Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:42, курсовая работа
Цель исследования – определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника на уроке русского языка в начальной школе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме развития творческих способностей ученика;
2. обеспечить (осуществить и проанализировать) диагностику развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку;
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников
1.1. Понятие творчества……………………………………………………….6
1.2. Развитие творческих способностей младших школьников…………….7
2. Методические основы развития творческих способностей на уроках русского языка
2.1 Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой
проблемы……………………………………………………………….…….17
2.2. Роль методической литературы в развитии творческих
способностей………………………………………………………………….20
3. Опытная экспериментальная работа по развитию творческих
способностей……………………………………………………….……………23
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………..………31
Приложение
3) Доказано, что помимо нестандартных заданий на уроках русского языка, которые способствуют подготовке чувствующего и критически мыслящего человека, желательно в ходе учебного процесса использовать задания, основывающиеся на воображении учеников. Например, сочиняя сказку, каждый младший школьник развивает в себе важный компонент интеллекта – воображение. При оценивании учителем творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (так, недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»).
4) Оценен уровень сформированности знаний младших школьников при изучении русского языка в 4 классах;
5) Выявлено, что развитие творческих способностей на уроках русского языка в младших классах позволяет заметно повысить уровень знаний, уверенность в своих способностях и сформировать научное мировоззрение школьников.
Заключение
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. Младший школьный возраст всегда интересовал исследователей проблем педагогики и психологии. Единство развития и обучения является основополагающим принципом современного школьного образования, а изучение русского языка - процессом и результатом познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа как носителя языка.
Творческие способности ребенка представляют собой индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ученика. Креативность охватывает ряд мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.
В современной школе урок остается основной формой обучения и воспитания ученика начальных классов, так как в его рамках решаются задачи развития творческого воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. Поэтому образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности. На уроке русского языка выполнение ребенком заданий должно приносить ему удовольствие от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом. Например, сочинения помогают младшим школьникам глубже познать свои чувства, приучают к последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству, помогают лучше понять внутренний мир. Творческие работы в продуманной системе работы учителя приводят к постепенному овладению богатством русского языка.
Каждый учебно-методический комплект по русскому языку для младшей школы содержит задания разной степени сложности, что позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению. Во всех учебниках и рабочих тетрадях использована понятная ученику навигационная система, которая помогает ему ориентироваться в материале, и создает условия для включения родителей в процесс обучения.
Основные выводы по исследованию проблемы развития творческих способностей школьников на уроке русского языка следующие:
- отсутствует единый общепринятый подход к сущности творческих способностей,
- наиболее благоприятным для развития творческих способностей является начальный этап обучения;
- творческие способности соединяют в себе множество личностных качеств;
- успешное развитие творческих способностей возможно только при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Список использованной литературы
1. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (1 класс): методич. пособ. – М.: Владос, 2008.
2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (2 класс): методич. пособ. – М.: Владос, 2009.
3. Бунеев Р. Н. Русский язык (3 класс): методич. рекоменд. – М.: Баласс, 2009.
4. Волошина О. И. Русский язык. Тесты: начальная школа (1 - 3 классы). – М.: Дрофа, 2008.
5. Голованова Н. Ф. Общая педагогика: учеб. – М.: Речь, 2008.
6. Горецкий В. Г. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Высшее образование, 2008.
7. Дик Н. Ф. Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания в 1 - 2 классах. – М.: Феникс, 2008.
8. Иванова О. Л., Васильева И. Н. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – М.: Речь, 2009.
9. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: моногр. – СПб., Питер, 2008.
10. Канакина В. П. Русский язык: программа и планирование учебного курса (1 - 4 классы). – М.: Просвещение, 2010.
11. Канакина В. П., Щеглова Г. С. Русский язык (1 - 4 класс): сборник диктантов и самостоятельных работ. – М.: Просвещение, 2010.
12. Кислов А. В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. – М.: Речь, 2011.
13. Куркин Е. Б. Почемучка. Словарик: обучающая энциклопедия для младшего школьного возраста. – М.: АСТ, 2009.
14. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Академия, 2009.
15. Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2009.
16. Майерс Д. Социальная психология: учеб. пособ. – СПб., Питер, 2010.
17. Методические рекомендации по работе с набором ЦОР к учебнику «Русский язык», 2 класс, Бунеев Р. Н. и др. образовательная система «ШКОЛА 2100». – М.: Баласс, 2004 г.
18. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Большой сборник диктантов по русскому языку (1 - 4 классы). – М.: АСТ, 2008.
19. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку: 4-й класс (1 - 4); 3-й класс (1 - 3). – М.: АСТ, 2009.
20. Овчинникова И. Г. Опорные схемы по русскому языку в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 6.
21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. – М.: Высшее образование, 2010.
22. Пономарев Я. А. Психология творчества: учеб. пособ. – М.: Просвещение, 2010.
23. Психология развития: энциклопедический словарь / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Речь, 2008.
24. Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 - 4 классов. – М.: Дрофа, 2010.
25. Рамзаева Т. Г. Русский язык (1 - 4 классы): программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
26. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. – М.: Речь, 2011.
27. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. – М.: ИПП, 2010.
28. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. – М.: Высшее образование, 2008.
Результаты исследования
- после эксперимента
- до эксперимента
26
Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках русскогго языка