Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников 6
1.2 Роль предметного мира в развитии детей дошкольного возраста 12
1.3 Ознакомление дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс 18
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21
2.1 Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познания рукотворного мира 22
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Работа содержит 1 файл

Razvitie_issledovatelskoy_deyatelnosti_u_starsh.docx

— 102.03 Кб (Скачать)

В течении игры дети путешествуют во времени одновременно педагог рассказывает об истории создания.

1.  Человек с крыльями.

2.  Аэроплан.

3.  Самолет

Ø  Как можно использовать самолеты?

Ø  Виды самолетов и их назначение

4.  Изготовление бумажных самолетов.

План – конспект игры «Путешествие в прошлое кораблей»

Цель: Научить понимать назначение и функции корабля; закрепить умение определять некоторые особенности предметов (форму, части, размеры) и материалы (дерево, металл, пластмасса, стекло); научить понимать, что человек создает корабли для облегчения жизнедеятельности; развить ретроспективный взгляд на корабль.

1.  В течении игры дети находятся в музеи на выставке. Воспитатель экскурсовод рассказывает о картине.

2.  Дидактическая игра « Сложи картинку»

3.  Загадывание загадок.

План – конспект игры «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Цель: Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом  их преобразования человеком; развить  ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

1.  В течение игры дети находятся в музеи на выставке . Воспитатель экскурсовод рассказывает об экспонатах.

2.  Дидактическая игра «Теремок»

3.  Дидактическая игра «Светофор»

 

План – конспект игры « Волшебный шнур»

Цель: Научить детей ориентироваться  в прошлом и настоящем предметов, облегчающих труд в быту мам и  бабушек; подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью  этих предметов облегчить свой труд.

1.  Дидактическая игра «Чем заменил человек этот предмет»

2.  Беседа с детьми.

3.  Дидактическая игра «Раньше - позже».

4.  Дидактическая игра «Чудесный экран».

План – конспект игры «Путешествие в прошлое транспорта».

Цель: Развить ретроспективный  взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться  в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.

1.  Беседа

Ø  На чем мы ездим сейчас по земле, по воде, в воздухе?

Ø  Как называется транспорт, который передвигается по земле, по воде, в воздухе?

2.  Рассматривание иллюстраций в книге С. Михалкова «От кареты до ракеты».

3.  Дидактическая игра «Что было — что будет».

 

Игры на установление логических связей.

«Раньше - позже»

Цель: закрепить знания детей о  порядке появления предметов  рукотворного мира.

Ход игры: Ведущий называет предмет, а дети говорят, что было до этого, или что будет после.

Примечание: Для наглядности можно  использовать ось времени, где видна  пошаговая последовательность событий  вперед или назад.

«Волшебный светофор»

Цель: знания детей о назначении предметов, развивать ретроспективный  взгляд на предметы рукотворного мира.

Ход игры: Вывешивают схему предмета.

Если педагог показывает круг красного цвета – дет должны рассказать, для чего нужен этот предмет.

Круг зеленого цвета - чем был  этот предмет в прошлом.

Круг желтого цвета - какой он будет в будущем.

«Теремок».

Цель: Активизировать мыслительную деятельность, закрепить ориентирование в разных видах предметов и понимать необходимость  многообразия предметов, устанавливать  причинно-следственные связи, развивать  интерес к рукотворному миру.

Ход игры: Детям раздаются предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».

В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

Примечание: В игре «Теремок» могут  принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить  по цепочке. Тот, кого уже впустили в  теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и  так далее. В течение игры задания  можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать  только одной какой-то теме или брать  несколько тем.

«Паровозик».

Цель: закрепить знания детей о  последовательности появления предметов  рукотворного мира.

Ход игры: Карточки с изображением одного объекта в разные временные  периоды раздаются играющим. Выстраивается  «поезд времени».

 

 

 


Информация о работе Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников