Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

хороший диплом.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

55. Романова, Т. Мотивация подростков к самовоспитанию / Т. Романова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. - 2007. - N10. - С. 22-24.

56. Сайко  Э.В. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения / Э.В. Сайко, Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 3-10.

57. Сальдаева,  О.В. Художественная культура  личности в региональном контексте  ее развития / О.В. Сальдаева // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N3. - С. 133-142.

58. Семина, А.Е. Молодежная субкультура в  эстетическом воспитании подростков / А.Е. Семина // Искусство и образование:  Журнал методики,теории и практики  художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N3. - С. 110-116.

59. Сластенин  В.А.; Исаев И.Ф.; Мищенко А.И.; Шиеков  Е.Н./Педагогика Учеб.пособие для  студ. пед.учеб.заведений/М.: Школа-Пресс; -1998.

60. Собкин, В.С. Подросток и политика: изменение ценностных ориентаций / В.С. Собкин // Вопросы образования: Научно-образовательный журнал. - 2008. - N 4. - С. 180-217.

61. Соловьева  Н. В. Условия и факторы развития  подростка / Н. В. Соловьева  // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 76-83.

62. Строганова  Л.В. Диагностика нравственной воспитанности подростков / Л.В. Строганова // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2009. - №6. - С. 23-26.

63. Тарасова, Е.Н. Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях / Е. Н. Тарасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2008. - N 5. - С. 112-114.

64. Тарасова, Е.Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е.Н. Тарасова. - Казань: КГУКИ, 2008. - 20 с.

65. Тимофеева,  И. Уроки жизни: как преодолеть  кризис духовности / И. Тимофеева  // Библиотечное дело. - 2009. - N 11. - С. 21-24.

66. Томилина, Е.Г. Специфика педагогической деятельности арт-студий (студий ИЗО, музыкального образования, литературных студий) / Е.Г. Томилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2007. - N6. - С. 109-111.

67. Торшилова,  Е. Тестирование эстетического  развития / Е. Торшилова // Искусство в школе. - 2007. - N2. - С. 38-35.

68. Третьякова  Н.В. /Технологии культурно-досуговых  программ: технологии рекреационно-развлекательных  программ: учебное пособие/АлтГАКИ.-Барнаул:Изд-во  АлтГАКИ, 2006,-100с

69. Троицкий  В.Ю. /О патриотическом воспитании /газета «Русский Вестник» № 16 (644) 2004, с.14.

70. Уколова,  Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения / Л.И. Уколова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N2. - С. 62-67.

71. Фохт-Бабушкин  Ю.У./Человек в мире художественной  культуры/.- М., Наука, 1982.- 336 с.

72. Фридман,  Л.М. Психология детей и подростков: справ. для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 479 с.

73. Фроловская, М.Н. Педагогический потенциал  искусства / М.Н. Фроловская // Искусство  и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2007. - N 3. - С. 4-9.

74. Хухлаева, О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. вузов / О. В. Хухлаева. - 2-е изд., испр. - М.: Academia, 2005. - 160 с.

75. Чистякова,  С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединение: монография / С.В. Чистякова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 109 с.

76. Шмырева,  О.И. Понимание подростками эмоциональных состояний как условие формирования отношения к себе / О.И. Шмырева // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 211-218.

77. Шмырева,  О.И. Психологические особенности эмоционального реагирования в подростковом возрасте / О.И. Шмырева // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 124-130.

78. Энеева, Л.А. Культура этноса и его влияние на возрастные изменения в развитии личности / Л.А. Энеева // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2009. - N 2. - С. 130-134.

79. Янгичер,  Е.В. Арттерапия в развитии  позитивного эмоционального реагирования  подростков / Е.В. Янгичер // Искусство  и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2009. - N 6. - С. 149-161.

80. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Ярошенко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 126 с.

81. http://dictionary.fio.ru «Словарь.ru» 

 

      Приложение 1 

     Диагностика отношения к нравственным качествам 

     Задание: представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор.

     Список  желаний:

     1. Быть человеком, которого любят.

     2. Иметь много денег.

     3. Иметь самый современный компьютер.

     4. Иметь верного друга.

     5. Мне важно здоровье родителей.

     6. Иметь возможность многими командовать.

     7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

     8. Иметь доброе сердце.

     9. Уметь сочувствовать и помогать  другим людям.

     10. Иметь то, чего у других никогда  не будет.

     Интерпретация

     Номера  отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

     5 положительных ответов – высокий  уровень.

     4, 3 – средний уровень.

     2 – ниже среднего уровня.

     0–1  – низкий уровень.

     Диагностика нравственной самооценки

     Задание: сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, – в 3 балла; если вы немножко согласны –в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.

     Пример: 1. – 3; 2. – 4 и т. д.

     Высказывания:

     1. Я часто бываю добрым со  сверстниками и взрослыми.

     2. Мне важно помочь однокласснику,  когда он попал в беду.

     3. Я считаю, что можно быть несдержанным  с некоторыми взрослыми.

     4. Наверное, нет ничего страшного  в том, чтобы нагрубить неприятному  мне человеку.

     5. Я считаю, что вежливость помогает  мне хорошо себя чувствовать  среди людей.

     6. Я думаю, что можно позволить  себе выругаться на несправедливое  замечание в мой адрес.

     7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

     8. Мне приятно доставлять людям  радость.

     9. Мне кажется, что нужно уметь  прощать людям их отрицательные  поступки.

     10. Я думаю, что важно понимать  других людей, даже если они  не правы.

     Обработка результатов

     Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла  – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

     В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.

     Интерпретация результатов

     От 34 до 40 единиц – высокий уровень  нравственной самооценки;

     от 24 до 33 единиц – средний уровень;

     от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;

     от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки. 

 

      Приложение 2 

     Диагностика уровня эстетической культуры 

     Проведение  анкетирования:

     1) Как часто вы посещаете музеи  и выставочные залы?

     а) регулярно;

     б) нет на это времени;

     в) редко.

     2) Классическая музыка скучна:

     а) нет;

     б) не слушаю музыку вообще;

     в) да.

     3) Занимаетесь ли вы в художественной  или музыкальной школе?

     а) да;

     б) нет;

     в) занимался, но бросил.

     4) Записаны ли вы в библиотеку?

     а) да;

     б) нет;

     в) пользуюсь домашней.

     5) Пользуетесь ли вы библиотечными  книгами? 

     а) постоянно;

     б) никогда;

     в) редко.

     6) Мне больше нравится классическая  литература, чем детективы:

     а) да;

     б) не люблю читать вообще;

     в) нет.

     7) Мне нравится рассматривать картины  с пейзажами:

     а) да;

     б) нет;

     в) иногда.

     8) Сколько раз в своей жизни  вы были на спектакле в театре?

     а) больше пяти раз;

     б) один раз;

     в) три раза.

     За  каждый ответ: а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.

     Оценка  результатов:

     0–8  баллов – низкий уровень эстетической культуры;

     8–12 баллов – средний уровень эстетической культуры;

     12–16 баллов – высокий уровень эстетической культуры.

     Продолжите  предложения:

     Прекрасное  – это…

     Красота – это…

     Безобразное – это…

     Трагическое – это…

     Комическое  – это…

     Возвышенное – это… 

 

      Приложение 3 

     Театрализованная развлекательно-игровая программа «Вселенная» 

     Звук  «Летающей тарелки», выход танцевального  коллектива «Смайл»

Информация о работе Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков