Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников 6
1.2 Роль предметного мира в развитии детей дошкольного возраста 12
1.3 Ознакомление дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс 18
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21
2.1 Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познания рукотворного мира 22
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Катя П.: Помыть.
Данил Ф.: Разбить.
Марина П.: Что-нибудь положить.
Алина П.: Есть.
Дети схематически обозначают слово «помыть»- капля .
Педагог: Что можно сказать о тарелке, какая она?
Денис Б.: Стеклянная.
Илья Б.: С узорами.
Оля Н.: Большая, для супа.
Дети для схемы выбрали слово « с узорами», обозначили цветком.
Затем рассматривается бант. Обговариваются его признаки и функции.
Схематически изобразили слова « завязывают» -крестик и блестящий «звездочка»
После того, как к каждому слову
подобрали по два определения
и на доске нарисовали картинки-схемы,
обязательно повторяли
Педагог: Итак, палочка обозначает слово – «писать», спираль – «со спиралью», капля - «помыть», цветок – «с узорами», крестик- «завязывать» и звездочка – «блестящий».
Мамина плита получилась: блестящей с узорами и спиралью, она умеет писать, мыть и завязывать.
А сейчас постарайтесь ответить на вопросы.
· Что у плиты будет блестящим?
Валерия К.: Кнопочки.
Денис Б.: Переключатели.
Альбина В.: вся будет плита блестящая.
· Для чего нужна спираль?
Илья Б.: Чтобы двери легко открывались.
Ира В.: Чтобы ставить посуду.
· Где находятся узоры?
Катя П.: Вся плита в узорах
Настя С.: Только на двери духовки.
· Что она может писать?
Илья Б.: Как приготовить суп.
Валерия К.: когда сварится еда.
· Что моет?
Валерия К.: грязную посуду.
Илья Б.: Овощи и фрукты которые нужны, чтобы приготовить что-нибудь.
Все дети с большим удовольствием воспринимали игры. Однако следует отметить, что на первых этапах работы иногда возникали трудности, дети не сразу могли находить ответы, затруднялись.
Внимательно наблюдая за поведением детей в ходе организуемых игр, отмечали существенные индивидуальные различия в готовности откликнуться на предложение поиграть, в степени эмоциональной включенности.
Если одни дети с радостью погружаются в мир воображаемых ситуаций и действий, испытывая при этом подлинные и глубокие эмоции, (например Илья Б., Валерия К., Альбина В., Настя С.),то другие после отдельных неудачных попыток вступить в игру переключаются на занятия иного рода (Саша Л., Ирина В., Марина О., Дима Ч.). Дети, у которых развита фантазия и творческое начало, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. У пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления. Общее время их деятельности непродолжительно. Успех или неуспех в выполнении отдельных действий не влияет на активность. Дети охотно соглашаются играть повторно, но всякий раз быстро и без сожаления прекращают ее.
Но постепенно те дети, которые на начальных этапах работы не проявляли высокой заинтересованности, инициативы, начали использовать творчество и фантазию на основе представлений, сформированных в процессе реализации игр первого и второго блоков, решать задачи прогнозирования.
По окончании формирующего эксперимента,
был проведен контрольный срез, цель
которого состояла в определении
эффективности проделанной
На этапе контрольного среза использовались критерии и методики, представленные в констатирующем эксперименте:
1. Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).
2. Игра «Когда это было?».
Методика №1. Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).
Цель: выявить наличие знаний о
предметах как продуктах
Каждому ребенку индивидуально задавали вопрос: Как ты понимаешь выражение «сделанные руками человека»?
Критерии оценки были те же что и на констатирующем этапе эксперимента.
Анализируя результаты, следует отметить, что если на констатирующем этапе Денис Б., Дима Ч., Настя С., ограничивались перечислением одного или нескольких предметов, не понимая смысла выражения «сделанные руками человека, то на контрольном эти дети уже называли инструменты, которые помогают взрослым создать вещи.
Илья Б., и Валерия К., не просто перечисляли инструменты, которыми взрослый создавал вещи, но и связывали с профессиональными, личностными качествами.
Илья Б., взял инструменты и сделал предмет, у него умелые руки.
Валерия К., сначала думал что сделать а потом смастерил.
Проведя количественный анализ нами были получены следующие результаты:
ü с высоким уровнем – 2 детей, что составляют 10%
ü со средним уровнем – 14 детей, что составляют 70 %
ü с низким уровнем – 4 ребенка, что составляют 20%
Таблица 4
Сравнительные данные по методике №1
Уровни |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
высокий |
- |
10% |
средний |
65% |
70% |
низкий |
35% |
20% |
Методика № 2. Игра «Когда это было?»
Цель: выявить знания детей о
происхождении предметов
Детям предложили картинки с изображением предметов прошлого и настоящего (корыто - стиральная машина – автоматическая стиральная машина, веник - щетка - пылесос, костер - печь- плита, игла - ручная швейная машина - электрическая машина, плот – лодка - корабль).
Ребенку требовалось разложить картинки в порядке появления предмета.
Анализируя выполнение задания, следует отметить, что большинство детей самостоятельно правильно и логично определяли последовательность появления предметов. Если на констатирующем этапе был один ребенок с низким уровнем (Дима Ч.), то на контрольном этапе эксперимента с низким уровнем не было выявлено ни одного ребенка.
Результаты повторной
ü с высоким уровнем - 19 детей, что составляют 95%
ü со средним уровнем - 1 ребенок, что составляют 5%
ü с низким уровнем выявлено не было.
Таблица 5
Сравнительные данные по заданию№ 2
Уровни |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
высокий |
70% |
95% |
средний |
25% |
5% |
низкий |
5% |
- |
Таким образом, в результате качественного
и количественного анализа
ü с высоким уровнем - 5 детей, что составляет 25%
ü со средним уровнем - 11 детей, что составляет 55 %.
ü с низким уровнем - 4 ребенка, что составляет 20%
Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых (Козлова С.А., Дыбина-Артамонова О.В.).
Предметный мир
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх,— игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Предположение, что формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание
- рационально включать
- структура дидактической игры
будет предполагать действия
прогнозирования и
Для подтверждения гипотезы в исследовании были проведены три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В констатирующем эксперименте выявлен реальный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания и изменения человеком предметного мира.
В формирующем эксперименте осуществляли
формирование у детей представлений
об истории создания предметного
мира посредством включения
После проведения контрольного этапа, полученные данные показывают, что уровни сформированности представлений о создании и изменении предметов человеком у детей повысились. Показатель высокого уровня развития увеличился на 15% , а показатель низкого уровня снизился и составил 20 % . Следует отметить, что для большинства детей характерным является средний уровень представлений об истории создания и изменения человеком предметного мира. Если до формирующего эксперимента он составлял 60 %, то после него 55 %.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что представления об истории создания предметного мира могут быть сформированы через определенную работу средствами дидактической игры. А так же, дидактическая игра является одним из эффективных средств ознакомления дошкольников с предметным миром. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Игры – путешествия
План - конспект игры « Путешествие в прошлое пылесоса»
Цель: Развить умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос; научить понимать назначение пылесоса; объяснить детям, что человек создает разные предметы для облегчения труда в быту.
1. Загадывание загадки
Пыль увижу - заворчу,
Заворчу и проглочу!
2. Рассматривание пылесоса
3. Беседа.
Вопросы
ü Для чего нам пылесос?
ü Как он чистит ковер?
ü Как вы думаете легко работать пылесосом?
ü Это электрический прибор? Почему?
ü А всегда ли был пылесос?
4. Рассказ воспитателя об истории появления пылесоса.
5. Дидактическая игра «Чего не хватает»
6. Кроссворд «Подбери слово».
План – конспект игры « Путешествие в прошлое плиты»
Цель: Познакомить детей с историей
создания современной плиты, с процессом
ее преобразования человеком; активизировать
познавательную деятельность; вызвать
интерес к предметам
В течение игры дети путешествуют во времени на ковре-самолете. Дети попадают в разные времена:
1. В прошлое, где готовят на костре.
2. Где готовят на печке.
3. Где готовят на керосинке.
4. Где готовят на газовой плите.
5. Где готовят на электрической плите.
6. Дидактическая игра «Соедини по точкам».
План – конспект игры «Путешествие в прошлое автомобиля»
Цель: Научить понимать назначение
и функции автомобиля; закрепить
умение выделять некоторые особенности
предмета (форму, части, размеры), определять
материал (металл, стекло) и его признаки;
научить устанавливать
1. Загадывание загадки.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
ü Рассказ об истории появления машины.
ü Дидактическая игра « Как называется эта машина?»
ü Дидактическая игра « Дорисуй рисунок»
План – конспект игры «Путешествие в прошлое самолета»
Цель: Научить понимать назначение
и функции самолета; закрепить
умение выделять некоторые особенности
предметов (форму, части, размеры) и
определять материал и его признаки;
научить устанавливать
Информация о работе Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников