Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, дипломная работа
Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
2.3
Анализ театрализованной развлекательно-игровой
программы «Вселенная»
Культурно-досуговая деятельность должна обеспечивать восстановление физических, психических и интеллектуальных сил человека, а также удовлетворять потребности подростков, обеспечивать свободу личности в сфере свободного времени. Развлекательно-игровые формы оказывают значительное воздействие на подростка: формируют его мировоззрение, расширяют кругозор, эрудицию, знания, воспитывают активную жизненную позицию, способствуют воспитанию оптимистического мировоззрения, хорошего эстетического мироощущения, вкуса, культуры общения.
Форма: театрализованная развлекательно-игровая программа
Театрализованная
развлекательно-игровая
Организационной целью программы является вовлечение подростков в культурно-досуговую деятельность.
Педагогическая цель программы – развитие активной гражданской позиции, формирование позитивного отношения к жизни и здоровью, патриотических чувств и любви к родной истории.
Задачами программы является:
-
Создание условий для
-
Стимулирование мотивации к
- Развитие навыков командной работы;
-
Организация различных форм
-
Создание праздничной
Субъект воздействия- педагоги лицея №121.
Объект - учащиеся 9,10, 11-х классов.
Место проведения- актовый зал МОУ лицея №121
Организация мероприятия проходила в три этапа:
1 этап - подготовительный: разработка идеи, постановка цели и задач. Отбор игрового материала, а так же написание сценарного плана [Прил.3]и утверждение его руководителем учреждения.
2 этап - организационный: создание орг. комитета, утверждение его деятельности; организация команд-участников, отбор ведущих, разъяснение задач предстоящего мероприятия участниками художественно-творческого процесса; репетиции, составление муз. партитуры и медиа-материала; подбор реквизита и костюмов; подготовка наградного материала.
3
этап – заключительный: проведение театрализованной
развлекательно-игровой программы «Вселенная».
Анализ проведенного мероприятия.
Оргкомитет
№ | Название отдела, обязанности члена оргкомитета | ФИО | Занимаемая должность |
1 | Председатель | Стрельникова
Ольга Сергеевна |
Студентка АлтГАКИ |
2 | зам. председателя | Караваева
Светлана Николаевна |
Старшая вожатая |
3 | Организационно-методический отдел | Багаева
Елена Валентиновна |
Библиотекарь, инициативная группа учащихся |
4 | Сценарно-режиссерский (постановочный) отдел | Стрельникова
Ольга Сергеевна |
Инициативная группа |
5 | Отдел наглядно-вещественного оформления и костюмов | Табакаева
Татьяна Геннадьевна Стрельникова Ольга Сергеевна |
Зам. директора по воспитательной работе. |
6 | Затейно - игровой отдел (спортивные игры) | Кильмяшкин
Валерий Геннадьевич, Семенченко Алексей Валерьевич, Крюков Иван Николаевич |
Учителя физкультуры |
7 | Отдел искусства | Заклюков
Дмитрий Евгеньевич |
Руководитель музыкальной студии «Гармония» |
8 | Технический отдел | Халин
Виктор Витальевич |
Учитель труда |
Сценарно-режиссерское решение
Сценарно-режиссерский ход: игра-путешествие
Участникам
необходимо приземлиться на каждой из
6 планет и выполнить задание
Композиционное построение
Экспозиция | Выступление танцевального коллектива «Смайл» |
Завязка | Знакомство с планетами |
Основное действие | Конкурсно-игровая программа |
Кульминация | Награждение |
Финал | Финальная песня |
Вид монтажа:
- последовательный монтаж
Средства
идейно-эмоциональной
-свет;
-музыка;
-технические средства – медиа-материал;
-наглядные
- плакаты, тематическое
Методы:
1.
Метод театрализации позволит
подросткам погрузиться в
2.
Игровой метод привлечет
3. Метод иллюстрации.
Способ активизации зала: игра
Все мероприятие было выстроено в едином темпо-ритме, яркий эмоциональный настрой создавался настроем самих участников и исполнителей представления.
Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и самодеятельности масс участников, как в моменте подготовки, так и при проведении творческого мероприятия. Игра служит удовлетворением потребностей в отдыхе. Играя, своеобразным образом подросток тренируется, обучается. Игра удовлетворяет потребность в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Таким образом, в игре формируются все стороны личности подростка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью школьников.
Критерии оценки результатов
Эффективность программы оценивается через создание, во-первых, конкретной продукции (фото, стихи, песни, медиа-материал), во-вторых, улучшение психофизического состояния подростков, которое можно отследить через художественную продукцию (фотоальбом, стенгазета, воспоминания), созданную самими участниками мероприятия.
Руководителями
учреждения, по окончанию программы, были
оценены достижения поставленных задач
и намеченных результатов. Программа рекомендована
на проведение в следующем году.
Выводы
по 2 главе
Анализ реализации программы дает основание сделать вывод, что в данной программе правильно поставлены цели, точно определены объект и субъект воздействия. Программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности в целом внедрена, мероприятия проводятся на должном уровне, подростки активно участвуют в предложенных мероприятиях, проявляют инициативу и заинтересованность. Праздники, ток-шоу, развлекательно-игровые программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у подростков.
Таким образом, предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:
- учитываются психофизиологические особенности и состояние здоровья современных подростков;
- разработана и реализована программа по формированию нравственно-эстетической культуры;
- при условии направленного комплексного использования рационально-познавательных, эмоционально-зрелищных, познавательно-поведенческих, игровых технологий.
Организаторы мероприятий программы признают, что следует проводить работу с подростками целенаправленно, давая им возможность творческого самовыражения, привлекая к здоровому образу жизни, воспитанию в себе нравственных и эстетических основ.
При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:
В
ходе внедрения программы школьники
стали чаще посещать соревнования,
спортивные праздники, участвовать
в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях
вне школы. Повысился интерес
к спортивно-игровым
Заключение
В выпускной квалификационной работе даны характеристики психофизиологических особенностей и состояния здоровья современных подростков. Выяснено, что отрочество -период «крайностей», попыток через все пройти, быть как все. Выявлены проблемы формирования нравственно-эстетической культуры учащихся, здорового образа жизни - отсутствие культуры в обществе и мотивации у самих подростков. Рассмотрены средства культурно-досуговой деятельности в воспитательном процессе подростков. Проанализирована научная, методическая литература и материалы периодических изданий по проблеме исследования.
Для анализа социо-культурных потребностей подростков была изучена социальная ситуация в среде старшеклассников, что способствовало выявлению проблем, возникающих у старшеклассников и позволило представить реальную картину сложившейся ситуации, когда есть угроза возникновения кризисной ситуации по организации свободного времени в подростковой среде.
Изучив
особенности подросткового
Информация о работе Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков