Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

хороший диплом.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     Формирование  Секторов:

     1. В каждом классном коллективе (с 5-го по 11-й класс) учащиеся делятся на группы – Сектора по направлениям деятельности: образование, культура и досуг, спорт, информация, порядок и труд, финансы.

     2. В каждом Секторе выбирается  руководитель, который делегируется  в состав школьного парламента (таким образом, в школьном парламенте присутствует представитель каждого класса).

     3. Ежемесячно на заседании Совета  Секторов представители классов  отчитываются о своей деятельности. Президент, в свою очередь,  отчитывается о работе перед парламентёрами и Секторами.

     Сектор  «Образование» следит за выпуском листов успеваемости по классам, проводит рейды по проверке готовности учащихся к учебным занятиям.

     Сектор  «Информационный» регулярно выпускает  информационные листы с сообщением о текущих и будущих мероприятиях, поздравляет победителей соревнований и конкурсов, организует участие в городских, школьных конкурсах плакатов и рисунков, выпускает школьную газету «Поколение Next».

     Сектор  «Финансов» разрабатывает смету на календарные праздники, а так же на поздравление именинников. Тесно взаимодействует с Сектором «Культуры и досуга», занимающимся разработкой и проведением классных и школьных мероприятий.

     Сектор  «Физической культуры и спорта»  занимается организацией спортивных праздников, сбором команд на соревнования, осуществляют контроль над состоянием спортивного инвентаря.

     Сектор  «Порядка и труда» организует рейды  «Чистый лицей», утверждает график дежурства учащихся.

     Таким образом, Школьный парламент координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу, а именно:

     - организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину  и порядок в школе;

     - организует выпуск стенной газеты  и участвует в выпуске молодёжной  печатной газеты;

     - обсуждает и утверждает планы  подготовки важнейших мероприятий;

     - решает вопросы поощрения и  наказания, принимает решения  об ответственности учащихся  в соответствии со своими полномочиями;

     - организует соревнование между  классами;

     - заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

     В конце каждого месяца и учебного года подводятся итоги участия классов  в данном проекте.

     Участвуя  в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд  привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

     Данная  модель самоуправления в лицее действует  третий год. Для того чтобы она  стала функционировать и была понятна и интересна учащимся, учителями лицея было проведено ряд мероприятий обучающего характера для актива школы.

     Штат  квалифицированных преподавателей лицея составляет 60 человек.90% педагогов  имеют высшее профессиональное образование, а также свидетельства о повышении  квалификации. Ежегодно учителя лицея участвуют в конкурсе на звание «Лучшего учителя года», в 2010 приняли участие в районном конкурсе «Мой классный - самый классный». Педагоги активно сотрудничают со Школьным парламентом, считая своей задачей не только дать знание ученику, но и вовлечь его в сферу чувств вызывающее действие.

     В 2010 году в лицее автором выпускной квалификационной работы и заместителем директора по воспитательной работе, было проведено социологическое исследование, на тему «Уровень нравственно-эстетической культуры» среди подростков. В анкетировании участвовали подростки 9-11 классов лицея № 121. Результаты социологического исследования показали, что в настоящее время у подростков лицея № 121 существует проблема низкого уровня как нравственной [Прил. 1], так и эстетической культуры [Прил. 2].

     В таблице № 1 приведена диагностика  отношения подростков к нравственным качествам, в таблице № 2результаты анкетирования по диагностики уровня эстетической культуры подростков. 

 

      Таблица №1

Класс Высокий уровень (в %) Средний уровень (в %) Ниже среднего уровня (в %) Низкий уровень (в %)
9-е  классы 10% 49% 16% 25%
10-е  классы 17% 33% 18%; 32%;
11-е  классы 13% 29% 24% 34%
 

     Таблица №2

Класс Высокий уровень  эстетической культуры (в %) Средний уровень  эстетической культуры (в %) Низкий уровень эстетической культуры (в %)
9-классы 17% 56% 27%
10-классы 47% 38% 15%
11 классы 53% 44% 3%
 

     По  приведенным данным можно констатировать, что проводимые программы в лицее, по формированию нравственно-эстетической культуры, имеют невысокую эффективность.

     В связи с этим на базе лицея №121 была разработана комплексная программа  по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой  деятельности, включающая в себе комплекс мероприятий, взаимосвязанных по исполнителям, ресурсам, месту и времени, направленных на решение проблем культуры [11, с.18]. Рассмотрим программу подробнее в §2.2. 

     2.2 Разработка программы формирования  нравственно-эстетической культуры  подростков средствами культурно-досуговой  деятельности «В мире гармонии» 

     В процессе досуга подростку проще  формировать уважительное отношение  к себе, преодолевая личные недостатки посредством культурно-досуговой  активности. Посредством культурно-досуговой  деятельности они более открыты  для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение с помощью культурно-досуговой программы.

     Организационной целью программы является вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные коллективы художественного и социального творчества, а так же формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

     Главной педагогической целью следует считать гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности, а так же освоение культуры речи и адаптация к социуму и культуре.

     По  мере реализации программы наметилась положительная динамика изменений в состоянии духовно-нравственного развития обучающихся. Данные анкетирования, проведенные специалистами по воспитательной работе в конце учебного года,свидетельствуют, что 87% подростков стали задумываться о своем поведении в общественных местах, 59% респондентов понимают значение здорового образа жизни и необходимости его формирования, 8% - планируют бросить курить, 63%- решили увеличить количество посещений культурно-досуговых центров.

     Паспорт программы

     Наименование  программы: «В мире гармонии»

     Заказчик  программы: администрация МОУ лицея  №121 г. Барнаула

     Цель  программы: формирование нравственных, ценностных ориентаций подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

     Задачи:

      -Создание условий для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений подростка;

       -Обогащение подростков определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками;

     -Повышение художественно-эстетической культуры, развитие самодеятельности и инициативы;

       -Формирование эстетического отношения к действительности.

     Основные  направления программы:

     -Анализ  сложившейся современной ситуации  в школе, нравственно-эстетического  уровня культуры подростков, выявление  отношения подростка к себе и сверстникам;

     -Обеспечение  занятости досуга подростков, проведение  конкурсных, игровых и развлекательных  программ;

     -Формирование  здорового образа жизни;

     -Создание  условий для самореализации подростков;

     -Формирование  эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка;

     -Овладение  знаниями о нормах этикета;

     -Формирование  бережного отношения к природе.

     Сроки реализации: 2009 - 2010г.

     Предполагаемые  результаты:

     -личностное  развитие учащихся;

     -повышение  нравственно-эстетической культуры подростков (формирование системы нравственно-эстетических представлений, взглядов, убеждений, критерий общечеловеческих ценностей);

     -активное  включение подростков в разные  формы культурно-досуговой деятельности;

     -духовное  обогащение подростков;

     -сформированное  эстетическое отношение к действительности.

     Система организации контроля над исполнением  программы:

     Ежемесячно исполнители программы представляют отчёт о проделанной работе, о возникших проблемах и методах их решения.

     Методы  реализации программы:

     - изучение культурно-досуговых интересов  и потребностей подростков;

     - создание реальной возможности  для проявления инициативы и  самодеятельности, культурно-досуговой  активности учащихся;

     - преемственность и согласованность  действий в процессе реализации программы;

     - контроль за осуществлением деятельности;

     - оперативная и объективная информация  о каждом этапе деятельности.

     Оценка  эффективности программы

     §     Максимальное количество привлечённых в программу подростков

     §     Решение поставленных задач

     §     Информационное сообщение о внедрении программы среди школ города Барнаула

     Программа рассчитана на учебный год и состоит  из трёх этапов: подготовительный, организационный  и заключительный.

     Занятия разделены на 8 блоков и рассчитаны на 1 час, один раз в неделю. 

     План-график реализации программы «В мире гармонии»

     
нн/п

Название мероприятия Форма проведения Время проведения Место проведения  
Ответственные
Цель мероприятия
 
11.
 
«Энтузиасты -вперёд!»
 
выездные  подростковые трудовые, экологические отряды
 
5 сентября
 
Лесополосы  города Барнаула, берег реки Обь
 
Классные  руководители, зам.директора по воспитательной работе, Сектор «Порядка и труда»
 
Обеспечение занятости досуга подростков
22. «Опрсник Томаса» проведение  психодиагностических исследований с целью выявления способов реагирования подростков на конфликтные ситуации 11 сентября лицей №121 Социальный  педагог, школьный психолог Анализирование  сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения  подростка к себе и сверстникам
 
  3.
«Определение типа личности» разработка  индивидуального подхода 18 сентября лицей №121 Социальный  педагог,

школьный психолог

Анализирование  сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам
 4. «Мои минусы и плюсы» беседа  2 октября лицей №121 Социальный  педагог,

школьный психолог

Анализирование  сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам
5. «Помощь» взаимодействие со службой соц. защиты, для выявления

«трудных» подростков

9 октября лицей №121 оциальный педагог, зам. директора по воспитательной работе Анализирование  сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам
 6. «Многообразие потреб-ностей и способы их удовлетво-рения» дискуссия 16 октября лицей №121 Классные руководители Обеспечение занятости  досуга подростков
 
  7.
«Я –

культурный человек»

организация агитбригады 23 октября лицей №121 Сектор «Культуры и досуга», ст. вожатая Обеспечение занятости  досуга подростков
 
  8.
«Вместе с чемпионами!» организация встреч подростков с выдающимися спортсменами 30 октября лицей №121,

школа Олимпийского резерва

Сектор «Физической  культуры и спорта»,

учителя физ-ры

 
Формирование  здорового образа жизни
 
  9.
«Наше здоровье!» создание буклетов, пропагандирующих здоровый образ жизни 2 ноября лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители Формирование  здорового образа жизни 
 
110.
«Спорт- это  жизнь» привлечение подростков к участию в спартакиадах, проводимых крупными предприятиями района 14 ноября манежи, спортивные залы г. Барнаула Сектор «Физической  культуры и спорта», учителя физ-ры, классные руководители Формирование  здорового образа жизни
 
111.
«Антидурь» показ видеосюжетов об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения для жизни и здоровья 20 ноября лицей №121 Преподаватели ОБЖ,

классные руководители, зам.директора по воспитательной работе

Формирование  здорового образа жизни
 
112.
«Интерес» организация групповой  социально-педагогической работы: тренировка социальных и жизненно-важных навыков, ролевые игры, коллективные творческие дела, дискуссии, элементы арт-, игро- и сказкотерапии 27 ноября лицей №121 Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог Создание условий  для самореализации
 
113.
«Самоуправление» создание школы  организаторской деятельности, педагогического отряда, отряда волонтерского движения 4 декабря лицей №121 Зам. директора  по воспитательной работе, старшая вожатая Создание условий для самореализации
 
114.
«Лидер 2010» проведение  социально-психологических тренингов с целью выявления и развития организаторских, лидерских и творческих способностей подростков 11 декабря лицей №121 Зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая, школьный психолог Формирование  эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
 
115.
«Патриот», «Я –  гражданин России» проведение  круглого стола, ток-шоу 18 декабря лицей №121 Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая Формирование  эмоциионально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
 
116.
«Рука помощи» помощь пожилым  людям, ветеранам 25 декабря лицей №121 Старшая вожатая, Сектор «Порядка и труда» Формирование  эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
 
117.
«Дни Радуги» участие в проведении праздничных мероприятий в домах-интернатах для пожилых и инвалидов 29 декабря Дома ветеранов, военный госпиталь Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Формирование  эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
 
118.
«Мы-семья» семейный интеллектуальный конкурс 15 января лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
 
119.
«Бард» концерт бардовской песни 22 января лицей №121 Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая Музыкально-эстетическое воспитание личности
220. «Музыка души» выезд в филармонию 29 января Концертный  зал филармонии  
Сектор «Финансов», классные руководители, старшая

вожатая

Музыкально-эстетическое воспитание личности
 
221.
«Мелодия войны» конкурс творческих работ 5 февраля лицей №121 Сектор «Информационный»,преподаватели Изо, старшая вожатая  
Музыкально-эстетическое воспитание личности
 
222.
«Какая встреча!» встреча с известными авторами-исполнителями города 12 февраля музыкальные школы, колледжи Преподаватели музыки, зам. директора по воспитательной работе Музыкально-эстетическое воспитание личности
 
223.
«Рыцарский  турнир» конкурсная  программа 19 февраля лицей №121 Старшая

вожатая

Обеспечение занятости  досуга подростков
 
224.
«Я в театре»  лекция 26 февраля лицей №121 Классные руководители Формирование  знания о нормах этикета
225. «За столом» беседа-чаепитие 26 февраля лицей №121 Классные руководители Формирование знания о нормах этикета
 
226.
«Что такое  хорошо, а что такое плохо» конкурс миниатюр 5 марта лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, ст. вожатая Формирование знания о нормах этикета
 
227.
 «Леди и  джентльмены конкурсная  программа 12 марта лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Формирование знания о нормах этикета
 
228.
«Дикие питомцы»  выезд в зоопарк 19 марта зоопарк Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе Формирование бережного отношения к природе
 
229.
 
«Мой  домашний любимец»
 
тренинг по актерскому мастерству
 
26 марта
 
лицей №121
Педагог по актёрскому мастерству, зам. директора по воспитательной работе Формирование бережного отношения к природе
 
330.
 «Наш город чист» проведение  социальной рекламы,

изготовление  буклетов

9 апреля лицей №121 Сектор «Информационный»,Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая Формирование  бережного отношения к природе
 
331.
«Люби природу» работа агитбригады  16 апреля лицей №121 Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая Формирование  бережного отношения к природе
332. «Люби природу» работа выездных подростковых трудовых, экологических отрядов   24 апреля лесополосы  города Барнаула, берег реки Обь, скверы и парки Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители Формирование  бережного отношения к природе
 
333.
 «Люби природу»  высадка деревьев и цветов  
1 мая
микрорайон  «Сиреневый»

 г. Барнаула, школьный двор лицея №121

Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители Формирование  бережного отношения к природе
 
334.
 «Мелодия войны»  лекция-концерт 7 мая лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Формирование  эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
 
335.
  «Я узнал»  театрализованные тестовые занятия   14 мая лицей №121 зам. директора  по воспитательной работе, старшая вожатая, школьный психолог Анализ эффективности мероприятий
 
336.
 «Вселенная» театрализованная развлекательно-игровая программа 21 мая лицей №121 зам. директора  по воспитательной работе, старшая вожатая, Сектор «Культуры и досуга» Создание праздничной  атмосферы

Информация о работе Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков