Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

хороший диплом.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.

     Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной  нагрузки. С активным отдыхом связана  активизация духовных интересов, которые  побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

     Именно  поэтому так важно с помощью  средств культурного досуга на базе общеобразовательного учреждения раскрыть творческий потенциал подростков. В подростковом возрасте появляется желания выражать свою личность, стремления к пониманию общества и своего места в нем. Появляется желание авторитета среди сверстников и взрослых. Одним словом человек в этом возрасте начинает не только наблюдать и познавать, но еще и анализировать мир и пространство вокруг себя. И средства досуга в контексте нравственно-эстетического воспитания призваны воссоздать перед подростком четкую картину этого пространства. Так же Мероприятия культурного досуга призваны социализировать подростков, а если они будут проходить именно на базе общеобразовательного учреждения то это характерно тем, что оно становится более доступным. Ведь очень важно грамотно приобщать подрастающее поколение к красоте творчества, сделать ребенка не сторонним наблюдателем, а участником творческого процесса. И этим эстетическое воспитание на базе школ и призвано заниматься. 

     Выводы  по первой главе 

     Таким образом, нравственно-эстетическая культура – это целенаправленный процесс  присвоения подростками общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического  отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием прекрасного в действительности.

     Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, следует применять комплексный подход, в котором можно выделить два принципа:

     - система нравственно-эстетического  воспитания должна выстраиваться  так, чтобы в процессе воздействия  на ребенка различные виды  искусств постоянно взаимодействовали между собой;

     - нравственно-эстетическое воспитание  должно стать органической частью  любого воспитания.

     Рассматривая  процесс нравственно-эстетического  воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.

     Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства - изобразительное, музыкальное, вокальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное и др.

     Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как явления природы, предметы, окружающие подростка, вызывают впечатления, которые могут содержать оценку поступков и поведения сверстников.

     Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

     В настоящее время в общеобразовательных  учреждениях нравственно-эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного  процесса, ведется с изучением  всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

     Очень важно в старших классах обогатить  учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве  посредством культурно досуговой деятельности.

     Для осуществления художественного  воспитания подростков в соответствии с проанализированными данными, разработана программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков, которая включает в себя следующие  направления: теория и история искусств, основы эстетики, основы этики, курс рисунка, курс живописи, курс композиции, основы скульптуры, музыкальная литература, музыкальное исполнительство, хореография, спортивно – бальные танцы.

     Выше  рассмотренный анализ эстетической и художественной культуры личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в подростковом возрасте. Не стоит забывать, что особым инструментом воспитания является культурно-досуговая программа. Автором выпускной квалификационной работы была разработана такая комплексная программа «В мире гармонии».

     психофизиологический  эстетический досуговая подросток 

 

      Глава 2.Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности 

     2.1 Характеристика базы исследования - МОУ лицей №121 

     Муниципальная образовательная школа №121 была основана в 1989 году в городе Барнауле Алтайского края. В 1995 году - получает «звание» лицея. Лицей имеет статус образовательного учреждения с углубленным изучением народной традиционной культуры.

     Лицейский компонент обеспечивается дополнительной (углублённой) подготовкой по профильным предметам, который формируется за счёт введения профильных предметов и элективных курсов, развивающие содержание базовых и профильных предметов, а также позволяющие удовлетворить познавательные интересы учащихся, включающий профили:

     - Физико-математический;

     - Химико-биологический, с углубленным  изучением химии и биологии;

     - Гуманитарный профиль;

     - Гуманитарно-правовой профиль;

     - Информационно-экономический профиль.

     Лицей сотрудничает с такими высшими учебными заведениями как, Всероссийским заочным финансово-экономическим институтом, Алтайским государственным аграрным университетом, а так же с Алтайским краевым училищем Олимпийского резерва, Алтайским промышленно-экономическим колледжем и профессиональным училищем №42.

     Основная  цель современного образования лицея  – создание условий для формирования всесторонне-развитой, физически- здоровой, духовно-нравственной, социально-компетентной, творческой личности с активной жизненной позицией, патриотическим сознанием и гражданской ответственностью.

     Целью воспитательной работы лицея является созданий условий, способствующих развитию нравственности, саморазвитию и самореализации учащихся. Выделено три приоритетных направления, позволяющих систематизировать работу и добиться наибольшей продуктивности:

  • нравственно-эстетическое,
  • патриотическое,
  • спортивно-оздоровительное.

     Неотъемлемой  частью образовательного процесса является внеурочная работа по предметам в различных формах (индивидуальной, групповой) с целью создания образовательной среды, позволяющей учащимся проявить свои индивидуальные способности и таланты:

  • Подготовка и проведение общешкольных предметных недель и олимпиад;
  • Выпуск научных и художественных стенгазет;
  • Организация выставок по результатам творческой деятельности учащихся;
  • Проведение интеллектуальных игр и соревнований;
  • Посещение музеев, театров, планетария, исторических мест города Барнаула.

     Большое значение для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации приобретают такие формы работы, которые позволяют учащимся выйти в реальное научно-образовательное пространство:

  • Участие в районных предметных олимпиадах и выход на олимпиады более высокого уровня;
  • Участие в межшкольных интеллектуальных играх;
  • Участие в конкурсах и соревнованиях общероссийского и международного уровня («Кенгуру», «Медвежонок», КВН различного уровня, «Смотр песни и строя» и т.д.);
  • Проведение школьных научно-практических конференций с приглашением специалистов и ученых и участие в научно-практических конференциях различного уровня (районных, городских, международных);
  • Сотрудничество с редакцией газеты «Сами». Работа пресс-центра и выпуск стенгазеты лицея «Поколение Next».

     Одним из способов формирования у учащихся положительного отношения и чувства гордости за школу является поддержание традиций школы. Этому способствуют уроки русской традиционной культуры, народной художественной культуры и мировой художественной культуры. В рамках этих уроков проводятся русско-народные праздники, такие как «Масленица», «День равноденствия», «Коляда», «Веснянки».

     В лицее действуют несколько школьных секций, таких как:

  • танцевальный коллектив современного танца «Смайл»;
  • КВН команда «Импульс»;
  • вокальная студия «Унисон»;
  • пресс-центр газеты «Поколение NEXT»;
  • вокально-инструментальный ансамбль «Медуница»;
  • дружина юных пожарных;
  • общество активистов начальной школы «Медвежата»;
  • музыкальная студия «Гармония»:
  • студия изобразительного искусства «Парус»;
  • экологический кружок «Юный натуралист» на базе школьного зооуголка.

     А также спортивные секции:

  • баскетбол;
  • волейбол;
  • футбол;
  • легкая атлетика;
  • военно-спортивный клуб «Борец-121».

     Школа насчитывает около 700 учащихся, 92% из них охвачено внеурочной деятельностью, 66% занимаются в школьных кружках и секциях. Работа творческих коллективов дополнительного образования ведётся как в течение учебного года, так и в период каникул.

     Лицей апробирует ряд социально-ориентированных образовательных программ. Среди них:

     1) Программа «Здоровье», внедрение технологии непрерывного физкультурного образования на переменах;

     2) Программа по краеведению «Человек и родной край»;

     3) Программа по организации досуговой деятельности учащихся «Досуг: развитие и воспитание»;

     4) Программа эстетического воспитания «Человек в мире прекрасного»;

     5) Программа трудового воспитания «Человек-созидатель»;

     6) Программа гражданско-патриотического воспитания «Человек и общество»;

     7) Программа сотрудничества школы  и семьи «Семья и школа –партнёры  в воспитании ребёнка».

     Для обеспечения практической направленности данных программ проводятся различные общественно-полезные акции. К ним относятся: День пожилого человека, «Скворечник – птиц дом», адресная помощь ветеранам, ежегодная ярмарка для ветеранов, «Благословите женщину» (ко дню матери).

     Все они реализуются через деятельность родительского, профсоюзного комитетов, ученического самоуправления.

     Ученическое самоуправление в лицее организовано следующим образом: высшим органом школьного коллектива является Школьный парламент, который избирается путем прямого и равного голосования. В него входят заместитель директора по воспитательной работе и представители детского самоуправления.

     Школьный парламент – это механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

     В начале учебного года в школе проходят выборы президента Школьного парламента и его помощника, которые и руководят органами самоуправления в школе. В каждом классе с 5 по 11, (на основе выдвижения кандидатов от класса или самовыдвижения) проходят выборы. В течение недели кандидаты на всеобщее обозрение выставляют свою программу и «Портфолио достижений учащегося». Во время предвыборной кампании проводятся встречи с учащимися, используется школьный информационный пункт. По истечении кампании проходят выборы путем тайного голосования. Учащийся, набравший большее количество голосов, возглавляет орган ученического самоуправления; второй по количеству голосов становится его помощником. На первом заседании Школьного парламента определяются основные направления деятельности. Решения доводятся до всего коллектива через Сектора.

Информация о работе Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков