Развитие творческих возможностей на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

В школе «Технология» -- интегративная образовательная область, синтезирующая различные научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды Казахстана.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих возможностей на уроках.docx

— 60.61 Кб (Скачать)

     Развитие  творческих возможностей на уроках

       Введение

     В школе «Технология» -- интегративная  образовательная область, синтезирующая  различные научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и  показывающая их использование в  промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

     Именно  преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя  следующие задачи: сформировать у  своих учеников социальную позицию  полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым  рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической  среды Казахстана. 

     Одной из главных задач, поставленных в  Концепции развития образования  Республики Казахстан до 2015 года, является «изменение содержания образования  oт знаниецентрического к компетентностному». [2] Юному поколению, сидящему сегодня за школьными партами, предстоит реализовать в третьем тысячелетии долгосрочные программы развития и процветания Республики. 

     Наиболее  эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической  подготовки учащихся, использования  в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. 

     Процесс обучения технологии предлагается строить, используя метод проектов. В наши дни именно проекты стали неотъемлемой частью школьной программы по технологии, поэтому возросла актуальность вопросов, связанных с методикой их преподавания. Введение метода проектов как одного из основных методов обучения по данному  предмету даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в  реальных условиях. 

     Проблема  состоит в том, что изменяющееся содержание обучения по образовательной  области «Технология» требует разработки обновленного учебно-методического  обеспечения, учитывающего вариантность программ, уровневую и профильную дифференциацию, практико-ориентированную  направленность материала, сочетание  репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, в том числе и проектной. 

     Актуальность  темы курсовой работы нам видится, прежде всего, в том, что образование, образовательный  процесс в целом ставит высокие  цели, обусловленные требованиями к  современному образованию. Так, современное, образование является участником процесса зарождения нового всемирного сообщества. Оно оказалось в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и. социума. Одна из задач образования  заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и творческий потенциал. 

     Цель  исследования - обосновать необходимость  развития творческих способностей учащегося, разработать систему творческих заданий, способствующих всестороннему  развитию личности. 

     Объектом  нашего исследования является процесс  формирования творческих способностей у учащихся. 

     Предметом исследования является методика формирования творческих способностей посредством  творческого проекта. 

     Гипотеза: если учитель технологии будет использовать в своей работе метод творческого  проекта, который является активной формой обучения и развития, то это  позволит в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у учащихся такие необходимые качества, как  способность самостоятельно решать технологические задачи, принимать  обоснованные решения, применять и  использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию в различных  сферах преобразовательной деятельности, а также будет способствовать эстетическому развитию школьников, сплочению коллектива, повышению  культуры и творческих способностей учащихся, развитию личности. 

     Задачи  исследования: 

     - изучить, проанализировать основные  работы (монографии, учебные пособия,  практические рекомендации и  другие источники), посвященные вопросам  творческого проекта на уроках  технологии; 

     - раскрыть сущность творческого  проекта; 

     - подготовить и провести работу  по использованию системы творческих  заданий на уроках технологии; 

     - отследить изменения в развитии  творческого мышления и познавательных  способностей детей в процессе  данной работы.  

     - разработать предложения по совершенствованию  процесса обучения на уроках  технологии на основе метода  проектов. 

     В направлении достижения намеченных целей и задач работы нами структурирована  в 2 части: методическую и практическую. В свою очередь методическая часть  подразделяется на два раздела. Также  в составе курсовой работы имеются  введение и заключение. Во введении раскрываются проблемы и актуальность изучения вопроса по разработке и  применению метода творческого проекта  на уроках технологии. В первой главе  освещены исторические сведения, рассматриваются  понятие проектного метода, классификация  школьных проектов, основные и дополнительные компоненты проекта, анализируется  применение творческого проекта  в цикле занятий по курсу «Технология  создания изделий и древесных  и поделочных материалов». Методическая часть посвящена организации  работы над творческими проектами. Предоставлены примеры творческих проектов, реализованных нами на практике. В практической части дан анализ учебно-материальной базы школы. В заключении сделаны определенные выводы и обобщения  по теме курсовой работы. 

     Раздел I

     1.1 Метод творческого проекта учащегося  как способ развития творческих  способностей 

     Анализ  психолого-педагогических исследований творчества, технического творчества и технического творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий. 

     В разработке понятия «творчество» участвовали  многие выдающиеся философы. Уже в  средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она  представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем  творчества личность, понятую как  некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной  необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и  социального, вообще «посюстороннего» мира. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая  природный и социальный мир в  соответствии с целями и потребностями  человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. 

