Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

хороший диплом.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     Значение  эстетического и художественного  развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.

     Важно оказывать эффективное противодействие  обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это  чревато весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Более того, можно утверждать, что эстетического фактора в преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет минимальна. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне «эстетическая культура личности» означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

     Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально - психологических факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех условий, факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, осуществимо приближение к высокой степени сформированности всех элементов составляющих эстетическую культуру личности.

     Эстетическая  культура личности проявляется так  же в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни  людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

     С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

     Своеобразной  разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально - неповторимом проявлении не сводится лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально - чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

     Эстетическое переживание служит индикатором художественной ценности произведений искусства, и в своей завершающей стадии выражается в эстетической оценке или суждении о вкусе. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.

     Вместе  с тем, было бы неверно ограничивать проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало, помимо искусства, широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Не случайно, В.В. Стасов отмечал:«Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь.Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».

     Художественная  культура личности выступает, таким  образом, важным фактором организации  и самого процесса материально преобразующей  деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

     Формирование  эстетической культуры средствами искусства  является одним из главных звеньев  воспитания культуры подростков. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности, как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

     Эстетическое  развитие личности средствами искусства  принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно  к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не минимализируют эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность усиливается, а восприятие становится более осмысленным.

     Богатство и многообразие художественной культуры обусловили неослабевающий интерес  к ней со стороны ряда наук. Философы исследуют ее методологическую основу, содержание, структуру и функции, социологи изучают формы распространения художественной культуры и уровень овладения ею различными группами населения, психологи постигают специфику художественных способностей и художественного творчества, а педагогов интересует процесс формирования личности под воздействием художественной культуры, и в этой области за последние десятилетия достигнут определенный прогресс. Указывая на богатейший духовный потенциал различных видов искусств, которые интегрирует художественная культура, ряд специалистов подчеркивают относительную самостоятельность художественной культуры, и в то же время рассматривают ее в более узком плане - в сопоставлении с эстетической культурой. Ю.У. Фохт-Бабушкин определяет художественную культуру как ядро эстетической культуры [71, с.165] Л.Н. Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности [29, с.68]. Ю.Б. Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме [7, с. 33]. Для широкого определения понятия и сущности художественного образования подростков, необходимо уточнить его целевую установку.

     Цель  художественного образования - приобщение личности к художественной культуре, результатом которого является потребность в общении с искусством, способность наслаждаться искусством, умение ценить подлинное искусство, которое является структурообразующим элементом художественной культуры.

     Общее художественное образование есть процесс, результатом которого является знание основ эстетики, знание и понимание  специфики искусства в целом  как формы общественного сознания, его видов, результатом которого является: знакомство с шедеврами искусства, развитие художественного вкуса.

     Одним из средств приобщения подростков к  художественной культуре является изобразительное  искусство. Оно призвано развивать  художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.

     Важно обеспечить непосредственное ознакомление подростков с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.

     Основой музыкального воспитания является хоровое  пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с элементарными основами музыкальной грамоты.

     Огромной  силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить подростков к восприятию театрального искусства, но самое главное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров [59, с.77].

     Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией приобретает  значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений.

     Поэтому большую роль в формировании эстетической культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.

     СМИ в настоящее время не несут  абсолютно никакой ответственности  за психологическое и воспитательное влияние на граждан, в том числе  и подростков, формирование духовно-нравственной атмосферы общества и развитие отечественной  культуры в целом. При этом известно, что влияние СМИ на умы людей и общее состояние культуры нации, по сравнению с другими социальными институтами, неуклонно растет и достигло к настоящему времени беспрецедентных масштабов. В ряде отношений это влияние уже перевешивает воздействие всех прочих факторов, вместе взятых. В первую очередь это относится к федеральным каналам центрального телевидения, превратившимся с 1990-х годов в ключевой, системообразующий элемент не просто информационного поля, но и всего духовно-нравственного пространства страны.

     Формирование  картины мира и системы ценностей  человека, багажа знаний, отношения  к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации  к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения - берет  на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует таким образом все поле культуры [25,с.250]. Поэтому задачами социальных институтов состоит в контроле получения «чёрной» информации подростками.

Информация о работе Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков