Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективность коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Задачи исследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:
1. Теоретически обосновать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.
2. Выявить уровень развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.
3. Разработать и внедрить мероприятия коллективной творческой деятельности, направленные на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.1 Значение обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.2 Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.3 Задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
Глава 2 1.4 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.1 Формы организации обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.2 Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.3 Средства обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.5 Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРС ПОСЛЕДНЯЯ.docx

— 52.44 Кб (Скачать)

     Возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем органичнее эти дела подкрепляются  остальными основными средствами и  мероприятиями воспитательно-образовательной  работы.

     Деятельность  на коллективных мероприятиях по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных  рассказов заключает в себе широкие  возможности для объединения  дошкольников, обладающих самыми различными умениями, знаниями, позволяет каждому  испытать радость успеха. На таких  мероприятиях возникает много ситуаций, позволяющих педагогу подчеркнуть  значение ответа каждого ребенка  для наиболее полного решения  общей задачи [24].

     Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно  учитывать уровень речевых умений каждого ребенка, наличие у него речевого творчества, самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся  у него со сверстниками [29].

     В старшем дошкольном возрасте задачи формирования у детей опыта коллективной творческой деятельности усложняются, у них формируется практический опыт поведения в совместной деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и радостью как от своих, так и  от общих достижений, что приводит к формированию настойчивости, старательности, доброжелательности, выдержки. Вместе с воспитанниками педагог оценивает  предложения детей, учит внимательно  слушать друг друга, разъясняет, как  следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая  его правильность [22].

     Главная цель обучения детей старшего дошкольного  возраста составлению повествовательных  рассказов в коллективной творческой деятельности состоит в том, чтобы  ребенок творчески освоил нормы  и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Программа детского сада ставит перед педагогом  задачу научить каждого ребенка  содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли [48].  

     Об  уровне речевого развития детей старшего дошкольного возраста можно судить по тому, как ребенок умеет строить  свое высказывание. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и  на эстетическое развитие ребенка: при  пересказах, при создании своих рассказов  ребенок использует образные слова  и выражения [38]. 

     Связность, прежде всего, формируется в текстах  повествовательного и контаминированного характера. При этом в качестве основного  результата в процессе овладения  речью является овладение текстом [21]. 

     Подлинное развитие повествовательной речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка. Для этого требуется особая организация процесса овладения  языком, которая и осуществляется в коллективной творческой деятельности. 

     Деятельность  является условием и средством достижения творческого созидания. Это творческое, преобразующее начало присутствует в коллективной творческой деятельности [11]. 

     Форма воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении может быть и коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при  этом: учитываются интересы и потребности  каждого, индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле, данная форма является по исполнению неповторимой [29]  

     "Коллективная  творческая деятельность - это уникальное  и в то же время естественное  социальное педагогическое явление,  которое может быть положено  в основу обучения детей старшего  дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов" [23, 18]. 

     Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательно-образовательных  задач и освоения опыта детьми. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива педагогов и  дошкольников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают  работу [24]. 

     Сравнивая динамику уровней умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный  рассказ в экспериментальной  группе на контрольном этапе исследования, пришли к выводу, что реализация комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных  рассказов положительно повлияла на связность и последовательность высказываний детей экспериментальной  группы. Составляют повествовательные  рассказы, соблюдая структуру рассказа (начало, середина, конец). При составлении  предложений дети пользуются различными способами соединения отдельных  его частей в единое целое, речь стала  плавной, ясной и понятной слушателям. В рассказах детей сократилось  количество пауз и повторов. У детей  старшего дошкольного возраста экспериментальной  группы рассказы значительно больше по объему, интереснее по содержанию. 

     Таким образом, данные контрольного эксперимента, свидетельствуют о положительной  динамике уровня развития умений детей  старшего дошкольного возраста экспериментальной  группы составлять повествовательный  рассказ в процессе целенаправленного  проведения мероприятий коллективной творческой деятельности. 

     Данные  проведенного исследования подтверждают предположение о том, что применение комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности, будет способствовать эффективному обучению детей старшего дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов. 

     Список  используемой литературы 

     1. Акимова, М.К. Психофизиологические  особенности индивидуальности дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов  / М.К. Акимова.- М.: Академия, 2001.- 160 с.  

