Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:32, статья
В 2008-2009 учебном году я участвовала в работе городского методического сообщества «Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения». По собственному желанию и с большим интересом решила поработать в этом ГМС, так как через год в 2010 году мне набирать первоклассников и работать уже по новому стандарту. А значит, заранее нужно быть готовым к тем изменениям, которые нас ждут с введением нового стандарта. Что же больше всего меня заинтересовало в новом стандарте? В чем я увидела принципиальное отличие новых стандартов для начальной школы от существующих?
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы
в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения
Масорова Елена Васильевна, учитель начальных классов,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №58», г. Омск
В 2008-2009 учебном году я участвовала в работе городского методического сообщества «Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения». По собственному желанию и с большим интересом решила поработать в этом ГМС, так как через год в 2010 году мне набирать первоклассников и работать уже по новому стандарту. А значит, заранее нужно быть готовым к тем изменениям, которые нас ждут с введением нового стандарта. Что же больше всего меня заинтересовало в новом стандарте? В чем я увидела принципиальное отличие новых стандартов для начальной школы от существующих? Это организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы. Именно о ней я хочу сказать.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах отличных от урочной системы обучения.
Мой педагогический стаж составляет 19 лет, я не новичок в школе. Работаю в обычной общеобразовательной школе на окраине города. За свою педагогическую деятельность мне приходилось работать по разным программам, идти в ногу со временем и вести различные кружки и факультативы. Но никогда за эти годы я не имела возможность заниматься внеучебной деятельностью в том количестве часов, в котором я могла, и хотели мои ребята. Я могла вести только 1 кружок, а вся остальная внеучебная деятельность за счёт своего личного времени без всякой оплаты. В базисный учебный план стандарта второго поколения добавлена внеучебная деятельность по 10 ч в неделю во всех классах начальной школы
Базисный учебный план Общеобразовательных учреждений Российской Федерации Начальное общее образование Вариант1 | |||||
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего часов | |||
I | II | III | IV | ||
Инвариантная часть | |||||
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Иностранный язык | - | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Художественный труд | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
ИТОГО | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Вариативная часть(6-дневная неделя) | - | 3 | 3 | 3 | 9 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе | - | 25 | 25 | 25 | 75 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Внеучебная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
ВСЕГО к финансированию | 30 | 35 | 35 | 35 | 135 |
И эти часы включены в финансирование. Кроме того, для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений выделены основные направления внеучебной деятельности:
-спортивно-оздоровительное
-художественно-эстетическое
-научно-познавательное
-военно-патриотическое
-общественно-полезная деятельность
-проектная деятельность
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
| ||||
Направления | I | II | III | IV | Всего часов |
Спортивно-оздоровительное | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Художественно-эстетическое | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Научно-познавательное | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Военно-патриотическое | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Общественно-полезная деятельность | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Проектная деятельность | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Всего к финансированию | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Авторы предлагают рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеучебной деятельности. Авторы выделили уровни результатов внеучебной деятельности: школьник знает и понимает общественную жизнь, школьник ценит общественную жизнь, школьник самостоятельно действует в общественной жизни. По каждому виду внеучебной деятельности и уровню результатов внеучебной деятельности перечислены преимущественные формы достижения результата. Достижение всех трёх уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей).
Вид внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения результата |
8.Спортивно-оздоровительная деятельность | Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры. Акции-проекты
| 1.Приобретение школьником социальных знаний.
2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3.Получение опыта самостоятельного социального действия.
| Занятия спортивных секций беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Школьные спортивные турниры.
Спортивные и оздоровительные акции-проекты
|
Жизнь ребенка не заканчивается уроками в школе. Ребенок может заниматься в школе во второй половине дня спортом, изобразительным искусством, театром и так далее. Это будет только на пользу, это не нагрузка, а разгрузка, поскольку ребенок будет заниматься только тем, что ему интересно. А значит, мы, помимо прочего, ослабим напряжение, которое вызывают обязательные уроки.
Мы знаем, что многие учителя и классные руководители занимаются со своими учениками во второй половине дня — и театром, и музыкой, и спортом. Но учителя никогда за это толком не получали денег. Где-то выбивают деньги на кружки, но оплата кружков и уроков все равно разная, ведь кружков в учебном плане нет. И получается, что ребенок ставится в зависимость от того, в какую школу он попал, какие кружки там ведутся или не ведутся, реализует ли он свои интересы во внеучебной деятельности. Я уверена, что в учебном плане нужно фиксировать не только уроки, но и возможность проведения занятий во второй половине дня. Как практик смотрю на стандарт с практической точки зрения. Например, я активно занимаюсь с ребятами проектной деятельностью, готовлю ребят к участию в конференции юных исследователей. Мы успешно участвуем в сетевых проектах, есть победы регионального уровня. Тот, кто занимается с ребятами, знает, сколько нужно ежедневно времени до или после уроков, чтобы выполнить задания, подобрать нужный материал, оформить работы. И не всегда найдутся родители, которые помогут своему ребёнку и учителю. Вся эта работа держится на голом энтузиазме педагога. Так почему же не дать ему возможность заниматься этим с ребятами в рамках организованной внеучебной деятельности. Я люблю заниматься спортом, сама веду физкультуру у своих ребят. И на своих лыжах у меня зимой стоят все 26 ребят и я впереди. А мы хотим совершать лыжные прогулки, кататься с горок в рамках спортивно-оздоровительной деятельности. Пусть это будет спортивная секция или просто оздоровительные процедуры. Нам урока физкультуры мало!
Мы с ребятами выпускаем газету нашего класса. И часто выпуск затягивается, так как не можем найти время. Недавно я познакомилась с замечательной программой кружка «Отечеству служим пером», приобрела методические пособия и тетради. В рамках этого кружка замечательно можно обучать младших школьников основам детской журналистики. Даже с 1 класса! И тут же выпускать свою газету! Этот кружок замечательно вписывается в вид внеучебной деятельности «Социальное творчество».
Я бы ещё смогла продолжить ряд примеров организации внеучебной деятельности, которыми я смогла бы заниматься со своими ребятишками после введения стандарта второго поколения. Возможно, не все учителя захотят заниматься так активно внеучебной деятельностью, тут всё зависит от педагога. Но тогда можно будет привлечь в школы педагогов дополнительного образования. Не все ребятишки хотят ходить куда-то на кружки, а вот в своей школе пойдут.
Конечно, у меня есть много вопросов, на которые не найдены ответы:
-Какова будет наполняемость кружков, секций?
-Можно ли будет заниматься только с ребятами со своего класса, либо же ребят будут объединять из других классов?
-Дадут ли возможность в рамках проектной деятельности заниматься с небольшим количеством ребят?
-Как будет организована эта деятельность, если начальная школа работает в 2 смены? Где найти помещения?
-За счет, каких средств будет произведено материально-техническое оснащение? (там, где оно потребуется)
-Какова будет оплата педагогу?
-Где взять образовательные программы? Смогут ли педагоги самостоятельно с помощью предлагаемого методического конструктора внеучебной деятельности разрабатывать программы сами с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения?
Вопросы есть. Хочется надеяться, что появятся ответы на них.
Библиографический список
1.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений российской Федерации (проект). - М.:Просвещение, 2008
2.Д.В Григорьев, П.В.Степанов Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9 классов) (проект). - Центр теории воспитания ИТИП РАО