     В ходе нашего исследования мы рассматриваем  творчество как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и бессознательную  составляющие, целью которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды. 

     Педагогическая  технология, направленная на развитие творческих способностей учащихся должна обеспечивать учащихся следующими навыками и умениями: 

     - решение изобретательских задач; 

     - самостоятельное выполнение простейших  экспериментов; 

     - создание творческих ситуаций, в  которых ученики могут реализовать  свои способности, показать особенности  своего мышления. 

     Метод проектов -- это такой способ организации  обучения, при котором реализуются  интеллектуальные и физические возможности  школьников по созданию новых товаров  и услуг, имеющих субъективную новизну  и практическую значимость. Это не алгоритм, состоящий из четких этапов. В концептуальных подходах к современной  трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются  большие надежды. Предполагается, что  эта гибкая модель организации учебного процесса, начиная со II класса и по XI, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим  условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей  личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности. 

     Метод проектов (лат. рrojесtus -- брошенный вперед; план на будущее) -- это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. 

     Строго  говоря, это не новое направление  в психолого-педагогической науке, а возрождение насильственно  отторгнутого в нашей стране в 30-е  годы прошлого столетия, но применяемого во многих других странах опыта трудового  обучения школьников. Историко-педагогический анализ позволил выделить три этапа становления метода проектов в школьном образовании: 

     1 Этап доминирования метода проектов  в образовательном процессе (начало XX в.). Данный метод рассматривался  в качестве основной формы  и универсального средства обучения, предполагающего гуманистическую  направленность деятельности педагога, построение учебного процесса  на активной, деятельностной и интегративной основе (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс, С. Левин, Е.Г. Кагаров, С.Т. Шацкий и др.). 

     2 Этап переосмысления концепции  метода проектов (70-80-е гг. XX в.). Метод  проектов использовался наряду  с другими методами. Учащиеся  выбирали и выполняли проекты  под руководством педагога. 

     3 Этап полифункциональной ориентации  представлений о сущности метода  проектов (конец XX в.). Этот метод  рассматривается как новая педагогическая  технология (В.В. Гузеев, E.G. Полат, Г.К. Селекво), как самостоятельная система обучения и метод познания учащимися социума (Дж. Питт, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич, В.Д. Симоненко, И.А. Сасова и др.)./8; 44/ Сегодня никто не отрицает достоинств этого весьма распространенного метода обучения, получившего название проектного. Совершенно очевидно, что он открывает перед каждым, даже самым трудным в интеллектуальном развитии, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника -- обучаемого [18;251]. 

     Проектный метод имеет одну важную дидактическую  особенность: вся деятельность школьника  должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Иначе говоря, школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь  выходя на правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что, как  он убежден, пригодится, понадобится  в дальнейшей жизни. Он сам разделяет  ответственность (ранее лежавшую только на учителе) за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной  деятельности в будущем. 

     Нас не удивляет спортсмен, настойчиво и  целеустремленно повышающий планку изо дня в день, без понуканий  и нажима он идет к поставленной цели. Воспитательное значение проектного метода заключается в том, что  ребенку внушается главная мысль -- он сам способен сформировать свои личные качества, умения проектировать  в малом и большом, что в  конечном итоге определит его  личную карьеру. И если ранее это  слово было не слишком распространено -- об этом думали, но не говорили открыто, -- то сегодня ханжеское замалчивание необходимости добиваться достойного положения в обществе ушло в прошлое. Наоборот, личные качества, интеллектуальное развитие и технологическая грамотность  являются гарантом адаптации в условиях конкурентной борьбы на рынке труда [18;252]. 

     Особенностью  содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Школьника постепенно подготавливают к тому, чтобы любая созидательная  деятельность была подчинена достижению нескольких конкретных целей. 

     - Желательно, чтобы школьник научился  определять, нужна ли та продукция,  которую он собирается изготовить, обществу. Найдет ли она применение  в доме, в школе, в уличных играх и т.п. Желательно выявление и такого фактора, как возможность реализации. В этом заключается осознание целесообразности производства -- прибыльности будущего изделия. 

     - Важно, чтобы школьник проникся  необходимостью знания различных  технологических процессов преобразования  материалов: здесь предпосылка решения  вопросов о рациональности того  или иного способа обработки,  его экономической эффективности. 

     - Необходимо, чтобы будущий член  общества был способен оценить,  не нанесет ли урон окружающей  среде предлагаемый способ производства, сохранит ли и приумножит он  природные богатства или, наоборот, нанесет невосполнимый ущерб.  Это должно стать неотъемлемой  чертой нравственного воспитания  подрастающего поколения. 

Информация о работе Развитие творческих возможностей на уроках