Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников 6
1.2 Роль предметного мира в развитии детей дошкольного возраста 12
1.3 Ознакомление дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс 18
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21
2.1 Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познания рукотворного мира 22
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Работа содержит 1 файл

Razvitie_issledovatelskoy_deyatelnosti_u_starsh.docx

— 102.03 Кб (Скачать)

По мнению ученых В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной информативная функция предметного мира помогает выработать необходимые представления о социальной действительности, центральным звеном которых, являются знания о трудовой деятельности взрослых. Информативная функция предметного окружения обеспечивает детям доступные знания об общественной ценности продуктов труда: каждая вещь является результатом труда и создана для того, чтобы служить не одному человеку, а многим [19, 22, 25].

Преобразующая деятельность взрослых, их творческое начало наглядно представлены в том, как изменялся  один и тот же предмет в зависимости  от потребности в нем людей. Зачастую потребность в предмете диктует  разнообразие его форм: часы (настенные, будильник, ручные, механические и электронные  и т.д.), нож (ножерезка, нож для сыра, нож для рыбы...). Одну функцию человек облекает в различные формы предметов. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов (будильник - это и часы, и фонарик, и будильник; электронная игра - это и игра, и часы; часы-перстень - это и часы, и украшение), т.е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами.

Таким образом, в этом отношении  предметы выполняют информативную  функцию, а при условии эмоциональной  окрашенности данная функция несет  в себе нравственный заряд воздействия  на чувства ребенка, вызывая эмоционально-положительное отношение к предметному миру и человеку - преобразователю этого мира [26, c. 27].

Эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем у ребенка, чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые  происходят в результате труда человека, появляется эмоционально-положительное  отношение к человеку и результату его труда. Эффективность такого пути обусловлена единством эмоциональных  и интеллектуальных процессов, на взаимосвязь  которых указывал Л.С. Выготский [16, c. 55].

Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что в процессе реальной деятельности, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к вещному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для формирования способности ребенка обдумывать, как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно-личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру [23, c. 51].

Итак, предметный мир выполняет  информативную, эмоциогенную и регуляторную функции, которые создают условия для формирование у детей представления о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи «человек - предмет» и «ребенок – предмет» и познания социальной действительности.

Отправной точкой ознакомления с вещами детей шестого года жизни  являются ближайшие вещи и более  широкое окружение: дом, детский  сад в целом, улица, город, а иногда и страна. Вещи, окружающие старших  детей, - это уже не только конкретные предметы, используемые индивидуально  и коллективно, но и «умные вещи» - простые и более сложные, изобретенные людьми. Вещи имеют свою историю возникновения, доступную детям. И они имеют внешние различительные признаки: цвет, форму, величину, а иногда и звуки, запах и др.

Восприятие многих вещей, нас окружающих, требует деятельности анализаторов. Дети, как и взрослые, пользуются своими «помощниками» (анализаторами), но не осознают еще их роли. Ознакомление с ними, встреча в игре является «открытием», вызывает интерес. С ранних лет нужно не только учить различать, группировать вещи по их назначению, признакам, но и учить ценить вещь по тому - труду, который вложен в нее. Народ, создавая вещи, не только думает об их прямом использовании, но и стремится сделать их красивыми, иногда как подлинные предметы искусства. Детей с ранних лет нужно научить видеть в вещи красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет нужно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящими радость, эстетическое удовольствие, создавать уют, красоту. Тогда вещи становятся друзьями человека, их берегут.

Итак, дошкольное детство  по темпам развития, по качественным психическим  образованиям, приобретенным в этот период, имеет особое, непреходящее значение для всего последующего становления личности. В этом аспекте  важнейшую роль играет проблема поиска принципиально новых форм воспитания и обучения, а также организации  развивающей среды, которая может  предоставить детям значительно  большее «поле» для самостоятельных  действий, способствовать формированию их познавательной и практической активности.

Развивающая среда представлена перед детьми предметным окружением и миром людей. В последнее  время получили определенную разработку вопросы построения предметной среды (Н.А. Ветлугина, Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.) [10, 13, 17, 22].

Предметная среда имеет  в жизни ребенка огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним  из первых объектов познания окружающей действительности. Ребенок выступает  действующим лицом в предметном окружении. По мере взросления он начинает знакомиться со свойствами объектов, их пространственными отношениями; определенным образом действовать  с ними; занимает активную позицию  по отношению к предметному окружению, предполагающую стремление преобразовать  и совершенствовать предметы в соответствии со своими потребностями (О.В. Дыбина). Последнее становиться возможным при ознакомлении дошкольников с историей создания и преобразования человеком предметов и развития на этой основе способности к прогнозированию изменения объектов. Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии.

Кроме того, обращение к  прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее  – будущее), своих ценностных ориентаций.

Дидактический потенциал  исторических знаний можно разделить  на:

1)  описание предшествующего социального опыта человека и человечества в бесконечном многообразии и динамике отношений, воззрений, деятельности, в многомерности и подвижности исторического времени и пространства;

2)  объяснение, дающее ребенку в категориях и методах исторического анализа инструмент для постижения мира и самого себя в мире – от прошлого через настоящее к будущему [12, c. 56].

Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования  придает, на наш взгляд, педагогическому  процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир; делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления; алгоритмизирует историческое знание; раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии; придает личностный смысл историческим знаниям за счет удовлетворения интересов детей; способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора.

Таким образом, исторические знания выполняют познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также  функцию накопления и обобщения  социального опыта.

Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить  на две большие группы:

1)  знания об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности;

2)  знания об истории познания человеком этих объектов.

Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления  о процессе преобразования человеком  предметного мира с момента его  создания создают перспективу его  дальнейшего совершенствования.

1.3 Ознакомление дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс

 

Начинать работу целесообразно  с обогащения социального опыта  детей практикой их творческих проявлений, развития воображения, фантазии. Такой методической ход позволяет идти от близкого, понятного дошкольникам к более отдаленному: от себя – к взрослому человеку.

Стимулирование воображение детей  происходит в игре, труде, в художественной деятельности, в процессе целенаправленного  обучения – через индивидуальную, подгрупповую и фронтальную группу работы. Это могут быть задания  типа «Продолжи рисунок», «Придумай  новое название известной картине», «Воображаемая ситуация» при  решении проблем, к примеру, морального характера.

Очень полезны задания, разбивающие  сложившиеся стереотипы, привычные  решения. Так, отгадывая загадку  «Зимой и летом одним цветом», дети без труда дают отгадку –  ель. И это, конечно, правильно. Но полезно  подумать и о других вариантах  ответа: разве меняется цвет предметов  в зависимости от времени года? Ребята с удивлением отмечают, что  у привычной загадки может  быть совсем непривычная отгадка.

Работа по воспитанию творческой личности ребенка сочетается с ознакомлением  с тем, как проявляют свои творческие способности взрослые люди. Разнообразны стороны жизни взрослого человека, где он проявляет себя как творческая личность: литература, искусство, наука, изобретательская деятельность. Главной  целью, определяющей направление методики, служит внушение детям уверенности  в том, что можно проявить себя как творческая личность в любом  виде деятельности. Надо привлечь внимание дошкольников к значимости творческого  начала в личности человека, воспитывать  познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности. Показать детям творческое начало в личности взрослого человека можно при ознакомлении их с предметами рукотворного мира (тема: «Предметный мир и его роль в социализации личности ребенка») [15, c. 101].

Информация о том, как человек  создал технику выделяется в особый отдел. Детей привлекают бытовые приборы, которые они видят дома: телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Многие дошкольники легко управляются с ними. Опираясь  на  этот интерес, полезно познакомить детей с изобретателями и их изобретениями, с изобретательством как разновидностью человеческой деятельности в области техники, с ее значимостью не только для конкретного человек, но и для человечества в целом.

Творческий подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей о мире предметов.

Вместо разрозненных уголков: познавательного, экологического, опытническо - экспериментального, был определена спокойная зона и создан «Центр науки и природы», в котором для расширения кругозора о мире предметов находятся разные энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах. Здесь же расположены познавательные плакаты, например, «История письма, ручки», «История часов», «История дома» и т. д. (созданные руками родителей).

Для развития поисково - познавательной деятельности и знакомства со свойствами материалов в центре имеется уголок опытнической деятельности, в котором находятся образцы (ткани, металла, пластмассы, дерева, бумаги, стекла). В «Центре науки и природы» есть алгоритмы описания свойств и качества материалов; дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов; имеется всё необходимое оборудование для детского экспериментирования на подгруппу детей [4, c. 55].

Таким образом, созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а  также от уровня формирования представлений  о предметном мире.

Параллельно с совершенствованием предметно - развивающей среды, воспитателю следует нарабатывать методы и приёмы по реализации данной темы.

Первая группа - репродуктивные методы, к этой группе относится объяснительно - иллюстративный метод, который предполагает сообщение детям готовой информации разными средствами обучения.

На этом этапе использутся такие формы работы, как образовательная деятельность: провожу первично - ознакомительную деятельность, ходе которой использую демонстрационные и учебные пособия (отчётливые и правильные представления); рассматривание иллюстрированного и познавательного материала; игры с предметами; эмоциональный рассказ.

Наглядный метод - используется тщательный отбор наглядного и демонстрационного материала. Много пособий изготовила своими руками.

Игровые методы - это и игрушки, герои произведений, сюрпризные моменты  и элементы новизны.

Когда видно, что у детей имеется необходимый багаж знаний, стоит начинать применять углублённо - познавательный тип организованной деятельности, уже с целью закрепить, уточнить, расширить конкретные представления о предметах, учить устанавливать причинно - следственные связи между предметом и его использованием; группировать предметы по назначению, происхождения и т. д. [15, c. 45 - 49].

Важной и интересной частью работы по данной теме является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим (в старшем возрасте - развитие воображения, творческих способностей при преобразовании предметов). На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. нужно расширять представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы. Образовательная деятельность такого типа проходит в форме игр - путешествий в прошлое предмета, например, «Путешествие в пошлое стула», «Путешествие в прошлое телефона» и т. п.

Информация о работе Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников