Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективность коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Задачи исследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:
1. Теоретически обосновать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.
2. Выявить уровень развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.
3. Разработать и внедрить мероприятия коллективной творческой деятельности, направленные на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.1 Значение обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.2 Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.3 Задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
Глава 2 1.4 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.1 Формы организации обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.2 Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.4.3 Средства обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
1.5 Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРС ПОСЛЕДНЯЯ.docx

— 52.44 Кб (Скачать)

     Физиологическим механизмом речи является вторая сигнальная система деятельности коры головного  мозга сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга. В коре левого полушария головного мозга имеется  центр речи, обеспечивающий понимание  воспринимаемых слов. При нарушении  его работы человек теряет способность  различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и  к осмысленной речи. Двигательный центр коры левого полушария головного  мозга речи обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит, у него остается только способность к крику и  пению без слов. Работа зрительного  центра коры левого полушария головного  мозга обеспечивает понимание письменной речи, чтение. В основе речевой деятельности лежит объединяющая работа речевых  центров коры левого полушария головного  мозга в целом [7].

     Закономерности  развития связной речи детей с  момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она  показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.

     "По  данным А.М. Леушиной, по мере  расширения круга общения и  по мере роста познавательных  интересов ребенок овладевает  контекстной речью. Данная форма  речи характеризуется тем, что  ее содержание раскрывается в  самом контексте и тем самым  становится понятным для слушателя,  вне зависимости от учета им  той или иной ситуации" [7, с. 45].

     Контекстной речью ребенок овладевает под  влиянием систематического обучения. Со временем ребенок начинает все  более совершенно и к месту  пользоваться то ситуативной, то контекстной  речью в зависимости от условий  и характера общения [12].

     Развитие  детской речи представляет собой  сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Развитие синтаксиса и грамматических структур осуществляется по общим лингвистическим законам, которые ребенок активно усваивает  в дошкольном возрасте [14].

     "В  овладении речью, считает Л.С.  Выготский, ребенок идет от  части, к целому: от слова к  соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще  позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений" [12, с. 34].

     В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи.

     Наиболее  яркой характеристикой речи детей  старшего дошкольного возраста является активное освоение разных типов текстов.

     Дети  старшего дошкольного возраста при  обучении составлению повествовательных  рассказов начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями  и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

     В этом возрасте возрастает удельный вес  простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных  предложений.

     Дети  способны выстроить повествовательный  рассказ по серии картин, сери игрушек  изложив завязку, кульминацию и  развязку. Кроме того, они могут  вообразить события, о которых рассказывают, опираясь на память воображение. Дети старшего дошкольного возраста могут  составить сюжетный повествовательный  рассказ, как с опорой на наглядность, так и без наглядного сопровождения [49].

     В процессе рассказывания у детей  возникают новые ассоциативные  связи, один образ вызывает другой. Это обстоятельство нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию, т.е. возникают  ситуативные элементы в речи [8].

     В формировании связной речи отчетливо  выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности [38].

     Психофизиологические  особенности повествовательной  речи требуют специального речевого воспитания. Дети учатся составлять повествовательный  рассказ при целенаправленно  организованной работе педагога по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию.

     Таким образом, психофизиологические особенности  детей старшего дошкольного возраста создают предпосылки для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных  рассказов.

     На  основании результатов исследований психологов, педагогов и лингвистов определены задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных  рассказов. 

1.3 Задачи и содержание  обучения детей  старшего дошкольного  возраста составлению  повествовательных  рассказов

     Среди многих задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных [38]. Владение родным языком это не только умение построить предложение, но рассказать о каком-то явлении, событии последовательно. Чтобы связно рассказать что-либо, нужно  ясно представить себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать  причинно-следственные, временные отношения  между предметами и явлениями. "Для  достижения связности необходимо умело  использовать интонацию, логическое ударение, подбирать наиболее точно подходяще  для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковых средства для  связи предложений и перехода от одного предложения к другому" [38, с. 7]. Развитие этих умений и является задачей при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению  повествовательных рассказов.

       Анализ раздела "Развитие речи" в "Программе воспитание и  обучение в детском саду" под  редакцией М.А. Васильевой, позволил  сделать вывод о том, что  специальной задачи формирования  представлений о структуре повествовательного  высказывания, о способах связи  между предложениями и частями  высказывания не предусмотрено  [10].

     Комплексные вариативные программы для дошкольных учреждений, содержат специально выделенные разделы, посвященные совершенствованию  связной речи детей, созданию благоприятной  речевой среды, целенаправленному  формированию речевых умений.

     В программе "Радуга" решение задачи по развитию речи представлено в разделе "Совершенствование речи детей  и приобщение к художественной литературе". Специфичным в программе является создание у детей мотивации, стимулирующей  коммуникативную активность, способствующей овладению связной монологической речью. Работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), использованию разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), конкретизирующих мысль (например, вот), обобщающих сказанное (иногда, всегда). Овладение детьми сознательного употребления синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка, правильным грамматическим построением сложных предложений [44].

     Анализ  программы показывает, что наряду с подробным описанием освоения дошкольниками операционных критериев  повествовательной речи, в ней  недостаточно четко определено усложнение на каждом возрастном этапе задач  по овладению смысловым единством  изложения, умению отражать различные  виды связи между предложениями  и частями высказывания.

     В программе "Детство" имеются специальные  разделы "Развиваем речь детей" и "Ребенок и книга", содержащие общепринятые задачи: развитие связной  речи, освоение ее грамматической и  звуковой культуры. В старшем возрасте на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений. Одним из достоинств данной программы является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений  речевого развития, авторы дают уточнения  речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе. [44].

     Таким образом, в программе неполно  освещены задачи формирования представлений  о типах текстовой связи, не раскрывается содержание обучения построения смысловой  структуры рассказа, соответствующей  повествовательному типу высказывания.  

     Программа "Истоки" ориентирована на достижение образовательного стандарта. В блоке "Социальное развитие" представлен  специальный раздел "Речь и речевое  общение", посвященный обучению дошкольников устанавливать при помощи речи контакты, налаживать взаимоотношения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. В  развитии речи выделяются следующие  аспекты: функции и формы речи, ее грамматический строй и звуковая культура, словарь. В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит развитие словесного творчества путем составления  рассказа по серии сюжетных картин, сочинения сказки с помощью опоры  на набор изображений возможных  персонажей (используются характерные  сказочные содержательно-тематические единства, типичная композиция и набор  стилистических средств). Для овладения  грамматически правильным построением  высказываний ставятся задачи по совершенствованию  структуры предложений, употреблению разнообразных типов синтаксических конструкций [44].

     Несмотря  на все достоинства данной программы, в ней не конкретизированы задачи обучения старших дошкольников составлению  повествовательных рассказов, овладению  способами внутренней смысловой  связи между предложениями и  частями высказывания с учетом особенностей структурного построения повествовательного типа высказывания.

     Специфические особенности комплексных вариативных  программ:

     1. В каждой из программ имеется  специальный раздел, посвященный  особенностям развития речи детей  на всех возрастных этапах.

     2. Основополагающим для них является  пропедевтический подход к освоению  дошкольниками связной монологической  речи, определение важного и необходимого  условия для ее развития - общения,  предполагающего установление педагогом  доверительных, партнерских форм  сотрудничества, ориентированных на  развитие личности ребенка.

     3. Формирование речевых умений  рассматривается авторами программ  не как самоцель, а как одно  из средств развития базисных  характеристик личности ребенка (компетентности, креативности, инициативности, произвольности, самостоятельности).

     4. Для каждого психологического  возраста определены речевые  умения лексико-грамматического  и звукового оформления изложения.

     5. Наряду с продуктивным определением  задач, направленных на освоение  дошкольниками связным монологическим  высказыванием, в них наблюдается  неполное освещение особенностей  оформления цельности и связности  повествовательных рассказов.

     В типовой программе и в комплексных  вариативных программах недостаточно раскрыты особенности структурного построения повествовательного типа высказывания. Не определено содержание обучения детей  старшего дошкольного возраста повествовательному рассказыванию.

     С учетом результатов исследований ученых в "Программе развития речи детей  дошкольного возраста в детском  саду" О.С. Ушаковой предусмотрено  комплексное решение на одном  занятии различных, но взаимосвязанных  задач, охватывающих разные стороны  речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли [50]. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой  связи (лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых лексических  средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление.

     В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки); выделение  признаков, действий; составление совместного  описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок. В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных  типов высказываний: повествования (начало события, его развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство) [50].

Информация о работе Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.