Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

хороший диплом.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     Результативность  процесса формирования нравственно-эстетической культуры подростков зависит от выполнения ряда, требований:

     1. Учета возрастных особенностей  подростков, определяющих характер  их досуговых запросов и предпочтений  в рамках подростковой субкультуры.

     2. Использования эффективных приемов,  форм и методов, при организации  процесса формирования умений  и навыков самоорганизации досуга  подростков.

     3. Опоры на общепедагогические  и специфические условия формирования  досуговой культуры подростков  в процессе коллективной творческой деятельности.

     4. Организации системы формирования  умений и навыков самоорганизации  досуга подростков.

     Учреждения  культуры и образования являются важнейшим звеном в воспитании чувств и требований подрастающего поколения. В лицее №121 была выявлена проблема минимального использования средств культурно-досуговой деятельности, которая может предоставить подросткам необходимые возможности для физического, психического и нравственного совершенствования. Раскрыта возможность формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами и формами культурно-досуговой деятельности: дискуссионными, игровыми, театрализованными, праздничными. При этом отмечено, что средства не должны существовать отдельно друг от друга, их работа идет на определенный результат, значит, они должны быть систематизированы в программу.

     В рамках реализации программы разработан сценарий театрализованной развлекательно-игровой  программы «Вселенная» [Прил. 3]. Проведение мероприятия способствовало сплочению старшеклассников в решении проблемы организации свободного времени, вызвало у них интерес к проблеме этического поведения, экологической культуры, а также к культуре речи.

     Подводя итог, можно констатировать, что  задачи выпускной квалификационной работы выполнены: была изучена научно-методическая литература по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков, выявлены проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков, так же были определены психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.

     Гипотеза  исследования, заключающаяся в предположении, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков средствами КДД будет эффективно при соблюдении ряда условий, учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростков, а также использование средств культурно-досуговой деятельности в формировании культуры подтверждена.

     Таким образом, реализована цель выпускной  квалификационной работы: разработана  программа формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности. 

 

      Список литературы: 

1. Абраменкова,  В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В.В. Абраменкова // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 175-189.

2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие для студ. вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с

3. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учеб. пособие / Ю.П. Азаров. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т ; М.: Воронеж: МОДЭК, 2004. - 431 с.

4. Азаров, ЮП. Руководство по развитию талантов / Ю.П. Азаров. - М.: УРАО, 2003. - 152 с.

5. Белоусова,  Е. Организация нравственного  воспитания в учреждениях дополнительного  образования / Е. Белоусова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. - 2007. - N10. - С. 44-49.

6. Битянова  М.Р. Практикум по психологическим  играм с детьми и подростками  / Ред. М.Р. Битянова. - М. ; СПб. ; Нижний  Новгород: Питер, 2008. - 303 с.

7. Борев Ю.Б. Природа исскуства и специфика его воздействия на личность.Эстетическое развитие и воспитание молодёжи. –М:МГУ, 1978.-с.165.

8. Бояк, Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи: (на материалах Бурятии и Читинской области) / Т. Н. Бояк // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. - 2009. - №4. - С. 117-122.

9. Бразговка,  Л. Нравственные основы преобразования  младшим подростком собственной  жизни / Л. Бразговка // Воспитание  школьников: науч.-метод. журн. - 2009. - №2. - С. 24-26.

10. Бразговка, Л. Формирование нравственной установки младших подростков / Л. Бразговка // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2008. - №6. - С. 38-42. - Библиогр.: с. 42

11. Брижатова,  С.Б. Основное содержание технологий разработки региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг.: [монография] / С.Б. Брижатова ; АлтГАКИ. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. - 194 с

12.Брижатова,  С.Б. Особенности проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях культуры: лекции по дисц. "Технологические основы социально-культурной деятельности: методология и методика социокультурной технологии" для студентов днев. и заоч. отд-ний по спец-ти "СКД", квалиф. "Менеджер СКД" / С.Б. Брижатова; АлтГАКИ, ФХТ, кафедра СКД. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 25 с.

13. Бродская, С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Бродская. - М.: КНОРУС, 2006. - 255 с

14. Волков, Б.С. Психология подростка: учеб. пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект; М.: Гаудеамус, 2005. - 205 с.

15. Волкова,  Л.Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры / Л. Г. Волкова // Искусство и образование. - 2007. - N4. - С. 63-67.

16. Герандоков, М.Х. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие: иллюзии и реальность / М.Х. Герандоков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2007. - N4. - С. 27-30

17. Гладилина,  В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / В.И. Гладилина. - СПб.: СПбГУКИ, 2008. - 19с.

18. Гладилина,  В.И. Факторы обеспечения успешности процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка в сфере досуга / В. И. Гладилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2007. - N4. - С. 79-81

19. Головко,  Т.И. Коррекция возрастного кризиса подростков средствами народной педагогики: ретроспективный анализ / Т. И. Головко // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. - 2009. - N 3. - С. 271-274.

20. Головко,  Т.И. Педагогический потенциал культурно-досуговой программы в работе с городскими подростками / Т.И. Головко // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. - 2007. - N2. - С. 99-102.

21. Денисенко,  Ю.В. К вопросу о разработке модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга / Ю. В. Денисенко // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. - 2009. - N 1. - С. 120-122.

22. Ермолаева, С.А. Учет культурного архетипа и ментальности при формировании правовых и нравственных ориентаций подростков / С.А. Ермолаева // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 109-116

23. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 479 с.

24. Загоруйко,  Д.Е. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства / Д.Е. Загоруйко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2008. - N 4. - С. 153-155

25.Запесоцкий А.С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодёжи/ Спб.: СПбГУП, 2009. С.250-259

26. Зауторова,  Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование: Журнал методики,теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N2. - С. 68-73

27. Искусство  и художественное воспитание: сб. науч. тр. каф. искусств. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 196 с

28. Казанская  В.Г. - Подросток. Трудности взросления Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е изд., доп. 2008, Питер, 288 с.

29. Коган  Л.Н. Культурная деятельность. Опыт  системного исследования/Под ред.  Л.Н. Когана./- М.: Наука, 1981.- 238 с.

30. Кон  И.С. Психология юношеского возраста /Проблемы формирования личности/: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов. М.: Просвещение, 1979. С.

31. Крайг,  Грэйс. Психология развития = Human Development: переводное издание / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 940 с. - (Мастера психологии)

32. Кузнецова,  Т.Я. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка / Т. Я. Кузнецова // Библиотечное дело. - 2008. - N5. - С. 30-32

33. Кукушин  В.С. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин, Н.А. Румега, В.И. Шатохина; ред. В.С. Кукушина. - изд. второе, перераб. и доп. - М. ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 352 с.

34. Леонтьева,  Т.В. Воспитание эстетической культуры учащихся средствами народных музыкальных традиций / Т.В. Леонтьева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2009. - N 1. - С. 135-141

35. Лишин,  О.В. Подросток в эпоху перемен / О.В. Лишин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 11-26.

36. Логинова, А. Программа "Нравственное развитие подростков в художественно-эстетической деятельности" / А. Логинова // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. - 2009. - N 3. - С. 70-73.

37. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. - Казань, 1995. –

С. 21.

38. Маланцева,  О. Стратегии работы с детьми  улиц: зарубежный опыт / О. Маланцева  // Социальная педагогика. - 2009. - №  5. - C. 61-64.

39. Манолова, О.Н. Среда как психологический ресурс подростка / О. Н. Манолова // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 116-123.

40. Маслюк, О.Н. Технология вовлечения подростков в социально значимую деятельность / О.Н. Маслюк // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 99-109.

41.Медушевский,  В. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / В. Медушевский // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. - 2009. - N 1. - С. 50-52.

42. Михалкович  Н.В. Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ред. Н.В. Михалкович. - Минск: Тесей, 2006. - 399 с.

43. Мудрик, Анатолий Викторович Основы социальной  педагогики [Текст]: учебник для студентов  образоват. учреждений сред. проф. образования/ А.В. Мудрик.--М.: ACADEMIA, 2006.-- 205 с.

44. Нестеренко, А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие / А. В. Нестеренко. - М.: МГУКИ, 2008. - 209 с.

45. Никуленко,  Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т. Г. Никуленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 382 с.

46. Ноготкова,  М.П. Социализация детей в условиях современной России / М.П. Ноготкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2008. - N 5. - С. 186-189.

47. Овсепян,  М. Любимое место - комната сказок: формирование информационно-грамотной и духовно богатой личности / М. Овсепян // Библиотечное дело. - 2008. - N3. - С. 27-28.

48. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999,с.423.

49. Павлова,  Е.Д. Искусство как средство  эстетического воспитания и формирования  художественного сознания учащихся / Е.Д. Павлова // Искусство и образование: Журнал методики,теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2007. - N5. - С. 52-60.

50. Плугина,  Н.А. Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума: автореферат дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01 / Н.А. Плугина. - Краснодар: КГУКИ, 2005. - 22 с.

51. Праздникова  Г.З. Педагогические идеи Д.С. Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков / Г.З. Праздникова // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2010. - №3. - С. 28-34.

52. Реан  А.А. Психология подростка: учеб. / ред. А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с.

53. Розин  В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения / В.М. Розин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 49-57.

54. Романова, С.А. Из опыта работы с несовершеннолетними правонарушителями: анализ социально-культурных проблем / С.А. Романова // Дом культуры: Журнал для работников домов культуры, клубов и центров детского творчества. - 2009. - N 2. - С. 18-23.

Информация о работе Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков