Нравственная культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:32, контрольная работа

Описание работы

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Содержание

1. Введение
2. Понятие нравственной культуры личности
2.1. Мораль
2.2 Категории добра и зла
2.3. Совесть, вина, покаяние, прощение как духовно-нравственные
регулятивы культурологического процесса
2.4. Культура этического мышления и этикет
3. Заключение
4. Поясните выражение «Чтобы сохранить друзей, научись прощать»
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

нравственная культура личности.docx

— 41.69 Кб (Скачать)
  

     Содержание           

 1. Введение     

 2. Понятие нравственной культуры  личности    

  2.1. Мораль     

 2.2 Категории добра и зла     

 2.3. Совесть, вина, покаяние, прощение  как духовно-нравственные       

      регулятивы  культурологического процесса      

2.4. Культура  этического мышления и этикет      

3. Заключение

     4. Поясните выражение «Чтобы сохранить  друзей, научись прощать»     

5. Список использованной литературы    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение     

На  протяжении многих столетий философы, религиозные мыслители, культурологи пытались понять смысл и назначение нравственности. Что такое добро и зло? Что такое мораль? Возможна ли жизнь общества без морали?

      Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.      

Личность  аккумулирует в своём сознании и  поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества. Нравственный человек обычно соотносит свое поведение с ценностями, т.е. с жизненными и практическими установками, которые он воспринимает как святыни.     

Задача  формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в  соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественно  

2. Понятие нравственной  культуры личности     

Понятие нравственной культуры складывается из двух понятий  – «культура» и «нравственность», в своем сочетании подчеркивающих, с одной стороны, значение нравственности как самого чуткого индикатора культуры, с другой – собственно культуры, насыщающей нравственность высокой  духовностью. Анализ нравственного  потенциала культуры, способов и путей  освоения ею нравственного опыта  поколений предполагает, прежде всего, рассмотрение понятий этики, морали, нравственности, выяснение их места  в системе культуры и роли в  жизни человека и общества.     

Нравственная  культура общества конкретизируется и  персонализируется прежде всего  в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного  сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.     

Структуру нравственной культуры личности составляют:     

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);     

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);      

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность  и другие);     

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.     

По  содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.     

Один  трансформирует его только к семейным отношениям, другой – к неофициальным межличностным отношениям, третий – к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее, ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.     

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что  антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют  место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или, поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.     

Совесть, честность, доброта… Понятия, которые  всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания – специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.     

2.1 Мораль     

Слово «мораль» (от латинского mos, mores – нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке  то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения  между моралью и нравственностью  и считают эти слова синонимами. Другое значение этого слова –  закон, правило, предписание. В современной  философской литературе под моралью  понимается нравственность, особая форма  общественного сознания и вид  общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.     

Мораль  возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.      

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе  и т.п. Поведение людей, которое  соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись со временем, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же – специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.      

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали, но чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной  регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного  сознания и вид общественных отношений.      

Мораль  по большому счету это система  ценностей характерная определенному  человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной  власти, а на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль» - используют как отдельное нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сей басни такова…) Слова «моральный» и «моральность» применяют скорее как качественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли это.     

Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших  основаниях.     

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые  сложились в данном обществе, в  среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти  нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось», «наши отцы и деды так поступали и мы будем так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошо» и «что такое плохо».      

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного  мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.     

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании  ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда  прочной основой нравственной поведения  личности становится совесть.     

О реальности названия трех обоснований морали говорит  вся ее история. Зафиксировано это  и народной мудростью. Ведь недаром  говорят об очень плохом, аморальном, безнравственном человеке: «Ни стыда, ни совести». Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. («Кого честь не берет, того палка проймет», – говорит одна из пословиц).     

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения  человеческой личности. 

 
   2.2 Категории добра  и зла     

Категории добра  и зла являются основополагающими, фундаментальными категориями нравственного  сознания. Наука о морали не определяет, что добро, а что – зло. Этим занимается этика. Добро и зло  – основные категории этики, употребляемые  при нравственных оценках отдельных  явлений, поступков, мотивов деятельности людей и т.д.  

В этическом  отношении добро и зло отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к  коллективу с точки зрения добра  и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется  тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.      

Объективность содержания означает, что в нем  сконцентрировано то, что есть в  реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.     

В широком смысле слова добро и  зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» – плохой.      

В историческом развитии ценностного  сознания, в истории моральной  философии и моралистики несмотря на сохранение лексического единства («старое доброе вино», «добрый конь», «добрая работа», «доброе деяние», «одобрение»), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова «добро». Самым важным при этом было различение добра в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае – это хорошее, т.е. приятное и полезное, а значит, ценное ради чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т.д., а в другом – есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели.     

Добро в этом втором абсолютном значении – моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу. Зло есть противоположность добра.     

Информация о работе Нравственная культура личности