Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников 6
1.2 Роль предметного мира в развитии детей дошкольного возраста 12
1.3 Ознакомление дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс 18
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21
2.1 Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познания рукотворного мира 22
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
В течении игры дети путешествуют во времени одновременно педагог рассказывает об истории создания.
1. Человек с крыльями.
2. Аэроплан.
3. Самолет
Ø Как можно использовать самолеты?
Ø Виды самолетов и их назначение
4. Изготовление бумажных самолетов.
План – конспект игры «Путешествие в прошлое кораблей»
Цель: Научить понимать назначение и функции корабля; закрепить умение определять некоторые особенности предметов (форму, части, размеры) и материалы (дерево, металл, пластмасса, стекло); научить понимать, что человек создает корабли для облегчения жизнедеятельности; развить ретроспективный взгляд на корабль.
1. В течении игры дети находятся в музеи на выставке. Воспитатель экскурсовод рассказывает о картине.
2. Дидактическая игра « Сложи картинку»
3. Загадывание загадок.
План – конспект игры «Путешествие в прошлое счетных устройств»
Цель: Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
1. В течение игры дети находятся в музеи на выставке . Воспитатель экскурсовод рассказывает об экспонатах.
2. Дидактическая игра «Теремок»
3. Дидактическая игра «Светофор»
План – конспект игры « Волшебный шнур»
Цель: Научить детей ориентироваться
в прошлом и настоящем
1. Дидактическая игра «Чем заменил человек этот предмет»
2. Беседа с детьми.
3. Дидактическая игра «Раньше - позже».
4. Дидактическая игра «Чудесный экран».
План – конспект игры «Путешествие в прошлое транспорта».
Цель: Развить ретроспективный
взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться
в прошлом и настоящем
1. Беседа
Ø На чем мы ездим сейчас по земле, по воде, в воздухе?
Ø Как называется транспорт, который передвигается по земле, по воде, в воздухе?
2. Рассматривание иллюстраций в книге С. Михалкова «От кареты до ракеты».
3. Дидактическая игра «Что было — что будет».
Игры на установление логических связей.
«Раньше - позже»
Цель: закрепить знания детей о порядке появления предметов рукотворного мира.
Ход игры: Ведущий называет предмет, а дети говорят, что было до этого, или что будет после.
Примечание: Для наглядности можно использовать ось времени, где видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
«Волшебный светофор»
Цель: знания детей о назначении предметов, развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.
Ход игры: Вывешивают схему предмета.
Если педагог показывает круг красного цвета – дет должны рассказать, для чего нужен этот предмет.
Круг зеленого цвета - чем был этот предмет в прошлом.
Круг желтого цвета - какой он будет в будущем.
«Теремок».
Цель: Активизировать мыслительную деятельность, закрепить ориентирование в разных видах предметов и понимать необходимость многообразия предметов, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес к рукотворному миру.
Ход игры: Детям раздаются предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».
Примечание: В игре «Теремок» могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать только одной какой-то теме или брать несколько тем.
«Паровозик».
Цель: закрепить знания детей о последовательности появления предметов рукотворного мира.
Ход игры: Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды раздаются играющим. Выстраивается «поезд времени».
Информация о работе Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников