Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:18, дипломная работа
Цель исследования - выявить эффективность коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Задачи исследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:
1. Теоретически обосновать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.
2. Выявить уровень развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.
3. Разработать и внедрить мероприятия коллективной творческой деятельности, направленные на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.1 Значение обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.2 Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.3 Задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
Глава 2 1.4 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.1 Формы организации обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.2 Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.3 Средства обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.5 Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности
Заключение
Список используемой литературы
В обучении детей повествовательным рассказам из опыта широко распространенным приемом является речевой образец [47]. Он позволяет показать детям, как с помощью слова можно передать другим то, что они не видели, поделиться своими впечатлениями, наблюдениями. Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простейших и ценных видов применения образца рассказа из личного опыта. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания [47].
В процессе обучения составлению повествовательных рассказов используются и словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, речевой образец, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон, чтение педагогом и приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов [56].
Для развития большей целенаправленности мысли и речи, их полноты и временной последовательности большую роль играют вспомогательные вопросы. К ним воспитатель может прибегнуть для того, чтобы возвратить отвлекающегося ребенка к предмету рассказа, помочь ему последовательно изложить, повысить интерес к описываемому явлению [19].
В
повествовательном
"Для
обучения составлению
При
обучении детей старшего дошкольного
возраста составлению повествовательных
рассказов широко используются игровые
методы и приемы: игры-драматизации
(Красная шапочка, Заюшкина избушка),
игры-путешествия (Волшебный лес, Прогулка),
дидактические игры (Высокий - низкий,
Собери картинку и расскажи), словесные
игры (Кто больше слов скажет, Расскажем
про белочку, Найди другое слово)
[14]. Данные игры могут использоваться
как самостоятельная форма
Любой навык, умение формируется в практической деятельности, нельзя обучить рассказыванию, если не создавать практическую необходимость для применения этих умений и навыков. Чтобы обучить детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы, необходимы практические речевые упражнения с последовательным их усложнением [19].
Таким
образом, выбор методов и приемов
обучения детей старшего дошкольного
возраста составлению повествовательных
рассказов зависит от целей задач
конкретного мероприятия, содержания
материала, от степени подготовленности
педагога и детей.
1.4.3 Средства обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
Л.П.
Федоренко, исследуя принципы обучения
родному языку, указывает: "Для
нормального развития речи ребенка,
а следовательно, и для развития
его интеллекта необходимо, чтобы
окружающая его речевая среда
обладала достаточными развивающими возможностями
-- достаточным развивающим
Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, и др.) [36]. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание - рассказ, сообщение и т.п. [16]. Подражая родителям, педагогам в детском саду, и другим взрослым ребёнок бессознательно строит свою речь в соответствии с той речью, которую слышит вокруг [8].
Средством
обучения составлению повествовательных
рассказов является самостоятельное
рассказывание детей. В старшем
дошкольном возрасте у ребенка возникает
потребность объяснить
В трудах А. М. Бородич, С.М. Кониной, Э. П. Коротковой, Л. А. Пеньевской, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной показана роль рассказывания в развитии связности детской речи.
При
целенаправленном обучении детей старшего
дошкольного возраста самостоятельная
повествовательная речь достигает
достаточно высокого уровня. Умение рассказывать
приобретается детьми в процессе
непосредственного общения с
окружающими [6].
"Основой
для обучения
Как
средство развития повествовательной
речи используются картины, доступные
детскому восприятию: с несложной
композицией, в которой можно
легко выделить отдельные объекты,
установить их взаимоотношения. Картины
расширяют поле непосредственного
наблюдения, способствуют развитию мышления
детей, их речи, стимулируют детское
словесное творчество, напоминают о
виденном, пережитом, возбуждают работу
воображения, памяти. Особенно актуальны
в развитии связных повествовательных
рассказов серии картин объединенных
одним сюжетом. Подвижные картины
(типографские серии, диафильмы) - дидактический
материал для обучения составлению
повествовательных рассказов: представляют
собой воспроизведение
В группе детского сада особенное значение имеет книжный ряд, где находятся книги с народными сказками и художественной литературой, что имеет большое значение для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, помогает обратить внимание на композицию произведения, на его языковые особенности [34].
Таким
образом, педагогический процесс, в
ходе которого осуществляется формирование
у ребенка речевых умений и
навыков рассматривается как
творческое взаимодействие педагога и
ребенка, в котором происходит развитие
его речи. В работе по обучению составлению
повествовательных рассказов в
дошкольных учреждениях используются
следующие средства: речевая среда,
предметно-развивающая среда в
группе, наглядные пособия, технические
средства обучения.
1.5 Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности
В дошкольных учреждениях имеется большое разнообразие форм воспитательно-образовательной деятельности, направленной на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, одной из таких форм является коллективная творческая деятельность.
"Психологи,
исследуя понятие творческой
деятельности - подчеркивали, что условием
и средством достижения
"В
основе развития речи лежит
активный, творческий процесс овладения
языком, формирования речевой
Подлинное развитие повествовательной речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка. Для этого требуется особая организация процесса овладения языком, которая и осуществляется в коллективной творческой деятельности.
Форма
воспитательно-образовательной
"Коллективная
творческая деятельность - это естественное
социальное педагогическое
"Формы
коллективной творческой
"Коллективная
творческая деятельность
Методику
применения коллективных творческих дел
разработал Иванов Игорь Петрович (1925-1991)
- академик РАО, автор методики коммунарского
воспитания и коллективных творческих
дел. Основу, сущность этой методики составляет
тесное сотрудничество, совместная деятельность
всех членов коллектива, старших и
младших, взрослых и детей, педагогов
и дошкольников, при этом они сообща
планируют, готовят, проводят и оценивают
работу, отдавая свои знания, умения,
навыки на общую пользу и радость
[22].
Общие
черты рассматриваемой
Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные [23].
Успешное
использование системы
1.
Развитие отношений
2.
Развитие отношений
3.
Развитие отношений
Осуществление
системы коллективной творческой деятельности
возможно на разных уровнях. Первичный
уровень характеризуется