Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:42, курсовая работа
В школе «Технология» -- интегративная образовательная область, синтезирующая различные научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды Казахстана.
Развитие творческих возможностей на уроках
Введение
В школе «Технология» -- интегративная образовательная область, синтезирующая различные научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Именно
преобразовательная суть предмета «Технология»
делает приоритетными в работе учителя
следующие задачи: сформировать у
своих учеников социальную позицию
полноправных и ответственных хозяев
жизни; помочь им в будущем адаптироваться
к жестким требованиям, предъявляемым
рыночной экономикой; стать «авторами»
формирующейся социально-
Одной
из главных задач, поставленных в
Концепции развития образования
Республики Казахстан до 2015 года, является
«изменение содержания образования
oт знаниецентрического к компетентностному».
[2] Юному поколению, сидящему сегодня за
школьными партами, предстоит реализовать
в третьем тысячелетии долгосрочные программы
развития и процветания Республики.
Наиболее
эффективно эти задачи могут быть
решены путем организации целостного
учебно-воспитательного
Процесс
обучения технологии предлагается строить,
используя метод проектов. В наши
дни именно проекты стали неотъемлемой
частью школьной программы по технологии,
поэтому возросла актуальность вопросов,
связанных с методикой их преподавания.
Введение метода проектов как одного
из основных методов обучения по данному
предмету даст школьникам дополнительный
шанс исследовать, придумывать, по-новому
решать проблему, создавать изделие,
испытывать его и оценивать в
реальных условиях.
Проблема
состоит в том, что изменяющееся
содержание обучения по образовательной
области «Технология» требует разработки
обновленного учебно-методического
обеспечения, учитывающего вариантность
программ, уровневую и профильную
дифференциацию, практико-ориентированную
направленность материала, сочетание
репродуктивной и продуктивной деятельности
учащихся, в том числе и проектной.
Актуальность
темы курсовой работы нам видится, прежде
всего, в том, что образование, образовательный
процесс в целом ставит высокие
цели, обусловленные требованиями к
современному образованию. Так, современное,
образование является участником процесса
зарождения нового всемирного сообщества.
Оно оказалось в самом сердце
проблем, имеющих непосредственное
отношение к развитию личности и.
социума. Одна из задач образования
заключается в том, чтобы дать
возможность всем без исключения
проявить свои таланты и творческий
потенциал.
Цель
исследования - обосновать необходимость
развития творческих способностей учащегося,
разработать систему творческих
заданий, способствующих всестороннему
развитию личности.
Объектом
нашего исследования является процесс
формирования творческих способностей
у учащихся.
Предметом
исследования является методика формирования
творческих способностей посредством
творческого проекта.
Гипотеза:
если учитель технологии будет использовать
в своей работе метод творческого
проекта, который является активной
формой обучения и развития, то это
позволит в процессе обучения трудовой
деятельности сформировать у учащихся
такие необходимые качества, как
способность самостоятельно решать
технологические задачи, принимать
обоснованные решения, применять и
использовать приобретенные умения,
знания, навыки и информацию в различных
сферах преобразовательной деятельности,
а также будет способствовать
эстетическому развитию школьников,
сплочению коллектива, повышению
культуры и творческих способностей
учащихся, развитию личности.
Задачи
исследования:
-
изучить, проанализировать
-
раскрыть сущность творческого
проекта;
-
подготовить и провести работу
по использованию системы
-
отследить изменения в
-
разработать предложения по
В
направлении достижения намеченных
целей и задач работы нами структурирована
в 2 части: методическую и практическую.
В свою очередь методическая часть
подразделяется на два раздела. Также
в составе курсовой работы имеются
введение и заключение. Во введении
раскрываются проблемы и актуальность
изучения вопроса по разработке и
применению метода творческого проекта
на уроках технологии. В первой главе
освещены исторические сведения, рассматриваются
понятие проектного метода, классификация
школьных проектов, основные и дополнительные
компоненты проекта, анализируется
применение творческого проекта
в цикле занятий по курсу «Технология
создания изделий и древесных
и поделочных материалов». Методическая
часть посвящена организации
работы над творческими проектами.
Предоставлены примеры
Раздел I
1.1
Метод творческого проекта
Анализ
психолого-педагогических исследований
творчества, технического творчества
и технического творчества учащихся
показывает, что интерес к этим
проблемам не ослабевает на протяжении
многих десятилетий.
В
разработке понятия «творчество» участвовали
многие выдающиеся философы. Уже в
средневековой философии
В
ходе нашего исследования мы рассматриваем
творчество как деятельность человека
(в основном её мыслительный компонент),
включающую сознательную и бессознательную
составляющие, целью которой является
создание материальных и духовных ценностей,
обладающих объективной (мировой) новизной
и общественной значимостью. Определённое
таким образом понятие «
Педагогическая
технология, направленная на развитие
творческих способностей учащихся должна
обеспечивать учащихся следующими навыками
и умениями:
-
решение изобретательских
-
самостоятельное выполнение
-
создание творческих ситуаций, в
которых ученики могут
Метод
проектов -- это такой способ организации
обучения, при котором реализуются
интеллектуальные и физические возможности
школьников по созданию новых товаров
и услуг, имеющих субъективную новизну
и практическую значимость. Это не
алгоритм, состоящий из четких этапов.
В концептуальных подходах к современной
трудовой подготовке школьников методу
проектов отводится стержневое место,
с его реализацией связываются
большие надежды. Предполагается, что
эта гибкая модель организации учебного
процесса, начиная со II класса и по
XI, будет воспитывать у молодежи
такие качества, которые позволят
лучше адаптироваться к стремительно
меняющимся социально-экономическим
условиям. Проектный метод ориентирован
на творческую самореализацию развивающей
личности, развитие воли, находчивости,
целеустремленности.
Метод
проектов (лат. рrojесtus -- брошенный вперед;
план на будущее) -- это система обучения,
при которой учащиеся приобретают знания
в процессе планирования и выполнения
постепенно усложняющихся практических
заданий.
Строго
говоря, это не новое направление
в психолого-педагогической науке,
а возрождение насильственно
отторгнутого в нашей стране в 30-е
годы прошлого столетия, но применяемого
во многих других странах опыта трудового
обучения школьников. Историко-педагогический
анализ позволил выделить три этапа становления
метода проектов в школьном образовании:
1
Этап доминирования метода
2
Этап переосмысления концепции
метода проектов (70-80-е гг. XX в.). Метод
проектов использовался наряду
с другими методами. Учащиеся
выбирали и выполняли проекты
под руководством педагога.
3
Этап полифункциональной
Проектный
метод имеет одну важную дидактическую
особенность: вся деятельность школьника
должна ориентироваться на формирование
его мышления, в основе которого
лежит личный опыт. Иначе говоря,
школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь
выходя на правильный путь в поиске,
пропускает через себя все, что, как
он убежден, пригодится, понадобится
в дальнейшей жизни. Он сам разделяет
ответственность (ранее лежавшую только
на учителе) за собственное развитие,
уровень подготовки к самостоятельной
деятельности в будущем.
Нас
не удивляет спортсмен, настойчиво и
целеустремленно повышающий планку
изо дня в день, без понуканий
и нажима он идет к поставленной
цели. Воспитательное значение проектного
метода заключается в том, что
ребенку внушается главная
Особенностью
содержания метода проектов является
его исследовательская
-
Желательно, чтобы школьник научился
определять, нужна ли та продукция,
которую он собирается
-
Важно, чтобы школьник
-
Необходимо, чтобы будущий член
общества был способен оценить,
Информация о работе Развитие творческих возможностей на уроках