Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников 6
1.2 Роль предметного мира в развитии детей дошкольного возраста 12
1.3 Ознакомление дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс 18
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21
2.1 Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познания рукотворного мира 22
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6
1.1 Сущность
понятия «исследовательская
1.2 Роль предметного
мира в развитии детей
1.3 Ознакомление
дошкольника с предметами
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21
2.1 Изучение
уровня сформированности у
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Ранее развитие исследовательской деятельности личности традиционно является одной из важнейших педагогических задач, не только в отечественной педагогике, но и в образовательных системах большинства стран мира.
Дошкольный возраст является наиболее
благоприятным для формирования
социальной и познавательной деятельности.
Так как современная
На наш взгляд, изучение содержательной линии, связанной с формирование представлений о величине и измерительной деятельности способствует развитию исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет
организовать обучение так, чтобы ребенок
смог задавать вопросы и самостоятельно
находить ответы на них. Приобретая опыт
использования процессов
Тема развития исследовательской
деятельности привлекала внимание представителей
различных направлений на протяжении
многих веков. «Результаты современных
психологических и
Актуальность работы состоит в том, что все исследования не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.
Потребность в поиске является врожденной,
но развивается она в прямой зависимости
от степени вовлечения ребенка в
деятельность. В связи с этим мы
предполагаем, что организация воспитательно-
Доказано, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления (А.В. Брушинский, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская), активизации познавательной и творческой деятельности (Б.В. Всесвятский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.В. Оконь, Б.Е. Райков, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, К.П. Ягодовский), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В. Кларин, В.Г. Маралов, В.В. Ситаров) [13, 16, 19, 23]. Однако возможности исследовательской деятельности не используются в воспитательно-образовательном процессе в системе и не изучались в связи с предметами рукотворного мира. Следовательно, актуализируется разработка комплекса педагогических условий обеспечивающих развитие исследовательской деятельности ребенка в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира.
Объект исследования: процесс формирования и развития исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира.
Предмет исследования: условия формирования и развития исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира
Цель исследования: заключается в выявлении условий формирования и развития исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования. педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, педагогический мониторинг, диагностирование.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для педагогических и воспитательных целей.
Структура работы: Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников. Объем работы с приложениями – 46 страниц.
Исследовательская деятельность –
характеризуется
В настоящее время
При разработке содержания и структуры исследовательской деятельности у старших дошкольников мы придерживались трактовки изучаемого понятия, представленного в различных концепциях. Исследователи характеризуют исследовательскую деятельность как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания человека (Н.Ф. Добрынин), с побуждением к деятельности (И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон), с активно-познавательным (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным (М.Г. Морозов) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С. Немов, А.В. Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А.Г. Ковалев). Очевидно, что указанные характеристики исследовательской деятельности выделены авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка [4, 6, 13, 23].
Любое проявление исследовательской
деятельности связано с его познавательной
стороной, но не любую познавательную
деятельность можно назвать
Исследуя проблему развития исследовательской деятельности, мы остановимся на некоторых специфических особенностях данного понятия. Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. К ним относятся:
Таким образом, мысли, эмоции, воля и
творчество – в совокупности составляют
основу исследовательской
Необходимо остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.
Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу [25, c. 45].
Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.
Как отмечала Н.Г. Морозова [9, c. 21]: «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром». Содержание активности ребенка, по мнению А.К. Дусавицкого[12, c. 25], с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности.
Основное значение третьего этапа
в познании дошкольником окружающего
мира приобретает наглядно-образное
мышление и воображение. Они дают
ребенку возможность усваивать
обобщенные знания о предметах и
явлениях действительности. Пользуясь
образным мышлением, изучая заинтересовавший
их объект, дошкольники могут обобщать
свой собственный опыт, устанавливать
новые связи и отношения вещей,
если ребенок действительно
Овладевая исследовательской
Информация о работе Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников