Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, дипломная работа
Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Результативность процесса формирования нравственно-эстетической культуры подростков зависит от выполнения ряда, требований:
1.
Учета возрастных особенностей
подростков, определяющих характер
их досуговых запросов и
2.
Использования эффективных
3.
Опоры на общепедагогические
и специфические условия
4.
Организации системы
Учреждения культуры и образования являются важнейшим звеном в воспитании чувств и требований подрастающего поколения. В лицее №121 была выявлена проблема минимального использования средств культурно-досуговой деятельности, которая может предоставить подросткам необходимые возможности для физического, психического и нравственного совершенствования. Раскрыта возможность формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами и формами культурно-досуговой деятельности: дискуссионными, игровыми, театрализованными, праздничными. При этом отмечено, что средства не должны существовать отдельно друг от друга, их работа идет на определенный результат, значит, они должны быть систематизированы в программу.
В рамках реализации программы разработан сценарий театрализованной развлекательно-игровой программы «Вселенная» [Прил. 3]. Проведение мероприятия способствовало сплочению старшеклассников в решении проблемы организации свободного времени, вызвало у них интерес к проблеме этического поведения, экологической культуры, а также к культуре речи.
Подводя итог, можно констатировать, что задачи выпускной квалификационной работы выполнены: была изучена научно-методическая литература по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков, выявлены проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков, так же были определены психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Гипотеза исследования, заключающаяся в предположении, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков средствами КДД будет эффективно при соблюдении ряда условий, учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростков, а также использование средств культурно-досуговой деятельности в формировании культуры подтверждена.
Таким
образом, реализована цель выпускной
квалификационной работы: разработана
программа формирования нравственно-эстетической
культуры подростков средствами культурно-досуговой
деятельности.
Список литературы:
1. Абраменкова, В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В.В. Абраменкова // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 175-189.
2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие для студ. вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с
3. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учеб. пособие / Ю.П. Азаров. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т ; М.: Воронеж: МОДЭК, 2004. - 431 с.
4. Азаров, ЮП. Руководство по развитию талантов / Ю.П. Азаров. - М.: УРАО, 2003. - 152 с.
5. Белоусова,
Е. Организация нравственного
воспитания в учреждениях
6. Битянова
М.Р. Практикум по
7. Борев Ю.Б. Природа исскуства и специфика его воздействия на личность.Эстетическое развитие и воспитание молодёжи. –М:МГУ, 1978.-с.165.
8. Бояк, Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи: (на материалах Бурятии и Читинской области) / Т. Н. Бояк // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. - 2009. - №4. - С. 117-122.
9. Бразговка,
Л. Нравственные основы
10. Бразговка, Л. Формирование нравственной установки младших подростков / Л. Бразговка // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2008. - №6. - С. 38-42. - Библиогр.: с. 42
11. Брижатова, С.Б. Основное содержание технологий разработки региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг.: [монография] / С.Б. Брижатова ; АлтГАКИ. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. - 194 с
12.Брижатова, С.Б. Особенности проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях культуры: лекции по дисц. "Технологические основы социально-культурной деятельности: методология и методика социокультурной технологии" для студентов днев. и заоч. отд-ний по спец-ти "СКД", квалиф. "Менеджер СКД" / С.Б. Брижатова; АлтГАКИ, ФХТ, кафедра СКД. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 25 с.
13. Бродская, С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Бродская. - М.: КНОРУС, 2006. - 255 с
14. Волков, Б.С. Психология подростка: учеб. пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект; М.: Гаудеамус, 2005. - 205 с.
15. Волкова, Л.Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры / Л. Г. Волкова // Искусство и образование. - 2007. - N4. - С. 63-67.
16. Герандоков, М.Х. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие: иллюзии и реальность / М.Х. Герандоков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2007. - N4. - С. 27-30
17. Гладилина, В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / В.И. Гладилина. - СПб.: СПбГУКИ, 2008. - 19с.
18. Гладилина, В.И. Факторы обеспечения успешности процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка в сфере досуга / В. И. Гладилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2007. - N4. - С. 79-81
19. Головко, Т.И. Коррекция возрастного кризиса подростков средствами народной педагогики: ретроспективный анализ / Т. И. Головко // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. - 2009. - N 3. - С. 271-274.
20. Головко, Т.И. Педагогический потенциал культурно-досуговой программы в работе с городскими подростками / Т.И. Головко // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. - 2007. - N2. - С. 99-102.
21. Денисенко, Ю.В. К вопросу о разработке модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга / Ю. В. Денисенко // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. - 2009. - N 1. - С. 120-122.
22. Ермолаева, С.А. Учет культурного архетипа и ментальности при формировании правовых и нравственных ориентаций подростков / С.А. Ермолаева // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 109-116
23. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 479 с.
24. Загоруйко, Д.Е. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства / Д.Е. Загоруйко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2008. - N 4. - С. 153-155
25.Запесоцкий А.С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодёжи/ Спб.: СПбГУП, 2009. С.250-259
26. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование: Журнал методики,теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N2. - С. 68-73
27. Искусство и художественное воспитание: сб. науч. тр. каф. искусств. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 196 с
28. Казанская В.Г. - Подросток. Трудности взросления Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е изд., доп. 2008, Питер, 288 с.
29. Коган
Л.Н. Культурная деятельность. Опыт
системного исследования/Под
30. Кон И.С. Психология юношеского возраста /Проблемы формирования личности/: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов. М.: Просвещение, 1979. С.
31. Крайг, Грэйс. Психология развития = Human Development: переводное издание / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 940 с. - (Мастера психологии)
32. Кузнецова, Т.Я. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка / Т. Я. Кузнецова // Библиотечное дело. - 2008. - N5. - С. 30-32
33. Кукушин В.С. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин, Н.А. Румега, В.И. Шатохина; ред. В.С. Кукушина. - изд. второе, перераб. и доп. - М. ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 352 с.
34. Леонтьева, Т.В. Воспитание эстетической культуры учащихся средствами народных музыкальных традиций / Т.В. Леонтьева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2009. - N 1. - С. 135-141
35. Лишин, О.В. Подросток в эпоху перемен / О.В. Лишин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 11-26.
36. Логинова, А. Программа "Нравственное развитие подростков в художественно-эстетической деятельности" / А. Логинова // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. - 2009. - N 3. - С. 70-73.
37. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. - Казань, 1995. –
С. 21.
38. Маланцева, О. Стратегии работы с детьми улиц: зарубежный опыт / О. Маланцева // Социальная педагогика. - 2009. - № 5. - C. 61-64.
39. Манолова, О.Н. Среда как психологический ресурс подростка / О. Н. Манолова // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 116-123.
40. Маслюк, О.Н. Технология вовлечения подростков в социально значимую деятельность / О.Н. Маслюк // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 99-109.
41.Медушевский, В. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / В. Медушевский // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. - 2009. - N 1. - С. 50-52.
42. Михалкович Н.В. Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ред. Н.В. Михалкович. - Минск: Тесей, 2006. - 399 с.
43. Мудрик,
Анатолий Викторович Основы
44. Нестеренко, А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие / А. В. Нестеренко. - М.: МГУКИ, 2008. - 209 с.
45. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т. Г. Никуленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 382 с.
46. Ноготкова,
М.П. Социализация детей в
47. Овсепян, М. Любимое место - комната сказок: формирование информационно-грамотной и духовно богатой личности / М. Овсепян // Библиотечное дело. - 2008. - N3. - С. 27-28.
48. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999,с.423.
49. Павлова,
Е.Д. Искусство как средство
эстетического воспитания и
50. Плугина, Н.А. Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума: автореферат дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01 / Н.А. Плугина. - Краснодар: КГУКИ, 2005. - 22 с.
51. Праздникова Г.З. Педагогические идеи Д.С. Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков / Г.З. Праздникова // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2010. - №3. - С. 28-34.
52. Реан А.А. Психология подростка: учеб. / ред. А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с.
53. Розин В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения / В.М. Розин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 49-57.
54. Романова, С.А. Из опыта работы с несовершеннолетними правонарушителями: анализ социально-культурных проблем / С.А. Романова // Дом культуры: Журнал для работников домов культуры, клубов и центров детского творчества. - 2009. - N 2. - С. 18-23.
Информация о работе Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков