Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основных понятий, определение главных составляющих структуры исследовательской деятельности студентов, формирование мотивации к исследовательской деятельности средствами проблемного обучения, рассмотреть примеры практической организации научно-исследовательской деятельности.
В данной работе необходимо дать определение научно-исследовательской деятельности. Рассмотреть методы теоретических и эмпирических исследований.
Введение
Задачи, выдвигаемые современным образованием перед специалистами разных профессий, настолько сложны, что их решение требует творческого поиска, исследовательских навыков. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе.
Исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения, так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания.
Процесс исследования индивидуален и является ценностью, как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к учебно-исследовательской работе, для того, чтобы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
В современных условиях научно-исследовательская работа студентов (НИРС) превращается из средства развития творческих способностей наиболее успевающих и одаренных студентов в систему, позволяющую повысить качество подготовки всех специалистов с высшим образованием.
Целью этой работы является раскрытие основных понятий, определение главных составляющих структуры исследовательской деятельности студентов, формирование мотивации к исследовательской деятельности средствами проблемного обучения, рассмотреть примеры практической организации научно-исследовательской деятельности.
В данной работе необходимо
дать определение научно-
Работа включает в себя теоретическую часть, в которой рассматривается понятие, структура научно-исследовательской деятельности и практическую часть, в которой описывается применение системного подхода к организации научно-исследовательской работы в высшем учебном заведении.
Глава 1. Теоретическое определение понятия исследовательской деятельности.
В этой главе рассматривается
широкое понятие деятельности, в
частности исследовательской
На данном этапе работы
необходимо дать определение научно-исследовате
В этом параграфе рассматривается основной понятийный аппарат всей работы, касающийся научно-исследовательской работы студентов. Необходимо рассмотреть основные понятия и компоненты исследовательской деятельности: деятельность, цель деятельности, мотив, исследовательская деятельность, научное знание, методы исследования. Определить понятие и разобрать элементы научно-исследовательского творчества.
1) Понятие деятельности, цели деятельности, мотива, исследовательской деятельности, научного знания.
Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Деятельность человека – это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Деятельность человека носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результаты. В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы. Цель – это то, ради чего действует человек, а мотив – это то, почему действует человек. Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности. Лучше всего, когда мотивы приобретают личностный смысл.
Понятие «научно-исследовательская деятельность студентов» включает в себя следующие элементы:
- обучение студентов основам
исследовательского труда,
- выполнение научных исследований под руководством преподавателей.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов – это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
В любой деятельности можно выделить следующие компоненты (этапы):
Все этапы деятельности направлены на получение знания.
С точки зрения педагогики, знание
– это усвоенные и
Знание – идеальное
Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнений, позволяющих путем логических доказательств и практической проверки установить истину. Истинные знания существуют в виде законов науки, теоретических положений и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых. Поэтому истинное научное знание объективно.
2) Методы теоретических и эмпирических исследований.
Метод – это способ
достижения цели. Метод объективен,
он является программой построения и
практического применения теории. К
общенаучным методам относятся:
наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование,
формализация, анализ и синтез, индукция
и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация,
ранжирование, а также аксиоматический,
гипотетический, исторический и системный
методы. Разнообразные методы научного
познания условно подразделяются на ряд
уровней: эмпирический, экспериментально-
Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.
Сравнение – это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.
Измерение – это физический
процесс определенного
Эксперимент – одна из сфер человеческой практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.
Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.
Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.).
Аксиоматический метод
– способ построения научной теории,
при котором некоторые
Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.
Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.
Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Дедукция – умозаключение, в котором вывод, о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.
Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.
Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
Идеализация – это
мысленное конструирование
Системные методы: исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.
3) Элементы теории и методологии научно-технического творчества.
Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое.
В частности, научное творчество связанно с познанием окружающего мира. Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями, которые делятся на три группы: биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческая личность обладает рядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе или проблеме.
4) Роль проблемной ситуации в формировании познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Так как проблемная ситуация стимулирует познавательные потребности студента, то в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций обеспечиваются условия для формирования познавательного интереса к научно-исследовательской деятельности и потребности в ней.
В ходе совместного анализа проблемной ситуации акцентируется внимание студентов на их деятельности, тем самым, формируя представления о логике научного познания и тех мыслительных процессах, которые ими задействованы. Такого рода совместная деятельность преподавателя и студента в ходе разрешения проблемной ситуации способствует активизации ориентировочного компонента научно-исследовательской деятельности.
В процессе разрешения противоречий, лежащих в основе проблемной ситуации, студенты усваивают такие приемы логического мышления, как умение анализировать, выделять главные и второстепенные признаки явлений, процессов, устанавливать причинно-следственные связи между ними, выбирать то или иное суждение из нескольких возможных, делать заключение, оценивать его правильность, осуществлять перенос усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия. Перечисленные процессы теоретического мышления составляют основу умений научно-исследовательской деятельности.
Предоставление возможности
студентам самостоятельного анализа
собственной деятельности на базе сформированных
представлений о ней позволяет
активизировать рефлексивный компонент
научно-исследовательской деяте
1.2. Классификация
Исследования могут быть
теоретические, теоретико-