Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективность коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Задачи исследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:
1. Теоретически обосновать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.
2. Выявить уровень развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.
3. Разработать и внедрить мероприятия коллективной творческой деятельности, направленные на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.1 Значение обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.2 Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.3 Задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
Глава 2 1.4 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.1 Формы организации обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.2 Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.3 Средства обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.5 Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРС ПОСЛЕДНЯЯ.docx

— 52.44 Кб (Скачать)
 
 

Наименование: Диплом Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов. Экспериментальное исследование эффективности коллективной творческой деятельности в процессе получения навыков связного повествования. 
 

Предмет: Педагогика  

Год сдачи: 2011  

Объем (страниц):  

Уникальность  по antiplagiat.ru: --  
 
 
 

Дата  публикации: 06.02.2011  
 

Описание (план):  
 
 
 
 
 

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения детей  старшего дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов

1.1 Значение  обучения детей старшего дошкольного  возраста составлению повествовательных  рассказов

1.2 Психофизиологические  особенности обучения детей старшего  дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов

1.3 Задачи  и содержание обучения детей  старшего дошкольного возраста  составлению повествовательных  рассказов

Глава 2 1.4 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

1.4.1 Формы  организации обучения детей старшего  дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов

1.4.2 Методы  и приемы обучения детей старшего  дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов

1.4.3 Средства  обучения детей старшего дошкольного  возраста составлению повествовательных  рассказов

1.5 Обучение  детей старшего дошкольного возраста  составлению повествовательных  рассказов в коллективной творческой  деятельности 

Заключение 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Развитие  связной речи является центральной  задачей речевого воспитания детей  дошкольного возраста [48]. Именно в  связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка  и речи (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

     Психологическая природа связной речи, ее механизмы  и особенности развития у детей  раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др.

     Основы  методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной [38].

     В ряде исследований доказана возможность обучения детей дошкольного возраста повествовательному рассказыванию (Т.И. Гризик, Т.А. Ладыженская, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрин) [31].

     В педагогических исследованиях Л.Г. Шадрина доказано, что связность  формируется в текстах повествовательного характера. Связность как один из самых значимых категориальных признаков  повествовательного текста характеризуется  взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры [56].

     Г.А. Золотова, Л.А. Киселев, Н.С. Поспелов, Г.Д. Чистяков определяют особое место повествовательного текста в системе языка и речи. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста повествовательного типа требует  от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать  структуру текста; соединять предложения  и части высказывания с помощью  различных типов связей и разнообразных  средств; отбирать адекватные лексические  и грамматические средства [21].

     Проблемы  обучения детей дошкольного возраста составлению повествовательных  рассказов в детском саду разрабатывались  А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриным и др.

     Психологи, исследуя понятие деятельности - подчеркивали, что условием и средством достижения деятельности является творческое созидание. Это творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении (В.В. Давыдов) [11]. Педагогический процесс, в ходе которого осуществляется обучение детей старшего дошкольного  возраста составлению повествовательных  рассказов, рассматривается как  творческое взаимодействие педагога и  ребенка.

     В дошкольных учреждениях имеется  большое разнообразие форм воспитательно-образовательной  деятельности, направленной на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных  рассказов, одной из таких форм является коллективная творческая деятельность.

     Коллективная  творческая деятельность - это уникальное и в то же время естественное социальное педагогическое явление, которое может  быть положено в основу обучения детей  старшего дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов [23].

     Методику  применения коллективных творческих дел  разработал академик РАО Иванов Игорь  Петрович, автор методики коммунарского  воспитания и коллективных творческих дел. Сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, взрослых и  детей, педагогов и дошкольников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая  свои знания, умения, навыки на общую  пользу и радость. Совместное обсуждение позволяет детям обогатить свой замысел, выбрать задание по силам, а совместное выполнение приводит к  развитию не только умения составлять повествовательный рассказ, но и умения согласованно действовать в коллективе [22].

     В научно-методической литературе недостаточно разработана методика развития повествовательной  речи у детей старшего дошкольного  возраста в коллективной творческой деятельности. Это объясняется ее сложностью и отличием от традиционных форм, методов и средств обучения составлению повествовательных  рассказов детей дошкольного  возраста.

     Решение данной проблемы составляет цель исследования - выявить эффективность коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных  рассказов.

     Объект  исследования - содержание и характер совместной деятельности педагога и  детей старшего дошкольного возраста при обучении составлению повествовательных  рассказов.

     Предмет исследования: - процесс обучения детей  старшего дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов в  коллективной творческой деятельности.

     Задачи  исследования, вытекающие из цели и  гипотезы, конкретизированы следующим  образом:

     1. Теоретически обосновать процесс  обучения детей старшего дошкольного  возраста составлению повествовательных  рассказов в коллективной творческой  деятельности.

     2. Выявить уровень развития умений  детей старшего дошкольного возраста  составлять повествовательный рассказ.

     3. Разработать и внедрить мероприятия  коллективной творческой деятельности, направленные на обучение детей  старшего дошкольного возраста  составлению повествовательных  рассказов. 
 
 

Глава 1. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

1.1 Значение обучения детей дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

     Программа детского сада ставит перед педагогом  задачу научить каждого ребенка  содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной выразительной [48]. Воспитание умственной активности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с речью  как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи - необходимого звена во всестороннем развитии личности ребенка [48].

     Об  уровне речевого развития детей старшего дошкольного возраста можно судить по тому, как ребенок умеет строить  свое высказывание. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и  на эстетическое развитие ребенка: при  пересказах, при создании своих рассказов  ребенок использует образные слова  и выражения.

     "Лингвистические  исследования показывают, что построение  цельного и связного текста  требует от ребенка овладения  ряда языковых умений: строить  повествовательное высказывание  в соответствии с темой и  основной мыслью; соблюдать структуру  текста; соединять предложения и  части высказывания с помощью  различных типов связей и разнообразных  средств; отбирать адекватные  лексические и грамматические  средства" [57, с. 230]. Связность как  один из самых значимых категориальных  признаков текста характеризуется  взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики  изложения, особой организации  языковых средств; коммуникативной  направленности; композиционной структуры. 

     "В  педагогических исследованиях Л.Г.  Шадрина доказано, что связность,  прежде всего, формируется в  текстах повествовательного характера. При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом" [21, с. 104].

     В повествовательных рассказах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а  также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В монологах из коллективного  и индивидуального опыта формируются  навыки и повествования, и описания, и рассуждения. В повествовательном  рассказывании из опыта дети старшего дошкольного возраста приучаются к  широкому речевому общению, у них  развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его  в связном повествовании. Формируется  умение четко, понятно для окружающих, образно излагать свои мысли [38]. Коллективное составление писем, как вид рассказывания  из опыта, не только развивает умение правильно составлять повествовательные  тексты, но и оказывает положительное  воспитательное воздействие [38].

     "В  исследованиях Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, Л.Г. Шадрина  доказано, что именно формирование  представлений о типах высказываний  и их структуре, о способах  связи между частями текста  лежит в основе развития связной  речи детей дошкольного возраста" [43, с. 132]. Умение рассказывать помогает  ребенку быть общительным, преодолевать  молчаливость и застенчивость,  развивает уверенность в своих  силах. Расширение обогащение  знаний, представлений ребенка должно  быть связано с развитием умения  правильно выразить их в речи [38].

     Развитие  связной речи детей включает решение  других частных задач обучения родному  языку: словарную работу, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи [38]. Дети старшего дошкольного возраста могут научиться  составлять повествовательные рассказы только путем систематического обучения, посредством постоянных упражнений [38]. 

1.2 Психофизиологические  особенности обучения  детей старшего  дошкольного возраста  составлению повествовательных  рассказов

     "В  современной научной литературе, посвященной проблемам дошкольного  возраста, содержится обширный материал  о возрастной динамике различных  психофизиологических функций. Психофизиологические  функции детей старшего дошкольного  возраста развиваются при непременном  участии речи в различных ее  проявлениях" [1, с. 98].

     Речь  не только углубляет процесс познания предметного мира, но и стимулирует  развитие самих психофизиологических механизмов. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и  благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), необходимостью общения и общей  жизнедеятельности ребенка [38].

Информация о работе Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.