развития творческого мышления детей, и действительными процессами обучения и воспитания.

Как подчёркивают многие педагоги и психологи в своих исследованиях, творческое, оригинальное мышление школьников наиболее полно проявляется и развивается в учебной деятельности, отмеченной исследовательским разнообразием. В период начального развития у младших школьников, впервые сталкивающихся с исследовательской, почти научной деятельностью, формируются формы мышления, которые обеспечивают благополучное усвоение системы знаний и развитие абстрактного мышления в будущем. Именно на этом этапе закладываются основы самостоятельной ориентации в дальнейшем учении и повседневной жизни.

Сегодня одна из задач  реформ образования - изменение задач и приоритетов образования. Если раньше в основу было положено усвоение предметного материала, то сегодня эта цель трансформировалась в средство эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка. В этом аспекте одной из стоящих перед учителем задач является поиск новых способов учебной деятельности и обеспечение гармонии между исполнительской и поисковой частью учебной работы учащихся. При этом поисковая часть, подразумевающая поиск новых способов решения тех или иных проблем или задач, представляется наиболее значимой в процессе формирования творческого мышления. В этом случае педагог не просто преподносит готовые знания, а помогает ребёнку развиваться и учиться самостоятельно. Основная задача учителя при этом – создать такую ситуацию, которая позволит ребёнку самому сформулировать понимание изучаемого предмета. Все дети в большей или меньшей степени обладают исследовательским интересом, который и формируют мотивационную систему его учебной деятельности, и цель учителя – поддержать, развить этот интерес.

Творческая исследовательская  деятельность младшего школьника напоминает научный поиск и отвечает как минимум 3 условиям:

  • Определение качеств неизвестного при помощи уже известного;
  • Измерение всего, что поддаётся измерению. Сравнение изучаемого и известным.
  • Определения место изучаемого в системе известного.

Творческое исследование подразумевает наличие этапов:

  • постановка проблемы;
  • изучение посвящённой данной проблематике теории;
  • подбор методик исследования;
  • сбор, анализ и обобщение материала;
  • комментирование;
  • собственные выводы.

Наряду с исследовательской  деятельностью, в процессе развития творческого мышления немалую роль играет также проектная деятельность.

Этапы проектирования:

  • постановка проблемы;
  • выработка гипотезы;
  • определение целей и задач проекта, ресурсов деятельности;
  • создание плана;
  • непосредственно реализация проекта.

На практике исследовательская и проектная деятельность чаще всего объединяется проектно-исследовательской деятельностью. «Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов» [Разагатова, 2006, 33].

Основное отличие научной и учебной проектно-исследовательской деятельности – это то, что в результате этого процесса учащиеся приобретают исследовательские навыки, овладевают новыми знаниями, а не производят новые. При этом проектно-исследовательская деятельность в значительной степени способствует активизации личностной позиции школьника, развивает исследовательский, творческий тип мышления.

Можно выделить три уровня организации исследовательского обучения:

  1. Педагог ставит проблему и намечает варианты решения, конкретное решение ищет ученик;
  2. Педагог ставит проблему. Ученик самостоятельно ищет пути и методы её решения;
  3. Ученик сам ставит проблему, ищет пути её решения и находят решение.

Предметные урочные  исследования могут быть коллективными, групповыми или индивидуальными, кратковременными или долговременными, а также различаться по полноте осваиваемого материала. При этом предметные урочные исследования могут быть дополнены работой во внеурочное время.

Специфика конкретного исследования определяется учителем в зависимости от педагогических задач и уровня подготовленности учащихся.

Полноценную исследовательскую деятельность, как правило, предваряют несколько этапов, соответствующих обучению ребёнка в первом, втором, третьем и четвёртом классах.

В первом классе задачи исследовательского опыта включают в себя:

  • Поощрение исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения этих задач используются разные методологические средства: учебный диалог, изучение предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование (в учебной урочной деятельности); игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ (во внеурочной деятельности).

Во втором классе начальной школы исследовательская деятельность ориентирована на:

  • приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников [7].

Вышеперечисленные методы и способы деятельности здесь дополняются методами, учитывающими самостоятельную работу детей: индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, эксперименты и др.

В третьем и четвёртом  классах в центре внимания обучения должно быть обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. На этом этапе учебно-исследовательская деятельность младших школьников уже почти полностью использует методы и средства «взрослой» исследовательской деятельности. К формам проведения занятий здесь могут быть добавлены: уроки-исследования, групповое выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др. Индивидуальные достижения каждого школьника обеспечивают обогащение исследовательского опыта всего класса в целом.

Исследовательская деятельность учащихся младших классов – это творческая деятельность, целью которой является постижение окружающего мира, открытие новых знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность обеспечивает все необходимые условия развития для ценностного, интеллектуального и творческого потенциала детей, является средством активизации познавательной деятельности, формирует интерес к изучаемому материалу.

Информация о работе Развитие творческого мышления на уроках чтения