Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, дипломная работа
Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
55. Романова, Т. Мотивация подростков к самовоспитанию / Т. Романова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. - 2007. - N10. - С. 22-24.
56. Сайко Э.В. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения / Э.В. Сайко, Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 3-10.
57. Сальдаева,
О.В. Художественная культура
личности в региональном
58. Семина,
А.Е. Молодежная субкультура в
эстетическом воспитании
59. Сластенин
В.А.; Исаев И.Ф.; Мищенко А.И.; Шиеков
Е.Н./Педагогика Учеб.пособие
60. Собкин, В.С. Подросток и политика: изменение ценностных ориентаций / В.С. Собкин // Вопросы образования: Научно-образовательный журнал. - 2008. - N 4. - С. 180-217.
61. Соловьева
Н. В. Условия и факторы
62. Строганова Л.В. Диагностика нравственной воспитанности подростков / Л.В. Строганова // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2009. - №6. - С. 23-26.
63. Тарасова, Е.Н. Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях / Е. Н. Тарасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2008. - N 5. - С. 112-114.
64. Тарасова, Е.Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е.Н. Тарасова. - Казань: КГУКИ, 2008. - 20 с.
65. Тимофеева,
И. Уроки жизни: как
66. Томилина, Е.Г. Специфика педагогической деятельности арт-студий (студий ИЗО, музыкального образования, литературных студий) / Е.Г. Томилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2007. - N6. - С. 109-111.
67. Торшилова, Е. Тестирование эстетического развития / Е. Торшилова // Искусство в школе. - 2007. - N2. - С. 38-35.
68. Третьякова
Н.В. /Технологии культурно-
69. Троицкий В.Ю. /О патриотическом воспитании /газета «Русский Вестник» № 16 (644) 2004, с.14.
70. Уколова, Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения / Л.И. Уколова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N2. - С. 62-67.
71. Фохт-Бабушкин
Ю.У./Человек в мире
72. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справ. для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 479 с.
73. Фроловская,
М.Н. Педагогический потенциал
искусства / М.Н. Фроловская // Искусство
и образование: Журнал
74. Хухлаева, О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. вузов / О. В. Хухлаева. - 2-е изд., испр. - М.: Academia, 2005. - 160 с.
75. Чистякова, С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединение: монография / С.В. Чистякова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 109 с.
76. Шмырева, О.И. Понимание подростками эмоциональных состояний как условие формирования отношения к себе / О.И. Шмырева // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 211-218.
77. Шмырева, О.И. Психологические особенности эмоционального реагирования в подростковом возрасте / О.И. Шмырева // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 124-130.
78. Энеева, Л.А. Культура этноса и его влияние на возрастные изменения в развитии личности / Л.А. Энеева // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2009. - N 2. - С. 130-134.
79. Янгичер,
Е.В. Арттерапия в развитии
позитивного эмоционального
80. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Ярошенко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 126 с.
81. http://dictionary.fio.ru
«Словарь.ru»
Приложение 1
Диагностика
отношения к нравственным качествам
Задание: представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор.
Список желаний:
1.
Быть человеком, которого
2. Иметь много денег.
3.
Иметь самый современный
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6.
Иметь возможность многими
7.
Иметь много слуг и ими
8. Иметь доброе сердце.
9.
Уметь сочувствовать и
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
5
положительных ответов –
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0–1 – низкий уровень.
Диагностика нравственной самооценки
Задание: сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, – в 3 балла; если вы немножко согласны –в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.
Пример: 1. – 3; 2. – 4 и т. д.
Высказывания:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2.
Мне важно помочь
3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
4.
Наверное, нет ничего страшного
в том, чтобы нагрубить
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6.
Я думаю, что можно позволить
себе выругаться на
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно доставлять людям радость.
9.
Мне кажется, что нужно уметь
прощать людям их
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;
от 24 до 33 единиц – средний уровень;
от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;
от
10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной
самооценки.
Приложение 2
Диагностика
уровня эстетической культуры
Проведение анкетирования:
1) Как часто вы посещаете музеи и выставочные залы?
а) регулярно;
б) нет на это времени;
в) редко.
2) Классическая музыка скучна:
а) нет;
б) не слушаю музыку вообще;
в) да.
3)
Занимаетесь ли вы в
а) да;
б) нет;
в) занимался, но бросил.
4) Записаны ли вы в библиотеку?
а) да;
б) нет;
в) пользуюсь домашней.
5)
Пользуетесь ли вы
а) постоянно;
б) никогда;
в) редко.
6)
Мне больше нравится
а) да;
б) не люблю читать вообще;
в) нет.
7)
Мне нравится рассматривать
а) да;
б) нет;
в) иногда.
8) Сколько раз в своей жизни вы были на спектакле в театре?
а) больше пяти раз;
б) один раз;
в) три раза.
За каждый ответ: а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.
Оценка результатов:
0–8 баллов – низкий уровень эстетической культуры;
8–12 баллов – средний уровень эстетической культуры;
12–16 баллов – высокий уровень эстетической культуры.
Продолжите предложения:
Прекрасное – это…
Красота – это…
Безобразное – это…
Трагическое – это…
Комическое – это…
Возвышенное
– это…
Приложение 3
Театрализованная
развлекательно-игровая программа «Вселенная»
Звук «Летающей тарелки», выход танцевального коллектива «Смайл»
Информация о работе Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков