Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

хороший диплом.doc

— 382.00 Кб (Скачать)
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы «Вселенная» 

     Культурно-досуговая деятельность должна обеспечивать восстановление физических, психических и интеллектуальных сил человека, а также удовлетворять потребности подростков, обеспечивать свободу личности в сфере свободного времени. Развлекательно-игровые формы оказывают значительное воздействие на подростка: формируют его мировоззрение, расширяют кругозор, эрудицию, знания, воспитывают активную жизненную позицию, способствуют воспитанию оптимистического мировоззрения, хорошего эстетического мироощущения, вкуса, культуры общения.

     Форма: театрализованная развлекательно-игровая программа

     Театрализованная  развлекательно-игровая программа  «Вселенная» была проведена 21 мая 2010 года в МОУ лицее №121 г. Барнаула.

     Организационной целью программы является вовлечение подростков в культурно-досуговую деятельность.

     Педагогическая  цель программы – развитие активной гражданской позиции, формирование позитивного отношения к жизни и здоровью, патриотических чувств и любви к родной истории.

     Задачами  программы является:

     - Создание условий для самореализации  подростков;

     - Стимулирование мотивации к получению  знаний;

     - Развитие навыков командной работы;

     - Организация различных форм демонстрации  результатов, полученных в ходе программы;

     - Создание праздничной атмосферы  среди учащихся.

     Субъект воздействия- педагоги лицея №121.

     Объект - учащиеся 9,10, 11-х классов.

     Место проведения- актовый зал МОУ лицея №121

     Организация мероприятия проходила в три  этапа:

     1 этап - подготовительный: разработка идеи, постановка цели и задач. Отбор игрового материала, а так же написание сценарного плана [Прил.3]и утверждение его руководителем учреждения.

     2 этап - организационный: создание орг. комитета, утверждение его деятельности; организация команд-участников, отбор ведущих, разъяснение задач предстоящего мероприятия участниками художественно-творческого процесса; репетиции, составление муз. партитуры и медиа-материала; подбор реквизита и костюмов; подготовка наградного материала.

     3 этап – заключительный: проведение театрализованной развлекательно-игровой программы «Вселенная». Анализ проведенного мероприятия.  

     Оргкомитет

Название отдела, обязанности члена оргкомитета ФИО Занимаемая  должность
1 Председатель Стрельникова

Ольга Сергеевна

Студентка АлтГАКИ
2 зам. председателя Караваева

Светлана Николаевна

Старшая вожатая
3 Организационно-методический отдел Багаева

Елена Валентиновна

Библиотекарь, инициативная группа учащихся
4 Сценарно-режиссерский (постановочный) отдел Стрельникова

Ольга Сергеевна 

Инициативная  группа
5 Отдел наглядно-вещественного  оформления и костюмов Табакаева

Татьяна Геннадьевна

Стрельникова 

Ольга Сергеевна

Зам. директора  по воспитательной работе.
6 Затейно - игровой  отдел (спортивные игры) Кильмяшкин 

Валерий Геннадьевич,

Семенченко 

Алексей Валерьевич,

Крюков 

Иван Николаевич

Учителя физкультуры
7 Отдел искусства Заклюков 

Дмитрий Евгеньевич

Руководитель  музыкальной студии «Гармония»
8 Технический отдел Халин

Виктор Витальевич

Учитель труда
 

     Сценарно-режиссерское решение

     Сценарно-режиссерский ход: игра-путешествие

     Участникам  необходимо приземлиться на каждой из 6 планет и выполнить задание предложенное жителями этих планет.

     Композиционное  построение

Экспозиция Выступление танцевального  коллектива «Смайл»
Завязка Знакомство  с планетами
Основное  действие Конкурсно-игровая  программа
Кульминация Награждение
Финал Финальная песня
 

     Вид монтажа:

     - последовательный монтаж

     Средства  идейно-эмоциональной выразительности:

     -свет;

     -музыка;

     -технические  средства – медиа-материал;

     -наглядные  - плакаты, тематическое оформление  зала, костюмы;

     Методы:

     1. Метод театрализации позволит  подросткам погрузиться в атмосферу  космоса.

     2. Игровой метод привлечет подростков  к участию в конкурсах и  играх.

     3. Метод иллюстрации.

     Способ  активизации зала: игра

     Все мероприятие было выстроено в  едином темпо-ритме, яркий эмоциональный настрой создавался настроем самих участников и исполнителей представления.

     Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и самодеятельности масс участников, как в моменте подготовки, так и при проведении творческого мероприятия. Игра служит удовлетворением потребностей в отдыхе. Играя, своеобразным образом подросток тренируется, обучается. Игра удовлетворяет потребность в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

       Таким образом, в игре формируются все стороны личности подростка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью школьников.

     Критерии  оценки результатов

     Эффективность программы оценивается через  создание, во-первых, конкретной продукции (фото, стихи, песни, медиа-материал), во-вторых, улучшение психофизического состояния подростков, которое можно отследить через художественную продукцию (фотоальбом, стенгазета, воспоминания), созданную самими участниками мероприятия.

     Руководителями  учреждения, по окончанию программы, были оценены достижения поставленных задач и намеченных результатов. Программа рекомендована на проведение в следующем году. 

     Выводы  по 2 главе 

     Анализ  реализации программы дает основание  сделать вывод, что в данной программе  правильно поставлены цели, точно  определены объект и субъект воздействия. Программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности в целом внедрена, мероприятия проводятся на должном уровне, подростки активно участвуют в предложенных мероприятиях, проявляют инициативу и заинтересованность. Праздники, ток-шоу, развлекательно-игровые программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у подростков.

     Таким образом, предположение о том, что  формирование нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:

     - учитываются психофизиологические особенности и состояние здоровья современных подростков;

     - разработана и реализована программа по формированию нравственно-эстетической культуры;

     - при условии направленного комплексного использования рационально-познавательных, эмоционально-зрелищных, познавательно-поведенческих, игровых технологий.

     Организаторы мероприятий программы признают, что следует проводить работу с подростками целенаправленно, давая им возможность творческого самовыражения, привлекая к здоровому образу жизни, воспитанию в себе нравственных и эстетических основ.

     При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:

  • увеличение подростков, занимающих активную позицию по формированию своего здорового образа жизни;
  • подъем активности и целеустремленности;
  • тенденцию увеличения культуры речи у подростков;
  • значительное уменьшение подростков, зависящих от табака, алкоголя и наркотиков.

     В ходе внедрения программы школьники  стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать  в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Повысился интерес  к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности. Таким образом, наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-эстетической культуре подростков. 

 

      Заключение 

     В выпускной квалификационной работе даны характеристики психофизиологических особенностей и состояния здоровья современных подростков. Выяснено, что отрочество -период «крайностей», попыток через все пройти, быть как все. Выявлены проблемы формирования нравственно-эстетической культуры учащихся, здорового образа жизни - отсутствие культуры в обществе и мотивации у самих подростков. Рассмотрены средства культурно-досуговой деятельности в воспитательном процессе подростков. Проанализирована научная, методическая литература и материалы периодических изданий по проблеме исследования.

     Для анализа социо-культурных потребностей подростков была изучена социальная ситуация в среде старшеклассников, что способствовало выявлению проблем, возникающих у старшеклассников и позволило представить реальную картину сложившейся ситуации, когда есть угроза возникновения кризисной ситуации по организации свободного времени в подростковой среде.

     Изучив  особенности подросткового возраста, важно отметить, что это период когда происходит самоутверждение  и самоопределение личности ребенка  и немаловажная роль в этом процессе отводится школе. Учитель для подростка должен стать своего рода психологом-консультантом, к которому ребенок может обратиться за советом в определенной трудной для него ситуации. При работе с подростками важно помнить, что в этом возрасте складываются определенные стереотипы поведения, ребенок пытается найти своего героя и подражать ему во всем. Поэтому важно, чтобы образцы для подражания были достойными, связанные с осознанием ценности свободного времени для самого школьника и его ближайшего окружения.

Информация о работе Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков