Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективность коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Задачи исследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:
1. Теоретически обосновать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.
2. Выявить уровень развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.
3. Разработать и внедрить мероприятия коллективной творческой деятельности, направленные на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.1 Значение обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.2 Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.3 Задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
Глава 2 1.4 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.1 Формы организации обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.2 Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.3 Средства обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.5 Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРС ПОСЛЕДНЯЯ.docx

— 52.44 Кб (Скачать)

     В обучении детей повествовательным  рассказам из опыта широко распространенным приемом является речевой образец [47]. Он позволяет показать детям, как  с помощью слова можно передать другим то, что они не видели, поделиться своими впечатлениями, наблюдениями. Рассказ  воспитателя о случае из его жизни  является одним из простейших и ценных видов применения образца рассказа из личного опыта. Как разновидность  образца рассказа используется частичный  образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении  умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого  выполнения задания [47].

     В процессе обучения составлению повествовательных  рассказов используются и словесные  методы: рассказ, беседа, объяснение, речевой  образец, прослушивание детьми своих  рассказов, записанных на магнитофон, чтение педагогом и приемы: вспомогательные  вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов [56].

     Для развития большей целенаправленности мысли и речи, их полноты и временной  последовательности большую роль играют вспомогательные вопросы. К ним  воспитатель может прибегнуть для  того, чтобы возвратить отвлекающегося ребенка к предмету рассказа, помочь ему последовательно изложить, повысить интерес к описываемому явлению [19].

     В повествовательном рассказывании  план в виде вопросов оказывает существенное влияние на последовательность и  подробность изложения событий. Он указывает ребенку, о чем он будет рассказывать раньше, о чем  позже. "План (термин "план" не употребляется) рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвленным дополнительными  цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих)" [60, с. 208]. Используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

     "Для  обучения составлению повествовательных  рассказов используются приемы  совместного рассказывания, анализ  образца. Совместное рассказывание  - представляет собой совместное  построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу,  а ребенок ее заканчивает" [56, с. 340]. Анализ образца рассказа  привлекает внимание детей к  последовательности и структуре  рассказа и направлен на ознакомление  детей с построением разных  типов монологов [56].

     При обучении детей старшего дошкольного  возраста составлению повествовательных  рассказов широко используются игровые  методы и приемы: игры-драматизации (Красная шапочка, Заюшкина избушка), игры-путешествия (Волшебный лес, Прогулка), дидактические игры (Высокий - низкий, Собери картинку и расскажи), словесные  игры (Кто больше слов скажет, Расскажем  про белочку, Найди другое слово) [14]. Данные игры могут использоваться как самостоятельная форма обучения, так и как часть занятия  по развитию речи.

     Любой навык, умение формируется в практической деятельности, нельзя обучить рассказыванию, если не создавать практическую необходимость  для применения этих умений и навыков. Чтобы обучить детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные  рассказы, необходимы практические речевые  упражнения с последовательным их усложнением [19].

     Таким образом, выбор методов и приемов  обучения детей старшего дошкольного  возраста составлению повествовательных  рассказов зависит от целей задач  конкретного мероприятия, содержания материала, от степени подготовленности педагога и детей. 
 
 

1.4.3 Средства обучения  детей старшего  дошкольного возраста  составлению повествовательных  рассказов

     Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения родному языку, указывает: "Для  нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта необходимо, чтобы  окружающая его речевая среда  обладала достаточными развивающими возможностями -- достаточным развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой  пользуются окружающие, насколько активен  ребенок в процессе обучения, - от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе" [54, с. 6].

     Психологи отмечают, что ребенок усваивает  родной язык, прежде всего, подражая разговорной  речи окружающих (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, и др.) [36]. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для  формирования связной речи, состоящих  не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание - рассказ, сообщение и т.п. [16]. Подражая родителям, педагогам в детском саду, и  другим взрослым ребёнок бессознательно строит свою речь в соответствии с  той речью, которую слышит вокруг [8].

     Средством обучения составлению повествовательных  рассказов является самостоятельное  рассказывание детей. В старшем  дошкольном возрасте у ребенка возникает  потребность объяснить сверстнику и взрослому о каком-либо событии, договориться о содержание предстоящей  игры т.п.

     В трудах А. М. Бородич, С.М. Кониной, Э. П. Коротковой, Л. А. Пеньевской, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной показана роль рассказывания в развитии связности  детской речи.

     При целенаправленном обучении детей старшего дошкольного возраста самостоятельная  повествовательная речь достигает  достаточно высокого уровня. Умение рассказывать приобретается детьми в процессе непосредственного общения с  окружающими [6]. 

"Основой  для обучения повествовательному  рассказыванию служит содержательная, интересная жизнь детей в детском  саду и семье" [2, с. 234]. С целью  обогащения содержания речи проводятся  наблюдения за окружающей действительностью,  рассматривание картин, беседы на  интересующие детей темы, в ходе  которых создавались условия,  побуждающие ребенка к связному  высказыванию [31].

     Как средство развития повествовательной  речи используются картины, доступные  детскому восприятию: с несложной  композицией, в которой можно  легко выделить отдельные объекты, установить их взаимоотношения. Картины  расширяют поле непосредственного  наблюдения, способствуют развитию мышления детей, их речи, стимулируют детское  словесное творчество, напоминают о  виденном, пережитом, возбуждают работу воображения, памяти. Особенно актуальны  в развитии связных повествовательных  рассказов серии картин объединенных одним сюжетом. Подвижные картины (типографские серии, диафильмы) - дидактический  материал для обучения составлению  повествовательных рассказов: представляют собой воспроизведение последовательно  сменяющих друг друга ситуаций [31].

     В группе детского сада особенное значение имеет книжный ряд, где находятся  книги с народными сказками и  художественной литературой, что имеет  большое значение для обучения детей  старшего дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов, помогает обратить внимание на композицию произведения, на его языковые особенности [34].

     Таким образом, педагогический процесс, в  ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и  навыков рассматривается как  творческое взаимодействие педагога и  ребенка, в котором происходит развитие его речи. В работе по обучению составлению  повествовательных рассказов в  дошкольных учреждениях используются следующие средства: речевая среда, предметно-развивающая среда в  группе, наглядные пособия, технические  средства обучения. 

1.5 Обучение детей  старшего дошкольного  возраста составлению  повествовательных  рассказов в коллективной  творческой деятельности

     В дошкольных учреждениях имеется  большое разнообразие форм воспитательно-образовательной  деятельности, направленной на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных  рассказов, одной из таких форм является коллективная творческая деятельность.

     "Психологи,  исследуя понятие творческой  деятельности - подчеркивали, что условием  и средством достижения деятельности  является творческое созидание.  Это творческое, преобразующее начало  должно обязательно присутствовать  в обучении" [11, с. 7].

     "В  основе развития речи лежит  активный, творческий процесс овладения  языком, формирования речевой деятельности (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова). Это  расходится с распространенной  точкой зрения на речевое развитие  как на "артефакт подражания", как на эффект неосознанного  усвоения языка ребенком" [35, с. 8].

     Подлинное развитие повествовательной речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка. Для этого требуется особая организация процесса овладения  языком, которая и осуществляется в коллективной творческой деятельности.

     Форма воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении может быть, и коллективной, и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. При  этом: учитываются интересы и потребности  каждого, индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, коллективная работа позволяет каждому найти  значимое место в общем деле, данная форма является по исполнению неповторимой [29].

     "Коллективная  творческая деятельность - это естественное  социальное педагогическое явление.  Коллективная творческая деятельность  состоит из двух понятий: коллективная, потому что планируется, совершается и обсуждается совместно с детьми и педагогами, и творческая, так как планируется и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных задач" [23, с. 18].

     "Формы  коллективной творческой деятельности  от других форм отличаются, прежде  всего, характером постановки  воспитательно-образовательных задач  и освоения коллективного опыта  детьми. В процессе коллективной  творческой деятельности воспитатель  не передает им готовый опыт, а ставит воспитательно-образовательные  задачи перед детьми незаметно.  Дошкольники сами "открывают"  эти задачи, вместе со взрослыми  и под их руководством создают  новый опыт, принимают ранее усвоенные  знания и умения, приобретая новые.  Этим коллективные творческие  дела принципиально отличаются  от мероприятий: бесед, экскурсий,  работы кружков и т.п. для  которых, напротив, характерна открытая  постановка и осуществление образовательных,  развивающих и воспитательных  задач" [22, с. 29].

     "Коллективная  творческая деятельность характеризуется  практической направленностью, коллективной  организацией педагогического процесса, творческим характером, где дети  заботятся друг о друге, о  своем коллективе. Такая организация  жизни детей в воспитательно-образовательном  процессе сплачивает воспитателей  и дошкольников" [22, с. 30].

     Методику  применения коллективных творческих дел  разработал Иванов Игорь Петрович (1925-1991) - академик РАО, автор методики коммунарского  воспитания и коллективных творческих дел. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и  младших, взрослых и детей, педагогов  и дошкольников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают  работу, отдавая свои знания, умения, навыки на общую пользу и радость [22]. 

     Общие черты рассматриваемой технологии это свободные группы, в которых  ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения педагогу. Педагогика сотрудничества, сотворчество воспитанника и воспитателя. Главной  методической особенностью коллективного  творческого дела является субъектная позиция личности. Технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова  направлена на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так  и специфичные особенности. Мотивом  деятельности детей в коллективном творческом деле является стремление их к самоутверждению, самовыражению [23]

     Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные [23].

     Успешное  использование системы коллективных творческих дел при реализации педагогических возможностей обеспечиваются соблюдением  трех основных условий:

     1. Развитие отношений творческого  содружества воспитателей и воспитанников.

     2. Развитие отношений творческого  развития между воспитанниками.

     3. Развитие отношений творческого  содружества между самими воспитателями  [23].

     Осуществление системы коллективной творческой деятельности возможно на разных уровнях. Первичный  уровень характеризуется ситуативным  типом использования коллективного  творческого дела. Средний - избирательно-систематическим. Высший - развернуто-систематическим. В реальном воспитательно-образовательном  процессе тип использования коллективного  творческого дела зависит от особенностей становления и развития коллектива. Алгоритм организации и проведения коллективной творческой деятельности состоит из следующих компонентов: поиск, целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность [23]. Мероприятия это одна из форм коллективной деятельности, представляющей собой события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воздействия на них. Каждое отдельное мероприятие коллективной творческой деятельности осуществляется поэтапно. Первый этап - предварительная работа. Педагоги устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательно-образовательном процессе, определяют конкретные задачи, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Второй этап - коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Третий этап - Коллективная подготовка дела. Составление плана подготовки, организация его выполнения. Четвертый этап - проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. Пятый этап - коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива, где каждый высказывает свое мнение, может осуществляться: опросом, заполнением анкеты, творческими отчетами. Шестой этап - ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборе дети и педагог делятся своими впечатлениями [23].

Информация о работе Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.