     2. Алексеева, М.А. Методика развития  речи и обучения родному языку  дошкольников [Текст]: учеб. пособие  для студ. высших и сред. пед.  учеб. заведений / М.А. Алексеева,  В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 400 с. 

     3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических  терминов [Текст] / О.С. Ахманова.-М., 1969.-204 с. 

     4. Безруких, М.М. Как подготовить  ребёнка к школе и по какой  программе учиться? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева.- М.: Новая  школа, 1993.- 154 с. 

     5. Белкина, В.Н. Дошкольник: Обучение  и развитие [Текст] / В. Н. Белкина,  Н.Н. Васильева, В.Н. Елкина.- Ярославль:  Академия развития, 2001.- 156 с. 

     6. Белобрыкина, О.А. Речь и общение  [Текст]: популярное пособие для  родителей и педагогов [Текст] / О.А. Белобрыкина.- Ярославль: Академия  развития, 1998. - 240 с. 

     7. Бородич, А.М. Методика развития  речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студентов  пед. инстит. по спец. дошкольная  педагогика и психология / А.М.  Бородич - М.: Просвещение, 1981. - 255 с. 

     8. Валаткявичне, Э.А. Развитие элементарных  лингвистических представлений  старших дошкольников [Текст] / Э.А.  Валаткявичне // Дошкольная педагогика.- 2006.- № 4.- С. 7-11. 

     9. Венгер, Л. Старший дошкольник [Текст] / Л. Венгер // Дошкольное воспитание.- 1994.- № 9.- С. 54-55. 

     10. Воспитание и обучение в старшей  группе детского сада [Текст]: программа  и методические рекомендации / Составитель  Т.С. Комарова.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 224 с. 

     11. Выгодский, Л.С. Из записок конспекта  к лекциям по психологии детей  дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин.- М.: Просвещение, 2004. - 398 с. 

     12. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: собрание сочинений / Л.С.  Выготский.- М., 1982. - Т. 2. - 252 с. 

     13. Гербова, В.В. Работа с сюжетными  картинами [Текст]: В.В. Гербова  // Дошкольное воспитание - 2005. - №  1. - С. 18-23.

     14. Гербова, В.В. Занятия по развитию  речи в старшей группе детского  сада [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1984.- 175 с.

     15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения  детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.- М., 1961.- 98 с.

     16. Гаголева, Е.А. Как говорит ваш  ребенок [Текст] / Е.А. Глаголева  // Начальная школа плюс. До и  после.- 2006.- № 7.- С. 19-26.

     17. Диагностика умственного развития  дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А.  Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. - 112 с.

     18. Диагностика речевого развития  дошкольников [Текст] / Под ред. О.С.  Ушаковой.- М., 2001.- 140 с.

     19. Елкина, Н.В. Формирование связности  речи у детей пятого года  жизни [Текст] / Н.В. Елкина.- М.: Автореф.  дисс. канд. пед. наук, 2004. - 107с.

     20. Занятия по развитию речи в  детском саду книга для воспитателей  детского сада [Текст] / О.С. Ушакова,  А.Г. Арушанова, А.И. Максаков.- М.: Совершенство, 1999.- 384 с.

     21. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистические  и методические аспекты [Текст] / Н.Д. Зарубина.- М., 1981.- 162 с.

     22. Иванов, И.П. Мероприятие или коллективное  творческое дело? [Текст] / И.П. Иванов // Начальная школа.- 1970.- № 1.- С. 28-31.

     23. Иванов, И.П. Формула творчества, или Как научиться изобретать [Текст] / И. П. Иванов.- М.: Просвещение, 1994.- 90 с.

     24. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных  творческих дел [Текст] / И.П. Иванов.- М.: Магистр - Пресс, 1999.- 220 с.

     25. Ерофеева, Т. Психолого-педагогическое  изучение особенностей организации  занятий с детьми в условиях  вариативного обучения. Повышение  эффективности воспитания детей  дошкольного возраста [Текст] / Т.  Ерофеева.- Шадринск, 1992.- 98 с.

     26. Коломина, И.П. Структуры и механизмы  творческой деятельности [Текст] / И.П.  Коломина. - М., 1983.- 126 с.

     27. Короткова, Н.А. Образовательный  процесс в группах для детей  старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова.- М.: Линка-пресс, 2007.- 208 с.

Информация о работе Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.