Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:18, дипломная работа
Цель исследования - выявить эффективность коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Задачи исследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:
1. Теоретически обосновать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.
2. Выявить уровень развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.
3. Разработать и внедрить мероприятия коллективной творческой деятельности, направленные на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.1 Значение обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.2 Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.3 Задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
Глава 2 1.4 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.1 Формы организации обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.2 Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.3 Средства обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.5 Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Физиологическим
механизмом речи является вторая сигнальная
система деятельности коры головного
мозга сложная координированная
работа многих групп нервных клеток
коры головного мозга. В коре левого
полушария головного мозга
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
"По
данным А.М. Леушиной, по мере
расширения круга общения и
по мере роста познавательных
интересов ребенок овладевает
контекстной речью. Данная
Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения [12].
Развитие
детской речи представляет собой
сложный и многообразный
"В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части, к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений" [12, с. 34].
В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение разных типов текстов.
Дети старшего дошкольного возраста при обучении составлению повествовательных рассказов начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Дети способны выстроить повествовательный рассказ по серии картин, сери игрушек изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, о которых рассказывают, опираясь на память воображение. Дети старшего дошкольного возраста могут составить сюжетный повествовательный рассказ, как с опорой на наглядность, так и без наглядного сопровождения [49].
В процессе рассказывания у детей возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой. Это обстоятельство нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию, т.е. возникают ситуативные элементы в речи [8].
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности [38].
Психофизиологические особенности повествовательной речи требуют специального речевого воспитания. Дети учатся составлять повествовательный рассказ при целенаправленно организованной работе педагога по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию.
Таким
образом, психофизиологические особенности
детей старшего дошкольного возраста
создают предпосылки для
На
основании результатов
1.3 Задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
Среди
многих задач воспитания и обучения
детей старшего дошкольного возраста
обучение родному языку, развитие речи,
речевого общения - одна из главных [38].
Владение родным языком это не только
умение построить предложение, но рассказать
о каком-то явлении, событии последовательно.
Чтобы связно рассказать что-либо, нужно
ясно представить себе объект рассказа,
уметь анализировать, отбирать основные
свойства и качества, устанавливать
причинно-следственные, временные отношения
между предметами и явлениями. "Для
достижения связности необходимо умело
использовать интонацию, логическое ударение,
подбирать наиболее точно подходяще
для выражения данной мысли слова,
уметь строить сложные
Анализ раздела "Развитие речи"
в "Программе воспитание и
обучение в детском саду" под
редакцией М.А. Васильевой, позволил
сделать вывод о том, что
специальной задачи
Комплексные
вариативные программы для
В
программе "Радуга" решение задачи
по развитию речи представлено в разделе
"Совершенствование речи детей
и приобщение к художественной литературе".
Специфичным в программе
Анализ программы показывает, что наряду с подробным описанием освоения дошкольниками операционных критериев повествовательной речи, в ней недостаточно четко определено усложнение на каждом возрастном этапе задач по овладению смысловым единством изложения, умению отражать различные виды связи между предложениями и частями высказывания.
В программе "Детство" имеются специальные разделы "Развиваем речь детей" и "Ребенок и книга", содержащие общепринятые задачи: развитие связной речи, освоение ее грамматической и звуковой культуры. В старшем возрасте на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений. Одним из достоинств данной программы является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе. [44].
Таким
образом, в программе неполно
освещены задачи формирования представлений
о типах текстовой связи, не раскрывается
содержание обучения построения смысловой
структуры рассказа, соответствующей
повествовательному типу высказывания.
Программа
"Истоки" ориентирована на достижение
образовательного стандарта. В блоке
"Социальное развитие" представлен
специальный раздел "Речь и речевое
общение", посвященный обучению дошкольников
устанавливать при помощи речи контакты,
налаживать взаимоотношения и
Несмотря на все достоинства данной программы, в ней не конкретизированы задачи обучения старших дошкольников составлению повествовательных рассказов, овладению способами внутренней смысловой связи между предложениями и частями высказывания с учетом особенностей структурного построения повествовательного типа высказывания.
Специфические
особенности комплексных
1.
В каждой из программ имеется
специальный раздел, посвященный
особенностям развития речи
2.
Основополагающим для них
3.
Формирование речевых умений
рассматривается авторами
4.
Для каждого психологического
возраста определены речевые
умения лексико-
5.
Наряду с продуктивным
В
типовой программе и в
С
учетом результатов исследований ученых
в "Программе развития речи детей
дошкольного возраста в детском
саду" О.С. Ушаковой предусмотрено
комплексное решение на одном
занятии различных, но взаимосвязанных
задач, охватывающих разные стороны
речевого развития (фонетика, лексика,
грамматика) при его ведущей роли
[50]. Особое внимание обращается на формирование
представлений о структуре
В
программе определена последовательность
работы по развитию связной речи: обучение
называнию предмета (игрушки); выделение
признаков, действий; составление совместного
описания, затем повествования, рассуждения;
придумывание творческих рассказов, сказок.
В старшей группе дети овладевают
структурным оформлением