Исследовательская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие основных понятий, определение главных составляющих структуры исследовательской деятельности студентов, формирование мотивации к исследовательской деятельности средствами проблемного обучения, рассмотреть примеры практической организации научно-исследовательской деятельности.
В данной работе необходимо дать определение научно-исследовательской деятельности. Рассмотреть методы теоретических и эмпирических исследований.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Задачи, выдвигаемые современным  образованием перед специалистами  разных профессий, настолько сложны, что их решение требует творческого  поиска, исследовательских навыков. В связи с этим современный  специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе.

Исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно  проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения, так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания.

Процесс исследования индивидуален и является ценностью, как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к учебно-исследовательской работе, для того, чтобы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

В современных условиях научно-исследовательская работа студентов (НИРС) превращается из средства развития творческих способностей наиболее успевающих и одаренных студентов в систему, позволяющую повысить качество подготовки всех специалистов с высшим образованием.

Целью этой работы является раскрытие основных понятий, определение  главных составляющих структуры  исследовательской деятельности студентов, формирование мотивации к исследовательской  деятельности средствами проблемного  обучения, рассмотреть примеры практической организации научно-исследовательской деятельности.

В данной работе необходимо дать определение научно-исследовательской  деятельности. Рассмотреть методы теоретических  и эмпирических исследований.

Работа включает в  себя теоретическую часть, в которой рассматривается понятие, структура научно-исследовательской деятельности и практическую часть, в которой описывается применение системного подхода к организации научно-исследовательской работы в высшем учебном заведении.

 

Глава 1. Теоретическое  определение понятия исследовательской деятельности.

 

В этой главе рассматривается  широкое понятие деятельности, в  частности исследовательской деятельности, научного знания его значения в научно-исследовательской  деятеля методы эмпирических и теоретических исследований, условия их применения и использования, методы и формы привлечения студентов к научному исследованию. Рассматриваются элементы теории и методологии научно-технического творчества.

На данном этапе работы необходимо дать определение научно-исследовательской деятельности. Рассмотреть методы и формы эмпирических и теоретических исследований. Определить какими средствами проблемного обучения происходит формирование мотивации к исследовательской деятельности.

 

    1. Исследовательская деятельность студентов.

 

В этом параграфе рассматривается  основной понятийный аппарат всей работы, касающийся научно-исследовательской  работы студентов. Необходимо рассмотреть основные понятия и компоненты исследовательской деятельности: деятельность, цель деятельности, мотив, исследовательская деятельность, научное знание, методы исследования. Определить понятие и разобрать элементы научно-исследовательского творчества.

1) Понятие деятельности, цели деятельности, мотива, исследовательской деятельности, научного знания.

Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Деятельность человека – это  активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Деятельность человека носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результаты. В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы. Цель – это то, ради чего действует человек, а мотив – это то, почему действует человек. Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности. Лучше всего, когда мотивы приобретают личностный смысл.

Понятие «научно-исследовательская  деятельность студентов» включает в  себя следующие элементы:

- обучение студентов основам  исследовательского труда, привитие  им определенных навыков;

- выполнение научных исследований под руководством преподавателей.

Таким образом, научно-исследовательская  деятельность студентов – это  деятельность, связанная с поиском  ответа на творческую, исследовательскую  задачу с заранее неизвестным  решением.

В любой деятельности можно выделить следующие компоненты (этапы):

  • Постановка цели (осознание конкретной задачи);
  • Планирование работы;
  • Выполнение, осуществление деятельности;
  • Проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;
  • Подведение итогов деятельности и ее оценка.

Все этапы деятельности направлены на получение знания.

С точки зрения педагогики, знание – это усвоенные и сохраняющиеся  в памяти основные факты науки  и вытекающие из них теоретические  обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.п.).

Знание – идеальное воспроизведение  в языковой форме обобщенных представлений  о закономерных связях объективного мира. Функции знания – обобщенное разрозненное представление о закономерностях  природы, общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью.

Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнений, позволяющих путем логических доказательств и практической проверки установить истину. Истинные знания существуют в виде законов науки, теоретических положений и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых. Поэтому истинное научное знание объективно.

2) Методы теоретических и эмпирических исследований.

Метод – это способ достижения цели. Метод объективен, он является программой построения и  практического применения теории. К  общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический и системный методы. Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический. Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д. Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы. Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д. К методам метатеоретического уровня относятся диалектический и метод системного анализа.

Наблюдение – это  способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Сравнение – это установление различия между объектами материального  мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов  чувств, так и при помощи специальных устройств.

Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или  их параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение – это физический процесс определенного численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Эксперимент – одна из сфер человеческой практики, в которой  подвергается проверке истинность выдвигаемых  гипотез или выявляются закономерности объективного мира.

Обобщение – определение  общего понятия, в котором находит  отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.

Абстрагирование – это мысленное  отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и  выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.

Формализация – отображение  объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.).

Аксиоматический метод  – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения  принимаются без доказательств.

Анализ – метод  познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.

Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

Индукция – умозаключение  от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Дедукция – умозаключение, в котором вывод, о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Аналогия – метод, посредством которого достигается  знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют  сходство с другими.

Гипотетический метод  познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.

Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

Идеализация – это  мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы.

Системные методы: исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.

3) Элементы теории и методологии научно-технического творчества.

Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее  за пределы известного, а также  деятельность, порождающая нечто  качественно новое.

В частности, научное  творчество связанно с познанием  окружающего мира. Одной из проблем  творчества является его мотивационная  структура. Мотивации (побуждения) связаны  с потребностями, которые делятся  на три группы: биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческая личность обладает рядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе или проблеме.

4) Роль проблемной ситуации в формировании познавательного интереса к исследовательской деятельности.

Так как проблемная ситуация стимулирует познавательные потребности  студента, то в процессе создания и  разрешения проблемных ситуаций обеспечиваются условия для формирования познавательного интереса к научно-исследовательской деятельности и потребности в ней.

В ходе совместного анализа  проблемной ситуации акцентируется  внимание студентов на их деятельности, тем самым, формируя представления  о логике научного познания и тех мыслительных процессах, которые ими задействованы. Такого рода совместная деятельность преподавателя и студента в ходе разрешения проблемной ситуации способствует активизации ориентировочного компонента научно-исследовательской деятельности.

В процессе разрешения противоречий, лежащих в основе проблемной ситуации, студенты усваивают такие приемы логического мышления, как умение анализировать, выделять главные и второстепенные признаки явлений, процессов, устанавливать причинно-следственные связи между ними, выбирать то или иное суждение из нескольких возможных, делать заключение, оценивать его правильность, осуществлять перенос усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия. Перечисленные процессы теоретического мышления составляют основу умений научно-исследовательской деятельности.

Предоставление возможности  студентам самостоятельного анализа  собственной деятельности на базе сформированных представлений о ней позволяет  активизировать рефлексивный компонент  научно-исследовательской деятельности.

 

1.2. Классификация исследовательских  работ.

 Исследования могут быть  теоретические, теоретико-экспериментальные  и экспериментальные. Отнесение  исследования к одному из видов  зависит от применяемых методов  и средств научного исследования.

Информация о работе Исследовательская деятельность