Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников 6
1.2 Роль предметного мира в развитии детей дошкольного возраста 12
1.3 Ознакомление дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс 18
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21
2.1 Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познания рукотворного мира 22
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Работа содержит 1 файл

Razvitie_issledovatelskoy_deyatelnosti_u_starsh.docx

— 102.03 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6

1.1 Сущность  понятия «исследовательская деятельность»  и ее значение в развитии  дошкольников 6

1.2 Роль предметного  мира в развитии детей дошкольного  возраста 12

1.3 Ознакомление  дошкольника с предметами рукотворного  мира как воспитательный процесс 18

ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ  РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21

2.1 Изучение  уровня сформированности у детей  старшего дошкольного возраста  познания рукотворного мира 22

2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ранее развитие исследовательской  деятельности личности традиционно  является одной из важнейших педагогических задач, не только в отечественной  педагогике, но и в образовательных  системах большинства стран мира.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное  образование, с позиций которого ребенок рассматривается как  субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.

На наш взгляд, изучение содержательной линии, связанной с формирование представлений о величине и измерительной  деятельности способствует развитию исследовательской  деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет  организовать обучение так, чтобы ребенок  смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской  деятельности, дети тренируются в  построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

Тема развития исследовательской  деятельности привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. «Результаты современных  психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков, И.Д. Зверева, В.В. Запорожец, И.П. Лернер, А.и. Савенков, Г.И. Щукина) показывают, что умственное развитие детей старшего дошкольного возраста значительно выше, чем это предлагалось ранее. Практический опыт ребенка, его речевое общение с окружающими приводят к формированию все более усложняющихся знаний. Это дает основание утверждать, что, несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут осознавать не только внешнюю сторону предмета, но и некоторые несложные связи и закономерности» [2, 13, 18, 22].

Актуальность работы состоит в том, что все исследования не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.

Потребность в поиске является врожденной, но развивается она в прямой зависимости  от степени вовлечения ребенка в  деятельность. В связи с этим мы предполагаем, что организация воспитательно-образовательного процесса, направленная на исследование ребенком своего окружения, включение исследовательской деятельности в процесс развития ребенка имеет основополагающее значение в его развитии при изучении темы предметов рукотворного мира.

Доказано, что исследовательская  деятельность способствует развитию мышления (А.В. Брушинский, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская), активизации познавательной и творческой деятельности (Б.В. Всесвятский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.В. Оконь, Б.Е. Райков, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, К.П. Ягодовский), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В. Кларин, В.Г. Маралов, В.В. Ситаров) [13, 16, 19, 23]. Однако возможности исследовательской деятельности не используются в воспитательно-образовательном процессе в системе и не изучались в связи с предметами рукотворного мира. Следовательно, актуализируется разработка комплекса педагогических условий обеспечивающих развитие исследовательской деятельности ребенка в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира.

Объект исследования: процесс формирования и развития исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира.

Предмет исследования: условия формирования и развития исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира

Цель исследования: заключается в выявлении условий формирования и развития исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира.

Задачи исследования:

  • Раскрыть сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников.
  • Выявить роль предметного мира в развитии детей дошкольного возраста.
  • Раскрыть особенности ознакомления дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс.
  • Провести мониторинг развития исследовательской деятельности в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира в группе детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования. педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, педагогический мониторинг, диагностирование.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для педагогических и воспитательных целей.

Структура работы: Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников. Объем работы с приложениями –  46 страниц.

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА

1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников

 

Исследовательская деятельность –  характеризуется воспроизводимостью, доказательностью; имеется два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенной является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования [3, c. 56].

В настоящее время исследовательская  деятельность рассматривается учеными  с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает  как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.

При разработке содержания и структуры  исследовательской деятельности у  старших дошкольников мы придерживались трактовки изучаемого понятия, представленного  в различных концепциях. Исследователи характеризуют исследовательскую деятельность как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания человека (Н.Ф. Добрынин), с побуждением к деятельности (И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон), с активно-познавательным (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным (М.Г. Морозов) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С. Немов, А.В. Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А.Г. Ковалев). Очевидно, что указанные характеристики исследовательской деятельности выделены авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка [4, 6, 13, 23].

Любое проявление исследовательской  деятельности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Исследователи проблемы (Б.Г. Ананьев [1], Л.И. Божович [4, 12], Н.Ф. Добрынина, А.К. Дусавицкий [12],А.Н. Леонтьев [25], А.К. Маркова [27], Н.Г. Морозова [26] и др.) условно различают следующие стадии развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности:

  • любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающими субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется только первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения исследовательской деятельности служит обычно его первотолчком;
  • любознательность – как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии исследовательской деятельности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок;
  • собственно исследовательская деятельность – характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают исследовательские мотивы. Исследовательская деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности [12, c. 56].

Исследуя проблему развития исследовательской  деятельности, мы остановимся на некоторых  специфических особенностях данного  понятия. Изучение исследовательской  деятельности как целостного образования  личности позволило выявить ее психологическую  основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. К ним относятся:

  • интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;
  • эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин [24], содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;
  • волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность. В исследованиях Л.С. Выготского[7], А.К. Дусавицкого[12], В.Н. Мясищева[30], Н.Г. Морозовой[29], А.И. Сорокиной[47] и др. доказано, что исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности;
  • творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое [13, c. 50].

Таким образом, мысли, эмоции, воля и  творчество – в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую  деятельность, является условием интеллектуально-творческого  развития личности, ее саморазвития.

Необходимо остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.

Первый этап характеризуется проявлением  любопытства.

А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок  появляется на свет, уже обладая  определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью  приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые  ему как «питательный материал»  для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу [25, c. 45].

Отличительной особенностью второго  этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Как отмечала Н.Г. Морозова [9, c. 21]: «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром». Содержание активности ребенка, по мнению А.К. Дусавицкого[12, c. 25], с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности.

Основное значение третьего этапа  в познании дошкольником окружающего  мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать  обобщенные знания о предметах и  явлениях действительности. Пользуясь  образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать  новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован  в данном объекте, то он может без  особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться  использовать их при решении исследовательской  деятельности. Отсюда начинают закладываться  основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы  действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка  характеризуется направленностью  на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными  свойствами. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.

Информация о работе Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников