Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников 6
1.2 Роль предметного мира в развитии детей дошкольного возраста 12
1.3 Ознакомление дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс 18
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21
2.1 Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познания рукотворного мира 22
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Для формирования представлений о создании и изменении предметов человеком нами были выделены три группы предметов:
1. Предметы, облегчающие труд в быту:
ü Пылесос,
ü Плита,
ü Стиральная машина,
2. Предметы, удовлетворяющие потребности, необходимые для жизни человека (транспорт):
ü Автомобиль,
ü Самолет,
ü Корабль,
3. Предметы, облегчающие труд на производстве:
ü Счетные машины.
Для того чтобы дети получили информацию об истории предметов, мы использовали игры - путешествия.
Например, протокол проведения игры -
путешествие в прошлое
Воспитатель предложила детям отправиться в путешествие по времени. Но для того, чтобы узнать, куда они отправятся дети должны были отгадать загадки.
Пыль увижу - заворчу,
Заворчу и проглочу!
Дети: Пылесос.
Педагог: Вы правильно отгадали загадки, и сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое пылесоса. Но прежде, чем мы отправимся в прошлое пылесоса, давайте внимательно рассмотрим современный пылесос.
Дети рассматривали пылесос.
Педагог: Это электрический прибор?
Дети: Да.
Педагог: Почему?
Валерия К.: У него есть шнур.
Марина О.: Его включают в розетку.
Педагог: Из каких частей состоит пылесос?
Илья Б.: У него есть шланг и щетка.
Аня П.: Есть шнур, трубки
Катя П.: Есть насадки.
Педагог: А куда собирается пыль?
Илья М: Наш пылесос собирает пыль в мешочек.
Илья Б.: А у нас нет мешочка, пыль собирается просто в коробку пылесоса.
Педагог: Для чего придумал человек пылесос? Что можно делать пылесосом?
Валерия К.: для того чтобы убирать мусор с паласа.
Дима Д.: Моя бабуля красила потолок пылесосом, когда делала ремонт.
Антон П.: Можно чистить мебель.
Педагог: Вот какой удобный пылесос придумал человек. Ну а теперь пора отправляться в путешествие, чтобы узнать о прошлом пылесоса.
Давным-давно, когда еще не было пылесоса, люди выбивали пыль палкой, самой обыкновенной палкой. Удобно это было?
Альбина. В: Нет, потому что надо ковер выносить на улицу и вешать.
Аня П.: Пыль летит на человека, когда выбиваешь.
Педагог: Правильно, и вот люди придумали веник. Что удобнее веник или палка?
Альбина. В: Конечно веник потому, что ковер не надо выносить на улицу.
Педагог: Но человеку, веник тоже не очень нравился хоть он и лучше палки, и он придумал щетку с длинной ручкой. Чем щетка удобнее веника?
Илья Б.: Не надо наклоняться.
Педагог: Но щетка, как и веник, поднимала пыль, а пыль садилась на мебель и все вещи, и это человеку не очень нравилось, тогда он придумал пылесос. Чем он удобнее веника и щетки?
Алина П.: Не поднимает пыль.
Марина П.: убирает сразу и пыль и мусор.
Педагог: Правильно, сейчас есть пылесосы, которые не только «глотают» пыль но и моют полы, окна. Вот до чего додумался человек, что бы ему было легче.
По каждой группе предметов проводилась
обобщающая игра-путешествие, с целью
научить детей ориентироваться
в прошлом и настоящем
После того как дети получали информацию об истории предмета через игры-путешествия организовывались игры второго – логического блока.
Были проведены следующие игры.
Игра «Чудесный экран». Игру проводили индивидуально и не большими подгруппами.
Для проведения этой игры был изготовлен «чудесный экран». Этот экран универсальный и по нему может рассматриваться любой предмет.
Для игры так же были изготовлены карточки со схематическим изображением предмета, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.
Игровое действие - составление «чудесного экрана».
Протокол проведение игры с Сашей Л., Антоном П., Димой Д.
Педагог: мы сейчас будем заполнять «чудесный экран». Рассмотрим самолет. Для чего нужен самолет?
Саша Л., чтоб на нем люди летали
Антон П., он перевозит пассажиров.
Дети ставят карточку в центральное окошко экрана.
Педагог: Из чего состоит самолет?
Дети выбирают нужные карточки, определяют составные части предмета. На первых этапах проведения игры дети затруднялись самостоятельно правильно называть части, поэтому необходимую помощь оказывал взрослый: подсказывал названия частей.
Саша Л.: Штурвал, сиденья для людей.
Антон П.: Двигатель с горючим, колес.
Дима Д.: Системы управления.
Педагог: Где работает самолет?
Дима Д.: На небе, в воздухе.
Педагог: А где еще он бывает?
Саша Л.: В аэропорту.
Педагог: Каким был самолет в прошлом?
Саша Л. Выбрал аэроплан.
Антон П.: Человек с крыльями за спиной
Дима Д.: Дирижабль.
Педагог: Каким будет самолет в будущем?
Саша Л. Очень быстрыми.
Антон П.: Ему не надо будет разгоняться, он будет взлетать с места.
Игра «Паровозик».
Педагог готовил 5-6 вариантов изображения одного предмета в разные временные периоды. Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.
На первых этапах проведения игры ведущим был педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики.
Игровое действие - выстроить «поезд времени».
Например, «поезд времени» машины.
Педагог: Сейчас мы будем выстраивать «поезд времени» машины. На чем раньше ездили люди?
Дети: Телега, карета, и т.д.
Дети выбирают предложенные картинки и выстраиваются в «поезд». Игра «Теремок».
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».
В игре «Теремок» могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать только одной какой-то теме или брать несколько тем.
Сам «теремок», конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются. Например, «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Тема транспорт.
Ведущий - ребенок выбрал машину.
Ребенок: Тук-тук. Кто в теремке живет?
Ведущий: Это я, машина.
Д: А я велосипед. Пусти меня к себе жить?
Ведущий: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Ребенок: Я – велосипед, похож на тебя тем, что у меня, как и у тебя есть колеса, руль педали. Ребенок: Тук-тук. Кто в теремке живет?
Ребенок: Я – велосипед.
Ребенок: А я самолет. Пусти меня к себе жить? И так далее.
Игра «Раньше - позже».
Ведущий называет предмет, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Для наглядности использовали ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
Педагог: Раньше ездили на каретах, а на чем ездили до этого?
Дети перечисляют.
Педагог: А до этого?
Дети отвечают.
Педагог: А после кареты на чем стали ездить люди?
Дети дают ответы.
Педагог: А потом на чем?
Так можно рассмотреть любой предмет.
Игра «Да - нет».
Воспитатель сообщал детям правила игры и объяснял название.
Педагог: Игра так называется, потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы достанем из «чудесного мешочка» картинку и этот предмет мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
В первый раз водящим была педагог.
Зайдя, педагог задавала вопросы. Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Она разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».
Эта игра учит детей мыслить логично.
Игра «Угадай, какой предмет я загадала».
Дети должны описать предмет, его характерные особенности, не называя его. Кто отгадывает, тот становится ведущим.
Игровое действие; описывать, отгадывать.
В 1-м варианте взрослый описывает предмет, характеризуя его признак, а ребенок узнает и называет предмет.
Во 2-м варианте усложняется задача: ребята описывают предмет, не называя его. Для этого предлагается план описания: сначала расскажи, из чего сделан предмет, какие части у него есть, потом — для чего человек его создал и где можно этот предмет использовать и, наконец, что тебе больше всего нравится в этой вещи. Этот план затем был представлен перед глазами ребенка в виде алгоритма знаков, обозначающих признаки предметов.
Игра «Третий лишний».
Каждому ребенку предлагали карточки, которые он должен был рассмотреть убрать лишнюю на которой изображен предмет с иным способом употребления. Ребенок должен был объяснить свои действия: какой предмет лишний и почему, как можно назвать остальные изображенные предметы.
Так же была включена игра «Разложи правильно».
Дети должны были отобрать картинки по заданной теме. Для того чтобы детям было интересно, в игру играли вдвоем.
После того как все картинки были отобраны, педагог предлагал назвать предметы, помогающие трудиться дома.
Педагог: Что общего между нарисованными предметами?
(У каждого есть кнопки, ручки, мотор, шнур.)
Педагог: Значит, эти предметы работают от ...
(Электричества.)
Педагог: Какие они?
(Электрические.)
Игра «Волшебный светофор».
Вывешивали схему предмета.
Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, для чего нужен этот предмет.
Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, чем был этот предмет в прошлом.
А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: какой он будет в будущем.
В совместной деятельности во второй половине дня устроили «Вечер игр».
Для проведение игр детей разделили на две команды. После каждой игру победившей команде давали фишку.
1. Игра «Найди лишнее».
Каждой команде раздали
1-й команде - электрический фонарик, костер, электролампочка, спичка, топор, свечи.
2-й команде – машина, велосипед, поезд, стул, автобус, самолет.
Дети должны были найти, лишний предмет.
2.Игра «Найди различия».
Каждой команде раздавали
3.Игра « Загадки».
Детям загадывали загадки, за каждый правильный ответ давали фишку.
После проведения игр подсчитывали количество фишек, у какой команды фишек больше та и победила.
Для развития умений изменять, преобразовывать предметы с детьми проводили следующие игры:
· «Давай поменяемся»
· «Изобретатели»
Игра «Давай поменяемся» проводилась с подгруппой. Каждый ребенок получал карточку с изображением предмета и говорил, что он умеет делать. Затем дети менялись функциями, т.е по очереди присваивали к своему предмету чужую функцию и объясняли как его предмет может выполнить это действие.
Например:
Илья Б.: Я – пылесос. Я умею убирать пыль.
Катя П.: Я – стиральная машина. Я стираю белье.
Алина П.: Я - компьютер. На мне решают задачи.
Марина О.: Я - машина. Я перевожу людей.
Педагог: А теперь придумайте, как ваш предмет может убирать пыль.
Катя П.: Стиральная машина может убрать пыль, если к её шлангу зацепить щетку.
Алина П.: компьютер может убрать пыль, если на мышку замотать тряпочку.
Марина О.: машина может убрать пыль, если из её трубы будет идти воздух, пыль раздувать.
Педагог: Теперь ваш предмет должен уметь стирать.
Илья Б.: Пылесос - не знаю.
Алина П.: Компьютер - не знаю.
Марина О.: Машина положить белье на переднее стекло, и брызгать воду, а дворники будут чистить.
Игра «Изобретатели».
Например, проводилась игра «Изобретаем новую помощницу для мамы».
Педагог вначале спрашивал, знают ли дети предметы, которые облегчают труд мам в домашнем хозяйстве?
«Сегодня мы играем в «Изобретателей» и попробуем изобрести новую помощницу для мамы.
Сначала дети выбирают из предложенных вариантов, что будут изобретать.
Затем выбирали не глядя любые три карточки из лежащих на столе.
Педагог: изобретать мы будем новую плиту для мамы. У нас выбраны блокнот, тарелка и бантик.
Начнем с блокнота. Для чего он?
Дима Д.: записывать
Настя С.: рисовать
Катя П.: вырывать листочки
Педагог: Какое слово выберем?
Дети: писать.
Педагог: Как на доске обозначить слово «писать»? Какое нарисовать схематическое изображение?
Валерия К.: Можно нарисовать палочку, как будто это ручка
Альбина В.: Можно нарисовать букву
Педагог: Что же мы выберем, палочку или букву?
К доске вышла Альбина В. и нарисовала мелом палочку.
Педагог: Вспомним, какое слово обозначает палочка?
Дети: Писать.
Педагог: Продолжаем играть. Что есть у блокнота?
Аня П.: Листочки
Илья Б.: Трубочка, на чем держаться листочки.
Педагог: Трубочка, на которой держатся листочки блокнота, называется спираль. Какое слово выберем листочки или спираль?
Дети: Спираль.
Педагог: Ее я сейчас и нарисую. (Рисует). Переходим к тарелке. Что можно делать с тарелкой?
Информация о работе Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников