Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РУКОТВОРНОГО МИРА 6
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников 6
1.2 Роль предметного мира в развитии детей дошкольного возраста 12
1.3 Ознакомление дошкольника с предметами рукотворного мира как воспитательный процесс 18
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РУКОТВОРНОГО МИРА 21
2.1 Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познания рукотворного мира 22
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Словесный метод и такой приём как художественное слово используется в соответствии с темой, использую вопросы, направленные на воспитание бережливости, аккуратного обращения с предметами, на осознание того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь. С целью закрепления полученных знаний используются дидактические игры, к сожалению, выбор готовых игр по данной теме небольшой, поэтому много авторских игр создаю своими руками.
Следующий этап - введение продуктивных методов. Значительное место в работе занимает исследовательский метод, представленный элементами исследовательского поиска. Основными составляющими являются опыты и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения. Делать выводы и умозаключения детям помогают алгоритмы (условные символы). В старшем возрасте дети с их помощью самостоятельно зарисовывают результаты опытов [19, c. 44].
Таким образом, процесс по ознакомлению
детей с предметами рукотворного
мира является увлекательной воспитательной
работой по ознакомлению ребенка
с социальной действительностью. Он
может проводиться как в
Выводы по первой главе
Исследовательская деятельность характеризуется воспроизводимостью, доказательностью; имеется два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенной является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
Одним из эффективных средств развития
исследовательской деятельности в совместной
деятельности будет специально смоделированный,
целенаправленный и педагогически организованный
процесс перехода от любознательности
дошкольника к исследовательской деятельности,
от его развития к саморазвитию на основе
рефлексии и субъект – субъектного взаимодействия
взрослого и ребенка. Процесс по ознакомлению
детей с предметами рукотворного мира
является увлекательной воспитательной
работой по ознакомлению ребенка с социальной
действительностью. Он может проводиться
как в условиях ДОУ, так и в семье.
Изучив теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к осуществлению опытно – экспериментальной части исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ № 95 г. Минска. В исследовании принимали участие 20 детей, посещающих старшую группу № 82 (Приложение 1).
Экспериментальная работа состояла из трех этапов:
1. Констатирующий
2. Формирующий.
3. Контрольный
Для выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста познаний о предметах рукотворного мира были подобранны и проведены методики:
1. Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).
2. Игра «Когда это было?».
Результаты беседы заносили в Таблицу 2.1.
Таблица 2.1
Результаты проведения беседы по методике №1
№ п/п |
Ф. И. ребенка |
Высказывание |
1 |
2 |
3 |
1. |
Илья Б. |
Сделал с помощью инструментов |
2. |
Денис Б. |
Машина, например |
3. |
Оля Н. |
Сделал человек |
4. |
Альбина. В |
Сделал инструментами |
5. |
Саша Л. |
Шкаф |
6. |
Валерия К. |
Это сделал человек |
7. |
Аня П. |
Например, связали спицами кофту |
8. |
Катя П. |
Взяли гвозди, молоток и смастерили |
9. |
Дима Д. |
Не знаю |
10. |
Антон П. |
Делал руками |
11. |
Ирина. В |
Это всякие вещи |
12. |
Настя С. |
Стол, стул и всё остальное |
13. |
Илья М. |
Всякими инструментами |
14. |
Алина П. |
Человек своими руками |
15. |
Марина П. |
Это значит, сам человек сделал |
16. |
Данил Ф. |
Это значит сделал человек для себя нужные вещи |
17. |
Миша С. |
Это все предметы |
18. |
Катя Л. |
Сделал человек, а не природа |
19. |
Марина О. |
Это то, что сделали люди на работе |
20. |
Дима Ч. |
Это стол, телевизор |
Критерии оценки.
Высокий уровень - ребенок самостоятельно
не просто перечисляет инструменты,
с помощью которых взрослый создает
предметы, но и связывает с
Средний уровень - ребенок называет инструменты, которые помогают взрослым создавать предметы.
Низкий уровень - ребенок ограничивается
перечислением предметов
Анализируя результаты, следует
отметить, что ни один ребенок не
связывал профессиональные и личностные
качества. Дети просто перечисляли
инструменты, с помощью которых
взрослый создает предметы или ограничивались
перечислением предметов
Так, например Денис Б., Саша Л., Дима Ч., Настя С., ограничивались перечислением одного или нескольких предметов.
А Дима Д. на вопрос: «Как ты понимаешь: «сделанные руками человека», ответил « не знаю». И даже после наводящих вопросов отвечал также.
Ирина В. ответила «всякие вещи», Миша С., ответил примерно так же. В ходе беседы было видно, что эти дети не понимали смысла выражения «сделанные руками человека».
Илья Б., Илья М., Альбина В., ответили что, значит, сделали с помощью инструментов, но инструменты не перечисляли. Аня П., Катя П., при ответе называли инструменты.
Аня П. ответила: « Например, связали спицами кофту»;
Катя П.: «Взяли гвозди, молоток и смастерили»;
Данил Ф., дал следующий ответ «Это, значит, сделал человек для себя нужные вещи»;
Катя Л.: «Сделал человек, а не природа».
Остальные дети давали односложные ответы типа «делал руками», что однако свидетельствует о понимании происхождения предметов в результате деятельности человека.
Таким образом, количественный анализ показал следующие результаты:
ü высокий уровень - не зафиксирован;
ü со средним уровнем – 13 детей, что составляет 65%;
ü с низким уровнем – 7 детей, что составляет 35%.
Методика № 2. Игра «Когда это было?».
Цель: выявить представления детей
о происхождении предметов
Детям предложили картинки с изображением предметов прошлого и настоящего (корыто - стиральная машина – автоматическая стиральная машина, веник - щетка - пылесос, костер - печь- плита, игла - ручная швейная машина - электрическая машина, плот – лодка - корабль).
Ребенку требовалось разложить картинки в порядке появления предмета. Выполнение задания фиксировали в таблице №2.2.
Таблица .22
Результаты проведения игры «Когда это было?»
№ п/п |
Ф. И. ребенка |
Кол- во ошибок |
Уровни |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Илья Б. |
0 |
в |
2. |
Денис Б. |
1 |
с |
3. |
Оля Н. |
0 |
в |
4. |
Альбина. В |
0 |
в |
5. |
Саша Л. |
2 |
н |
6. |
Валерия К. |
0 |
в |
7. |
Аня П. |
0 |
в |
8. |
Катя П. |
0 |
в |
9. |
Дима Д. |
0 |
в |
10. |
Антон П. |
0 |
в |
11. |
Ирина. В |
1 |
с |
12. |
Настя С. |
1 |
с |
13. |
Илья М. |
0 |
в |
14. |
Алина П. |
0 |
в |
15. |
Марина П. |
0 |
в |
16. |
Данил Ф. |
0 |
в |
17. |
Миша С. |
1 |
с |
18. |
Катя Л. |
0 |
в |
19. |
Марина О. |
0 |
в |
20. |
Дима Ч. |
1 |
с |
Критерии оценки.
Высокий уровень-ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность появления предметов.
Средний уровень - ребенок долго
думает, ошибается в
Низкий уровень ребенок
Анализируя выполнение задания, следует отметить, что большинство детей самостоятельно правильно и логично определяли последовательность появления предметов это свидетельствует о том, что знания детей о происхождении предметов рукотворного мира находятся на высоком уровне.
Но были дети, которые нарушали последовательность, не могли понять своих ошибок. Хуже всех с заданием справился Саша Л. Ребенку предлагали внимательно подумать, правильно ли он выполнил задание, но он не находил ошибок. Он не мог определить порядок появления стиральных машин (сначала поставил автоматическую). Когда ему сказали подумать, то ответил, что люди пользуются в настоящее время и той и этой машинкой значит, они произошли одновременно. Аналогичным было выполнение задания со швейными машинами.
Дима Ч., при выполнении задания в двух случаях, задумывался над последовательностью, затруднялся, ждал помощи со стороны взрослого.
Ирина В., Денис Б., допускали ошибки и исправляли с помощью взрослого, а Миша С., Настя С., находили их самостоятельно.
Результаты показали следующие
уровни сформированности представлений
детей о происхождении
ü с высоким уровнем – 14 детей, что составляет 70%;
ü со средним уровнем – 5 детей, что составляет 25%;
ü с низким уровнем – 1 ребенок, что составляет 5%.
Игра - это присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих усилий. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, например, потребность развлечься, выплеснуть накопившуюся энергию, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
Мы предполагаем, что представления о создании и изменении предметов человеком могут быть сформированы через определенную работу в условиях специального обучения носящего целенаправленный характер средствами дидактической игры. В дидактической игре нас, прежде всего, привлекает то, что в ней дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, «вооружаются навыками умственной работы». В игре репрезентируются, исполняются, проигрываются различные ситуации, фантастические проекты, переживания, состояния. В игровой форме достигается наибольшая возможность для их «варьирования и перекомбинирования». Творческие возможности в игре превращаются в способности.
Исходя из вышесказанного, мы выделили основную цель формирующего этапа эксперимента:
- провести опытно – экспериментальную работу по формированию у детей представлений о создании и изменении предметов человеком посредством дидактических игр.
После анализа комплексной программы, по которой ведется воспитательно – образовательная работа с детьми данного ДОУ, перед нами стояла задача разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование представлений о создании и преобразовании предметов человеком.
Разрабатывая комплекс дидактических игр, мы исходили из педагогических условий, реализация которых определяет эффективность использования данного вида игр в педагогическом процессе:
ü соответствие содержания дидактических игр возрасту и индивидуальным особенностям детей;
ü рациональное включение дидактических игр в педагогический процесс;
ü формирование у детей эмоционально – положительного отношения к окружающему и к дидактической игре;
ü освоение педагогом организации и методики проведения дидактических игр;
ü в игре должны быть соединены обучающая задача, игровая форма, наличие готового содержания, правил и предполагаемый результат.
В основе формирования представлений по объекту рукотворного мира лежат следующие мыслительные шаги:
· Выбирается объект и определяется его функция.
· Рассматриваются основные составляющие этого объекта способствующие выполнению функции.
· Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его функционирования.
· Объект и его функция рассматривается в прошлом.
· Объект и его функция рассматривается в будущем.
Предложенные нами игры представлены тремя блоками:
I блок - игры, в которых ребенок
получал информацию об истории
создания и изменения
II блок - игры на установление
логической последовательности
изменения человеком предметов
(развитие способности
III блок - игры на преобразование
предметов – блок
Дидактические игры проводились 2-3 раза в неделю и включались в различные формы и методы работы с детьми (на занятиях, в индивидуальную деятельность, в совместную деятельность).
В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала, но и на этапах закрепления, повторения, обобщения. В ходе исследования были выявлены методические возможности включения игровой деятельности как на этапе подготовки ознакомления с новым материалом, так и непосредственно в ходе изучения нового.
Информация о работе Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников